Урок 28. Опора тела и движение.
Оценка 4.7

Урок 28. Опора тела и движение.

Оценка 4.7
doc
27.10.2023
Урок 28. Опора тела и движение.
Урок 28. Опора тела и движение.doc

Урок 28. Опора тела и движение

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с опорно-двигательной системой человека, с основными отделами скелета, с работой мышц, со строением своего тела; опеделения, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.

Развивающая: способствовать развитию интереса к устройству и работе организма человека.

Воспитательная: содействовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни; укреплению гигиенических навыков; формированию гуманной точки зрения о том, какое место занимает человек в природе.

Оборудование: плакаты «Нарушение осанки», «Скелет человека»; кроссворд; мешочки  для подержания осанки;  карточки  с  рядом  букв  (два варианта).

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

За посадкою следи –                                                 Держи осанку ровно –

Свои кости береги.                                                   Спина будет здорова.

II. Проверка домашнего задания.

– Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств. Три ученика будут работать индивидуально по карточкам на местах.

1. Соедини стрелками:

глаза                      орган осязания

уши                        орган вкуса

нос                         орган зрения

кожа                      орган обоняния

язык                       орган слуха

2. Сколько органов чувств ты знаешь? (5.)

3. Как называется наука, изучающая строение тела человека? (Анатомия.)

III. Актуализация опорных знаний и сообщение темы урока.

– Какие системы в организме человека вы знаете? (пищеварительная, кровеносная.)

– Сегодня мы познакомимся с новой системой органов. О какой, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

•  Я опору тела составляю, ходить, бегать, прыгать помогаю. (Скелет.)

– Тема нашего урока сегодня «Опора тела и движения». Мы познакомимся на уроке со строением скелета человека, с работой мышц, будем развивать интерес к изучению своего организма, воспитывать в себе культуру к здоровому образу жизни, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искривления позвоночника.

IV. Изучение нового материала.

1. Скелет – опора тела.

Беседа.

– Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (Нет.)

– Почему? (ответы учащихся.)

– Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – опора наша. Скелет ещё и защищает внутренние органы (демонстрирует плакат «Строение человека»).

Почему твое тело не расплывается в лепешку, подобно выброшенной на берег медузе? Ему помогает поддерживать форму скелет, состоящий из отдельных костей. Он напоминает прочный каркас, который делают строители, когда возводят высокое здание. Многие кости твоего скелета соединены подвижно с помощью суставов и связок. Благодаря гибким соединениям костей ты можешь бегать и прыгать. В теле взрослого человека около 200 отдельных костей. У маленьких детей их даже больше, ведь с возрастом некоторые кости прочно срастаются между собой!

– Что составляет скелет? (Кости.)

– Скелет человека состоит из четырех отделов:

1. череп.

2. туловище, которое состоит из позвоночного столба и груд-ной клетки.

3. отдел верхних конечностей, состоящий из пояса верхних конечностей (лопаток и ключиц) и скелета рук.

4. отдел нижних конечностей, состоящий из тазовых костей и скелета ног.

– Что защищает череп? (мозг.)

– Что защищает грудная клетка? (сердце, лёгкие.)

– Рассмотрите свои пальцы и руки. Прощупайте каждый палец. Что почувствовали под кожей?

вывод: под кожей находятся мышцы и кости.

– Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.

Кости существуют отдельно и соединены друг с другом. Вместе скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему, которую необходимо беречь.

– Как беречь свой скелет?

Правила сохранения здоровья:

1. Не прыгайте неожиданно на своих товарищей.

2. Не бейте друг друга по голове.

3. Не выкручивайте руки.

4. Не ставьте подножки.

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука,

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх,в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

2. Правильная осанка.

Беседа.

– Все вы, ребята, любите русские народные сказки. Вспомните, из какой сказки эти слова:

Жила-была царевна-краса – Золотая коса.

По земле шла, словно лебедь белая плыла,

И статна и величава, и осанкою красива…

– Сказка эта о Василисе-красе – Золотой косе.

– Как вы понимаете слова «стать» и «осанка»?

