урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по литературе 9 класс.doc

Олимпиада по литературе

9  класс

Часть I

Время работы: 90 минут

I.  Знание текстов художественных произведений.

 

1.1.По портретной характеристике определите героя, название произведения и его автора: (Максимальное количество баллов – 3)

 

<…> Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.<…>

 

1.2.По пейзажному описанию определите название произведения, автора:

(Максимальное количество баллов – 2)

 

<…> Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину .Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.<…>

 

1. 3.Определите и назовите автора и произведение по фрагментам текста.        

(Максимальное количество баллов – 8).

 

Фрагмент

автор

произведение

    Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один…

 

 

    Кони мчатся по буграм;

         Топчут снег глубокий…

    Вдруг в сторонке божий храм

         Виден одинокий…

 

 

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь

И где опустишь ты копыта?

 

 

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего.

 

 

 

 

II. Историко-литературные задания.

 

2.1. Что объединяет  поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Р. Державина, А.С.Пушкина?  ( Максимальное количество баллов – 2).

 

       2.2. Широко известны слова А.С. Пушкина из « Путешествия в Арзрум…»: «Мы ленивы и нелюбопытны». В связи с чем они сказаны? Об отсутствии чьих записок и биографии сожалеет Пушкин? ( Максимальное количество баллов – 2).

      2.3. Узнайте русских поэтов и писателей. (Максимальное количество баллов - 4).

 

1) Многие годы жизни провёл в Царском Селе; для него была придумана должность, никогда более не существовавшая; сюжеты из его капитального исторического сочинения использовали многие современники; чтение одного из его произведений определило моду на прогулки у пруда возле стен древнего московского монастыря; в его жену с юности был влюблен великий русский поэт, трогательное описание последних часов жизни которого она оставила в письме к своему сыну.

 

2) Первый сборник его повестей рассмешил даже наборщиков. Он подолгу жил за границей, а в конце жизни совершил паломничество ко Гробу Господню. В Москве один памятник ему поставлен к столетию со дня рождения (на нём помещены барельефы героев его произведений), второй – к столетию со дня смерти.

 

III. Знание теории   литературы.

 

1. Определите литературоведческий термин по словарной дефиниции.

( Максимальное количество баллов – 1).

 

  <…> - слова, которыми автор прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их поступки, описывает события, обстановку, пейзаж; иногда не связаны с действующими лицами и событиями повествования.

 

2.Каким размером написаны эти стихотворения? ( Максимальное количество баллов – 3).

 

2.1. Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! 

 

2.2. Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

 

2.3. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

 

    3. Напишите даймонд – творческую работу, представляющую по форме 7-стишие.

(Максимальное количество баллов – 10)

 

Алгоритм составления:

Первая и последняя строчки представляют собой существительные-антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

 

 Пример даймонда

 

День

Ясный, светлый

Радует, волнует, бодрит.

День светел. Ночь темна.

Печалит, опустошает, усыпляет.

Мрачная, темная

Ночь.

 

IV. Литература и другие виды искусства.

(Максимальное количество баллов – 5)

 

Назовите подлинное имя Ярославны. Кто и когда впервые опубликовал «Слово о полку Игореве»? Кто написал оперу на сюжет «Слова…»? Как называется эта опера?

 

 

 

  Часть П

 

V. Интерпретация художественного произведения.

 

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.  

            (Максимальное количество баллов – 30).

                                                

                                                                                                                                                                                                                      

1.Что такое интерпретация?

2.Сопоставьте две художественные интерпретации образа Кармен в стихотворении Блока  и цикле Цветаевой. Что их объединяет и в чем различие?

3.Как относится к своей  героине  каждый из поэтов и какими художественными средствами выражается это отношение?

4.Кто еще из известных вам поэтов и писателей обращался к образу Кармен?

 

А. Блок

 

О, да, любовь вольна, как птица,

   Да, все равно – я твой!

Да, все равно мне будет сниться

   Твой стан, твой огневой!

