Олимпиада по литературе 9 класс ( Школьный этап)
1) Проанализируйте рассказ М.М. Пришвина «Клюква», пользуясь следующими вопросами и заданиями:
· В чем идейно-эстетический смысл рассказа М.М.Пришвина?
· Как в рассказе показаны взаимоотношения человека и природы?
· Чем рассказ близок произведениям русского фольклора?
· Какую роль играет в рассказе диалог?
· Каким предстает в рассказе образ автора? Всего 15 баллов ( 3 б. за ответ на каждый вопрос)
Клюква.
Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, правду ли он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.
- Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? – сказал ему кто-то из нас.
- Я не про это, - ответил Кирсан. – Кто же, правда не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюква побольше собрала на болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег.Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища – березовая почка? Вот я и подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него внимания обращать, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, расселись по березам, клюют горькие почки, а внизу , видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное – чуть шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?
- Что сделали? – сказал один охотник. – Я бы дал первому поклевать…
Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и молча улыбался.
- Ну скажи, Кирсан Николаевич, - обратились мы, наконец. К самому хозяину, - расскажи, как же ты поступил.
- Я поступил очень просто, - ответил Кирсан. – Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после березовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.
Смеялись мы, но другой егерь, Камолов, сказал:
- На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся. А ты с ружьем – эка невидаль!
2) Дайте интерпретацию стихотворения А.С. Пушкина « Что в имени тебе моем?...», используя следующие вопросы и задания:
· Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.
· Меняется ли он по ходу текста?
· Какими способами создается настроение стихотворения?
· Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?
· Как художественная структура текста помогает понять его содержание?
Всего 15 баллов ( 3 балла за ответ на каждый вопрос)
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.