– Правильная осанка влияет не только на внешность, но и на расположение и деятельность внутренних органов. Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика, которая делает тело здоровым и красивым.

А. С. Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л. Н. Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он совершал верхом дальние прогулки.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые, походка лёгкая. Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице.

Правила для поддержания правильной осанки:

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Измерения «Как проверить осанку?» (фронтальная работа).

Учитель может пригласить по желанию ученика класса и продемонстрировать, как можно проверить наличие у него сутулости.

– Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.

Далее учитель предлагает всему классу проверить наличие искривления позвоночника.

– Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.

– От чего зависит неправильная осанка?

Работа по таблице «Неправильная осанка».

Учащиеся записывают в таблицу причины неправильной осанки: сидят за столом сутулясь; в школу ходят с портфелями, неся тяжесть в одной руке; не любят заниматься физическими упражнениями.

– Можно ли исправить осанку? (Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем.)

3. Правила формирования правильной осанки.

Работа с учебником (с. 134–137).

Рассмотрите плакат (или фотографии на с. 136 учебника).

– Как надо правильно сидеть за столом?

Правильно ли сидит девочка?

– Какие правила посадки за столом она нарушила?

Если она будет так сидеть постоянно, как это отразится на её здоровье?

– Давайте вместе придумаем правила, как сидеть за столом и организовать свое место, чтобы удобно и хорошо работалось.

Учащиеся называют правила:

1. Сиди всегда прямо, слегка наклонив голову вперед, но не очень низко.

2. Не опирайся о край стола. Между столом и грудью должно быть небольшое пространство.

3. Ноги ставь всегда на пол подошвой.

4. Руки должны лежать на столе свободно, плечи держи на одной высоте.

5. При объяснении учителя можно откинуться на спинку стула.

Прочитаем текст в учебнике (с. 134–137).

– Что помогает поддерживать хорошую осанку?

– Для каких профессий необходима хорошая осанка? (военный, балерина, спортсмен.)

V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником (с. 137, ответы на вопросы рубрики «Подумай!»).

Можно предложить учащимся разгадать кроссворд:

1. Часть ноги, в которой много небольших костей. (стопа.)

2. Научное название «маленького хвостика» позвоночника. (копчик.)

3. Название дугообразных костей, отходящих от позвоночника. (ребро.)

4. Одна из составляющих плеча. (лопатка.)

5. Часть руки между плечевой костью и кистью. (предплечье.)

6. Составляющие скелета. (кости.)

7. То, что защищает мозг от повреждений. (череп.)

8. Часть ноги от колена до стопы. (голень.)

9. Что образует лопатка и ключица? (плечо.)

10. Основное назначение скелета. (опора.)

11. Что идет от черепа вдоль спины? (позвоночник.)

12. Как называется повреждение кости? (перелом.)

13 Часть руки, в которой много маленьких костей. (кисть.)

14 Положение тела при ходьбе, посадке. (осанка.)

Ключевые слова: скелет человека.

VI. Итог урока.

– О чем шла речь на уроке?

– Из чего состоит скелет?

– Назовите и покажите части скелета.

– Каково значение позвоночника?

– Почему важно беречь скелет?

– Что такое осанка?

Вывод: учащиеся читают на с. 137 учебника.

– Что относится к опорно-двигательной системе?

– Каковы её функции?

– Как укрепить опорно-двигательную систему?

– Что даёт человеку правильная осанка?

– Как понимаете пословицы:

•  Работай сидя – отдыхай стоя.

•  Средство к исцелению – это движение.

Домашнее задание: составить правила сохранения своего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Советы Айболита по сохранению осанки

Вы, ребята, посмотрите:                                 Походить не полениться.

Все ли правильно сидите.                              Груз тяжёлый и большой

Быть прямой должна спина,                          Не носи в руке одной.

Как гитарная струна.                                      Поровну распределяй

Ноги вы соедините,                                        В две руки и в путь ступай.

Прямо голову держите.                                  Береги свой позвоночник

Ну а чтобы не устать,                                     Утром, днём и даже ночью.

Позу нужно поменять,                                    Чтобы кости не болели,

А минут так через тридцать                           Спи на жёсткой ты постели.

