Олимпиада по литературе
9 класс
Часть I
Время работы: 90 минут
I. Знание текстов художественных произведений.
1.1.По портретной характеристике определите героя, название произведения и его автора: (Максимальное количество баллов – 3)
<…> Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.<…>
1.2.По пейзажному описанию определите название произведения, автора:
(Максимальное количество баллов – 2)
<…> Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину .Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.<…>
1. 3.Определите и назовите автора и произведение по фрагментам текста.
(Максимальное количество баллов – 8).
Фрагмент |
автор |
произведение |
Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один… |
|
|
Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий… Вдруг в сторонке божий храм Виден одинокий… |
|
|
А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь И где опустишь ты копыта? |
|
|
Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего. |
|
|
II. Историко-литературные задания.
2.1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Р. Державина, А.С.Пушкина? ( Максимальное количество баллов – 2).
2.2. Широко известны слова А.С. Пушкина из « Путешествия в Арзрум…»: «Мы ленивы и нелюбопытны». В связи с чем они сказаны? Об отсутствии чьих записок и биографии сожалеет Пушкин? ( Максимальное количество баллов – 2).
2.3. Узнайте русских поэтов и писателей. (Максимальное количество баллов - 4).
1) Многие годы жизни провёл в Царском Селе; для него была придумана должность, никогда более не существовавшая; сюжеты из его капитального исторического сочинения использовали многие современники; чтение одного из его произведений определило моду на прогулки у пруда возле стен древнего московского монастыря; в его жену с юности был влюблен великий русский поэт, трогательное описание последних часов жизни которого она оставила в письме к своему сыну.
2) Первый сборник его повестей рассмешил даже наборщиков. Он подолгу жил за границей, а в конце жизни совершил паломничество ко Гробу Господню. В Москве один памятник ему поставлен к столетию со дня рождения (на нём помещены барельефы героев его произведений), второй – к столетию со дня смерти.
III. Знание теории литературы.
1. Определите литературоведческий термин по словарной дефиниции.
( Максимальное количество баллов – 1).
<…> - слова, которыми автор прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их поступки, описывает события, обстановку, пейзаж; иногда не связаны с действующими лицами и событиями повествования.
2.Каким размером написаны эти стихотворения? ( Максимальное количество баллов – 3).
2.1. Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
2.2. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
2.3. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
3. Напишите даймонд – творческую работу, представляющую по форме 7-стишие.
(Максимальное количество баллов – 10)
Алгоритм составления:
Первая и последняя строчки представляют собой существительные-антонимы.
Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.
Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.
4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.
5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.
Пример даймонда
День
Ясный, светлый
Радует, волнует, бодрит.
День светел. Ночь темна.
Печалит, опустошает, усыпляет.
Мрачная, темная
Ночь.
IV. Литература и другие виды искусства.
(Максимальное количество баллов – 5)
Назовите подлинное имя Ярославны. Кто и когда впервые опубликовал «Слово о полку Игореве»? Кто написал оперу на сюжет «Слова…»? Как называется эта опера?
Часть П
V. Интерпретация художественного произведения.
Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.
(Максимальное количество баллов – 30).
1.Что такое интерпретация?
2.Сопоставьте две художественные интерпретации образа Кармен в стихотворении Блока и цикле Цветаевой. Что их объединяет и в чем различие?
3.Как относится к своей героине каждый из поэтов и какими художественными средствами выражается это отношение?
4.Кто еще из известных вам поэтов и писателей обращался к образу Кармен?
А. Блок
О, да, любовь вольна, как птица, Да, все равно – я твой! Да, все равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой!
Да, в хищной силе рук прекрасных, В очах, где грусть измен, Весь бред моих страстей напрасных, Моих ночей, Кармен!
Я буду петь тебя, я небу Твой голос передам! Как иерей, свершу я требу За твой огонь – звездам!
Ты встанешь бурною волною В реке моих стихов, И я с руки моей не смою, Кармен, твоих духов…
И в тихий час ночной, как пламя, Сверкнувшее на миг, Блеснет мне белыми зубами Твой неотступный лик.
Да, я томлюсь надеждой сладкой, Что ты, в чужой стране, Что ты, когда-нибудь, украдкой Помыслишь обо мне…
За бурей жизни, за тревогой, За грустью всех измен, - Пусть эта мысль предстанет строгой, Простой и белой, как дорога, Как дальний путь, Кармен!
28 марта 1914
|
М. Цветаева
КАРМЕН
1 Божественно, детски-плоско Короткое, в сборку, платье. Как стороны пирамиды От пояса мчат бока.
Какие большие кольца На маленьких темных пальцах! Какие большие пряжки На крохотных башмачках! А люди едят и спорят, А люди играют в карты. Не знаете, что на карту Поставили, игроки!
А ей – ничего не надо! А ей – ничего не надо! - Вот грудь моя. Вырви сердце – И пей мою кровь, Кармен!
13 июня 1917
2.
Стоит, запрокинув горло, И рот закусила в кровь. А руку под грудь уперла – Под левую – где любовь.
- Склоните колена! – Что вам, Аббат, до моих колен?! Так кончилась – этим словом – Последняя ночь Кармен.
18 июня 1917
|
Олимпиада по литературе
9 класс
Ключи
I. Знание текстов художественных произведений.
1.1. (Максимальное количество баллов – 3)
Н.В.Гоголь «Мертвые души», Ноздрев
1.2. (Максимальное количество баллов – 2)
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
1. 3. (Максимальное количество баллов –8).
· М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
· В.А.Жуковский «Светлана»
· А.С.Пушкин «Медный всадник»
· А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
II. Историко-литературные задания.
2.1. (Максимальное количество баллов – 2)
Ода Горация «К Мельпомене» демонстрирует преемственность поэтической традиции. Стихотворение Державина «Памятник» — это вольное подражание оде Горация. А перевод Державина стал, в свою очередь, основой для подражания А.С.Пушкина в стихотворении «Памятник», от которого отталкивались все последующие поэты.
2.2. (Максимальное количество баллов – 2)
А.С.Пушкин о смерти А.С.Грибоедова: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны....».
2. 3.(Максимальное количество баллов - 4).
1) Н.М.Карамзин
2) Н.В.Гоголь
III. Знание теории литературы.
1. (Максимальное количество баллов – 1)
Авторская речь
2. ( Максимальное количество баллов – 3).
· Дактиль
· Хорей
· Ямб
3. Даймонд – 10 баллов
V. Литература и другие виды искусства. (Максимальное количество баллов – 5).
Ярославна - Ефросиния – дочь Ярослава Осмысла.
Первое издание 1800 года подготовлено А.И. Мусиным-Пушкиным под заглавием: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича» (М., 1800). «Слово о полку Игореве» легло в основу известной оперы
А. П. Бородина «Князь Игорь».
V. Интерпретация художественного произведения.
(Максимальное количество баллов – 30).
(20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое оформление сочинения).
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)
3. Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)
4. Последовательность и логичность изложения – (2 балла)
5. Следование нормам речи – (2 балла)
Итого – 70 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.