урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9_klass.doc

 

Олимпиада по литературе 9 класс  ( Школьный этап) 

1)    Проанализируйте рассказ М.М. Пришвина «Клюква», пользуясь следующими вопросами и заданиями:

· В чем идейно-эстетический смысл рассказа М.М.Пришвина?

· Как в рассказе показаны взаимоотношения человека и природы?

· Чем рассказ близок произведениям русского фольклора?

· Какую роль играет в рассказе диалог?

· Каким  предстает в рассказе образ автора?    Всего  15 баллов ( 3 б. за ответ на каждый                                                                                                                        вопрос)

                                               Клюква.

Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, правду ли он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

- Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? – сказал ему кто-то из нас.

- Я не про это, - ответил Кирсан. – Кто же, правда не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она  и на мою долю клюква  побольше собрала на  болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег.Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после  зерна  какая же это пища – березовая почка? Вот я и подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него внимания обращать, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, расселись по березам, клюют горькие почки, а внизу , видят, клюква красная на белом снегу. Один петух  слетел,  осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное – чуть  шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?

- Что сделали? – сказал один охотник. – Я бы дал первому поклевать…

Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и  молча улыбался.

- Ну скажи, Кирсан Николаевич, - обратились мы, наконец. К самому хозяину, - расскажи, как же ты поступил.

- Я поступил очень просто, - ответил Кирсан. – Когда петух взял клюквину в рот, стало  ему после березовых почек очень кисло; он  от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы, но другой егерь, Камолов, сказал:

- На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся. А ты с ружьем – эка невидаль!

2) Дайте интерпретацию стихотворения А.С. Пушкина « Что в имени тебе моем?...», используя следующие вопросы и задания:

·         Охарактеризуйте облик  лирического «я» в этом стихотворении.

·         Меняется ли он по ходу текста?

·         Какими способами создается настроение стихотворения?

·         Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

·         Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

Всего 15 баллов ( 3 балла за ответ на каждый  вопрос)

 

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.