Опорно-двигательный аппарат человека: позвоночник

«Позвоночник – ключ к здоровью», – эта фраза была сказана Полем Брэггом достаточно давно, но и по сей день она не теряет своей актуальности. Ведь от хорошего состояния позвоночника зависит, прежде всего, ваше отличное самочувствие и нормальное функционирование всех органов и систем организма.

Согласно статистике, только один из более тысячи человек в среднем возрасте имеет здоровый и довольно гибкий позвоночник. Большинство людей сегодня ведут сидячий образ жизни, но анатомия позвоночника такова, что он должен быть подвижным и становиться жесткой опорой. Однако из-за отсутствия физической нагрузки хрящи и диски между позвонками перетираются и разрушаются. Именно поэтому люди с возрастом становятся ниже – позвоночник усыхает.

Позвоночник взрослого здорового человека способен выдерживать нагрузку до 400 килограммов. Такая прочность достигается благодаря тканевой жидкости, заполняющей межпозвонковые диски. При напряжении мышцы фиксируют эти диски, создавая структуру прочнее бетона.

Анатомия позвоночника очень удивительна и интересна. Оказывается, он не имеет точного количества костей в своем составе. У кого-то может быть 33 позвонка, а у кого-то – 35. Дело в том, что копчик человека может состоять как из 4 позвонков, так и из 5 или 6. Любое из этих чисел считается нормой.

О здоровье позвоночника может рассказать внешний вид языка, а точнее складка, проходящая по его центру. Если на кончике языка складка чуть искривлена, то это говорит о шейном остеохондрозе, если искривление складки наблюдается в ее середине, то это значит, что есть проблемы с грудной клеткой, если у основания языка, то скорее всего что-то не так с поясницей.

Возраст и работоспособность позвоночника определяются его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

Столб, без которого не жить

Позвоночный столб – самая сложная структура опорно-двигательного аппарата: состоит из 7 шейных позвонков, 12 грудных и 5 поясничных. Замыкается позвоночник крестцом, который вместе с костями таза является своеобразным фундаментом этого многоэтажного сооружения. Природа позаботилась о человеке, предусмотрев многообразные движения, и «обезопасила» внутренние органы, создав надежную, прочную анатомическую структуру позвоночного столба.

У нас не просто костная палка в спине, а целая цепочка из отдельных позвонков. Шейные позвонки поддерживают голову и обеспечивают ее движения: повороты в стороны, наклоны вперед и назад.

Грудные позвонки, соединенные с ребрами, образуют грудную клетку.

Поясничные позвонки формируют поясничный отдел. Это самые мощные и массивные, а также самые подвижные позвонки. Они обеспечивают до 80 % движений человека.

Пять сросшихся позвонков формируют крестец, а четыре сросшихся позвонка копчика представляют собой остатки хвостового скелета у основания позвоночника.

Позвоночник выполняет две важнейшие функции: опорно-двигательную и защитную. Как в панцире, в позвоночном столбе скрыт спинной мозг, который представляет собой отдел центральной нервной системы. В нем расположены многочисленные проводящие нервные пути, передающие импульсы от органов нашего тела в головной мозг и от головного мозга к органам. Спинной мозг начинается от головного мозга и заканчивается на уровне промежутка между первым и вторым поясничными позвонками. От спинного мозга отходит 31 пара нервных корешков.

Между двумя соседними позвонками расположен межпозвонковый диск – круглая плоская соединительнотканная прокладка. Основной функцией дисков является амортизация при нагрузках, которые неизбежно возникают во время физической активности. Диски служат также для соединения тел позвонков друг с другом.

Некоторые интересные сведения о мышцах,
которые вам, может быть, ещё неизвестны

·          Тело человека состоит более чем из четырёхсот мышц. Все они выполняют свои строго определённые функции. На мышечную ткань приходится до 40 % от общего веса человека, то есть это в среднем 20–30 килограммов.

·          Для своей работы мышцы используют химическую энергию, выделяемую клетками при расщеплении молекул. Для работы мышц требуется от 20 до 40 % всей вырабатываемой химической энергии.