 

Да, в хищной силе рук прекрасных,

    В очах, где грусть измен,

Весь бред моих страстей напрасных,

    Моих ночей, Кармен!

 

Я буду петь тебя, я небу

   Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

   За твой огонь – звездам!

 

Ты встанешь бурною волною

   В реке моих стихов,

И я с руки моей не смою,

  Кармен, твоих духов…

 

И в тихий час ночной, как пламя,

   Сверкнувшее на миг,

Блеснет мне белыми зубами

   Твой неотступный лик.

 

Да, я томлюсь надеждой сладкой,

   Что ты, в чужой стране,

Что ты, когда-нибудь, украдкой

   Помыслишь обо мне…

 

За бурей жизни, за тревогой,

   За грустью всех измен, -

Пусть эта мысль предстанет строгой,

  Простой и белой, как дорога,

  Как дальний путь, Кармен!

 

                                           28 марта 1914

 

М. Цветаева

       

              КАРМЕН

             

                           1

Божественно, детски-плоско

Короткое, в сборку, платье.

Как стороны пирамиды

От пояса мчат бока.

 

Какие большие кольца

На маленьких темных  пальцах!

Какие большие пряжки

На крохотных башмачках!

А люди едят и спорят,

А люди играют в карты.

Не знаете, что на карту

Поставили, игроки!

 

А ей – ничего не надо!

А ей – ничего не надо!

-  Вот грудь моя. Вырви сердце –

И пей мою кровь, Кармен!

                 

                       13 июня 1917

 

                   2.

 

Стоит, запрокинув горло,

И  рот закусила  в кровь.

А руку под  грудь уперла –

Под левую – где любовь.

 

-  Склоните колена! – Что вам,

Аббат, до моих колен?!

Так кончилась – этим словом –

Последняя ночь Кармен.

                   

                   18  июня 1917

 

 

 

                                                     

       


Олимпиада по литературе

9  класс

Ключи

 

I.  Знание текстов художественных произведений.

 

1.1. (Максимальное количество баллов – 3)

                    Н.В.Гоголь «Мертвые души», Ноздрев

 

1.2. (Максимальное количество баллов – 2)

                     М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

 

            1. 3. (Максимальное количество баллов –8).

·         М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

·         В.А.Жуковский «Светлана»

·         А.С.Пушкин «Медный всадник»

·         А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

 

II. Историко-литературные задания.

 

2.1. (Максимальное количество баллов – 2)

Ода Горация «К Мельпомене» демонстрирует преемственность поэтической традиции. Стихотворение Державина  «Памятник» — это вольное подражание оде Горация. А перевод Державина стал, в свою очередь, основой для подражания А.С.Пушкина в стихотворении «Памятник», от которого отталкивались все последующие поэты.

 

2.2.  (Максимальное количество баллов – 2)

А.С.Пушкин о смерти А.С.Грибоедова: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок!   Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны....».

 

2. 3.(Максимальное количество баллов - 4).

            1)  Н.М.Карамзин

              2)  Н.В.Гоголь

 

III. Знание теории   литературы.

 

1. (Максимальное количество баллов – 1)

Авторская речь

 

2. ( Максимальное количество баллов – 3).

·        Дактиль

·        Хорей

·        Ямб 

 

3.  Даймонд – 10 баллов

 

V. Литература и другие виды искусства.   (Максимальное количество баллов – 5).

Ярославна - Ефросиния – дочь Ярослава Осмысла.

Первое издание 1800 года подготовлено А.И. Мусиным-Пушкиным под заглавием: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича» (М., 1800).  «Слово о полку Игореве» легло в основу известной оперы

 А. П. Бородина «Князь Игорь».

 

 

V. Интерпретация художественного произведения.

   (Максимальное количество баллов – 30).

  (20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое  оформление сочинения).

 

1.    Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)

2.    Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)

3.    Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)

4.    Последовательность и логичность изложения – (2 балла)

5.    Следование нормам речи – (2 балла)

 

Итого – 70 баллов.