урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7_klass.doc

 

 

7 класс.Олимпиада по литературе.

1.Назовите три основных рода литературы.

2.Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

б) Из того ли города из Мурома,

     Из того ли села да Карачарова…

в) Науки юношей питают,

    Отраду старым подают,

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастной случай берегут.

 

3 Определите стихотворный размер следующих строк:

Науки юношей питают,

 Отраду старым подают,

4.Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.

На чужой стороне и весна …

Лес рубят-…

До слова крепись, а…

5. Прочитайте  стихотворение  Б.Пастернака.

Плетемся по грибы.                                            Но время в сентябре

Шоссе. Леса. Канавы.                                          Отмерено так куце!

Дорожные столбы                                                 Едва ль до нас заре

Налево и направо.                                                 Сквозь чащу дотянуться.

С широкого шоссе                                                Набиты кузовки,

Идем во тьму лесную.                                          Наполнены корзины.

По щиколку в росе                                                Одни боровики

Плутаем врассыпную.                                         У доброй половины.

А солнце под кусты                                              Уходим. За спиной

На грузди и волнушки                                          Стеною лес недвижный,

Чрез дебри темноты                                              Где день в красе земной

Бросает свет с опушки.                                          Сгорел скоропостижно.

Гриб прячется за пень,

На пень садится птица.

Нам вехой – наша тень,

Чтобы с пути не сбиться.

 

Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы. Постарайтесь объяснить выбор автором именно этих слов.

6.В стихотворении  Б.Пастернака найдите олицетворения, объясните их  употребление.

7.Подумайте, почему в стихотворении используются слова с общим, а не конкретным значением: гриб вообще, а не масленок и т.д., птица вообще, а не синица, например. Объясните содержанием текста.

8. Объясните следующие строки:

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Как называется это выразительно-изобразительное средство?

9.Как вы думаете, почему в этом стихотворении так скупо использованы выразительно- изобразительное средства? Что поэт называет земной красотой?

 

 

Ответы.

1.Эпос, лирика, драма. 3 балла.

2. 6 баллов.

а)  житие  священнослужителя Ермолая-Еразма  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

б) былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

в) «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова

3. 6 баллов.

На чужой стороне и весна не красна. Патриотическая пословица говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Лес рубят  - щепки летят. Во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

До слова крепись,а давши слово, держись. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.

4.1 балл. Ямб.

5. 6 баллов.

Слова плетемся и плутаем имеют разговорную окраску и вносят оттенок непринужденности, что соответствует теме стихотворения. Эти два слова очень выразительны по значению. Плестись означает не просто  «идти», а «идти медленно, вяло». И мы представляем, как очень рано встали грибники, не выспались, как холодно и неуютно в осеннем лесу. Грибы ещё впереди, а пока – зябко, хочется спать. Потому и двигаются они вяло, плетутся.

Слово плутать позволяет представить, как грибники ходили в разных направлениях, разыскивая грибы, иногда, увлекаясь, теряли дорогу, направление. Такие точно подобранные по значению и окраске слова помогают читателю представить изображенное конкретно, как бы увидеть его.

6. 4 балла. «Гриб прячется за пень». Грибникам кажется, что грибы играют с ними в прятки. «А солнце… бросает свет с опушки».Солнечные лучи слабо освещают лес.

7.2 балла.

8. 2 балла.Метафора.

9.10 баллов.

В стихотворении описан обычный осенний день в обыкновенном лесу, проведенный автором с какими-то людьми (о них ничего не сказано) за обычным занятием- сбором грибов. Здесь не описана подробно и конкретно  ни красота осеннего леса, ни прелесть найденных грибов. Не сказано ни слова о радости грибной удачи (набрали столько отменных грибов - одни боровики у  доброй половины). Автор так сдержан и скуп на слова и оценки, наверное, потому, что он показывает красоту естественной, обычной жизни человека и природы. Все, что вокруг, что привычно, и есть краса земная, - утверждает Борис Пастернак.

Всего 40 баллов.