·          В теле человека мышцы или группы мышц отделены друг от друга фасциями, то есть плёнкой. Фасция представляет собой соединительнотканную оболочку, которая защищает мышцы от ненужного трения между собой, ограничивает смещение групп мышц в стороны. Большая ягодичная мышца самая крупная. Её длина составляет 20 сантиметров. Стременная мышца самая маленькая, длина её 1,27 миллиметра. Язык – это самая сильная мышца, а вот самые быстрые – это мышцы, выполняющие моргание. Челюстные мышцы, расположенные на коренных зубах, могут развить усилие до 72 килограммов. Тем, кому за 40, теряют до 2 % своей мышечной массы ежегодно.

·          До 25 % всех мышц сосредоточены на лице и шее человека, благодаря чему наша мимика так разнообразна и красноречива.

·          Как утверждают французские невропатологи, плачущий человек приводит в движение 43 мышцы лица, смеющийся же – всего 17 мышц. Просто разговаривая друг с другом, мы включаем в работу до 100 мышц груди, шеи, языка, челюстей и губ.

Как сохранить красивую осанку?

Физиологи говорят, что правильная осанка не дается нам от рождения, ее надо вырабатывать. Чтобы дети ходили, стояли и сидели красиво, чтобы этот навык стал естественной потребностью, нам, родителям, придется приложить усилия.

Последствия кривой спины:

ь  Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение.

ь  При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы.

ь  Плохая осанка может привести к близорукости и остеохондрозу.

ь  Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей.

ь  Тогда окружающие к нему так и начинают относиться и таким отношением вполне могут на самом деле сотворить из него неудачника.

правила сохранения красивой осанки у ребенка:

1. Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости...

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пока держаться ровно не войдет у него в привычку.

3. Обращать внимание на позу при письме. Ноги, спина, руки должны иметь опору. Высота стола должна быть на 2–3 см выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять.

4. Не допускать развития плоскостопия. Плоская стопа нарушает правильную опору, ноги быстро устают, ось таза наклоняется, и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запускайте эту проблему.

5. Не спать на мягкой постели. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой, кровать – такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть.

Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15–16 лет еще можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?

Для правильной осанки полезно:

ь  Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем.

ь  Плавать брассом.

ь  Ездить верхом. Во время верховой езды позвоночник самовытягивается, создается надежный «мышечный корсет», закрепляется правильная посадка.

ь  Делать упражнения у вертикальной плоскости: вставать у стенки правильно, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать...

ь  Носить на голове различные предметы: кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке...

ь  Тренировать координацию движений: делать «ласточку», стойку на одной ноге, ходить по бревну.

Для правильной осанки НЕ полезно:

ь  Кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.

ь  Ездить на самокате.

ь  Заниматься некоторыми видами спорта, теми, где приходится делать асимметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование), – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. А также боксом – боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине. Занятия акробатикой, художественной и спортивной гимнастикой и борьбой в младшем школьном возрасте делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем тоже может плохо сказаться на осанке.

ь  Подолгу стоять или прыгать на одной ноге.

ь  Поднимать тяжести, согнувшись, а не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.

Правильная поза!

Встаньте к стене, прикоснитесь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она, правильная поза! Тело должно ее запомнить.


Урок 28. Опора тела и движение

Урок 28. Опора тела и движение

Благодаря гибким соединениям костей ты можешь бегать и прыгать

Благодаря гибким соединениям костей ты можешь бегать и прыгать

И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем

И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем

От чего зависит неправильная осанка?

От чего зависит неправильная осанка?

Ключевые слова: скелет человека

Ключевые слова: скелет человека

Приложение Советы Айболита по сохранению осанки

Приложение Советы Айболита по сохранению осанки

Анатомия позвоночника очень удивительна и интересна

Анатомия позвоночника очень удивительна и интересна

Для своей работы мышцы используют химическую энергию, выделяемую клетками при расщеплении молекул

Для своей работы мышцы используют химическую энергию, выделяемую клетками при расщеплении молекул

Для правильной осанки полезно: ь

Для правильной осанки полезно: ь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023