Урок 29. Наше питание. органы Пищеварения.
Оценка 4.8

Урок 29. Наше питание. органы Пищеварения.

Оценка 4.8
doc
27.10.2023
Урок 29. Наше питание. органы Пищеварения.
Урок 29. Наше питание. органы Пищеварения.doc

Урок 29. Наше питание. органы Пищеварения

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления учеников с необходимыми организму питательными веществами; обобщения и систематизации знаний; формирования элементарных представлений об органах пищеварения человека, правил правильного питания.

Развивающие: способствовать развитию умений устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы, выделять главное, существенное в изучаемом материале; развитию самостоятельности, познавательного интереса.

Воспитательные: содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. воспитанию аккуратности и прилежания.

Оборудование: этикетки от различных продуктов (молоко, сок, шоколад, булочка, йогурт); карточки-задания для работы групп; «шапочки» со словами: белки, жиры, углеводы, витамины, с буквами А В С Д Е; слова, названия продуктов; кроссворд; тест; натуральные овощи, фрукты; карточки индивидуальные; энциклопедические словари; выставка работ учащихся.

Сценарий урока

I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Итак, начинаем урок.

В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Живем мы с вами, не задумываясь над тем, как мы устроены. Ты человек. Мальчик или девочка. Твое тело слушается тебя, но, в то время как ты сидишь или бежишь, в организме происходит сложная работа. Многое мы уже узнали о нашем организме, много узнаем и сегодня.

II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

1. Тестирование.

Тест «Опора тела и движение. Органы чувств»

1. Какова роль скелета человека?

        а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;

        б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

        в) скелет является опорой тела.

2. От чего зависит осанка человека?

        а) от скелета и мышц;

        б) от связок и сухожилий;

        в) от хрящей и костей.

3. К чему прикреплены мышцы?

        а) к органам;                         б) к костям;                          в) к хрящам.

4. Что нужно делать для того, чтобы развить свои мышцы?

        а) больше отдыхать;

        б) больше двигаться;

        в) больше читать.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с опорно-двигательной системой человека и доказали, что кости и мышцы играют важную роль в нашем организме. Сегодня пришло письмо от Незнайки. Он не смог прийти на урок. Давайте узнаем: почему?

Учитель читает письмо:

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колет. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта, конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду, как всегда, с вами. Ваш Незнайка».

– Как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу? (Ответы учащихся.)

– Что нужно ему поменять в своем рационе? Давайте поможем составить меню для Незнайки. Но сначала мы должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться.

– Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (О питании.)

Задание. Возьмите лист «Моё питание», запишите свои Ф. И. и заполните строчки:

«Какие у меня самые любимые блюда?»________________________

«Пища, которую я не люблю»_________________________________

– Отложите листочки в сторону, мы ещё к ним вернёмся.

– Все живые существа питаются. Чем питаются растения? (Корнями всасывают из почвы воду с растворёнными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал.)

– Чем питаются животные? (Растениями и другими животными.)

– Чем питается человек? Что значит правильное питание?

– Какая цель стоит перед нами? (Ответы учащихся.)

IV. Открытие нового знания.

1. Пища и правильное питание.

Беседа.

– Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

– Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.

– Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.

– Сколько раз в день должен есть человек? (Четыре раза: завтрак, обед, полдник, ужин.)

– Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)

– Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т. д.)

– Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)

– Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т. д.)

– Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

Работа над высказыванием известного американского пропагандиста здорового образа жизни Поля Брэгга и составление правил правильного питания.

«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудноперевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не живет до 100 лет» (Поль Брэгг).

Работа на доске.

– Предлагаю вам игру «Один дома». На доске расположены картинки с изображением продуктов. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе; в корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу.

Учащиеся «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты.

– Какие продукты пользуются большей популярностью?

– А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине и распределим на вкусные и полезные.

– О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, вкус – вещь индивидуальная – о вкусах не спорят. Но как же понять, полезен продукт или нет? (Мнения учащихся.)

– Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

Работа по учебнику (с. 138).

– Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

– Что такое белки и для чего они нужны?

2. Питательные вещества.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Белки вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. Являются основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки составляют почти пятую часть веса человека. Больше всего их содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человек растет до 24–25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 граммов белков в сутки. После 25 лет – 50–60 граммов.

– Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры?

К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию, а также служат «строительным материалом» тела. Без них человек не может работать, учиться, заниматься спортом. Они помогают организму сопротивляться болезням. Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц, и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений – кукурузы, подсолнечника, сои и др.

Это интересно! баклажан снижает рост холестерина в крови.

– Какие полезные вещества содержатся в картофеле?

Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом. Главный поставщик энергии для тела. Именно углеводы придают сладкий вкус любимым лакомствам. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупах, макаронах, кондитерских изделиях, картофеле. Они помогают вырабатывать энергию.

Физкультминутка «Самолеты»

1. «Заводим моторы».

И. п. – стоя, руки внизу; вращательные движения рук перед грудью. повторить 5 раз.

2. «Накачаем колеса» – наклониться вперед. повторить 4 раза.

3. «Проверим, хорошо ли накачали колеса»: присесть, постучать кулачками по коленям. повторить 5 раз.

4. «Проверим крылья».

И. п. – руки в стороны, ноги слегка расставить; наклоны вправо, влево (по 2 раза на каждую сторону).

5. «Заведем моторы».

И. п. – стоя, руки внизу. Руки к груди, вращательные движения рук. повторить 5 раз.

6. «Полетели самолеты».

И. п. – руки в стороны. Бег на носочках.

3. Питательные вещества: витамины.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita – «жизнь» – со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах.

– Что вы знаете о витаминах?

В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их «богатство» – витамины.

Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.

Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.

Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.

Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.

Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.

Витамин D.

– Для чего нужно есть разнообразную пищу?

я хочу рассказать о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.

– Итак, мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет некрасивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет неуютным. Окон должно быть больше, чем дверей.

Из этого нужно сделать вывод: ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит, пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питания нам поможет таблица, которую мы составили.

Работа с таблицей.

Гиппократ (древнегреческий врач) сказал: «А пища ваша должна быть лекарством…»

– Возьмите ваши листы, на которых записаны любимые и нелюбимые блюда. Проанализируйте их. Может, кто-то уже нашёл у себя ошибки?

Физкультминутка для глаз (под музыку)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Работа «научных» групп. Практическая работа 2.

– Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания.

– Поработайте в группах. 1-я группа составит вредные советы;  2-я группа составит правила питания. Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе. 3-я группа – составит меню для Незнайки.

Составляется памятка с правилами правильного питания для классного уголка здоровья и письма-ответа Незнайке.

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Мучного и сладкого надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.

6. Нужно соблюдать режим питания: стараться есть в одно и то же время.

7. Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.

8. Кушать надо тогда, когда проголодался.

9. Утром перед школой надо обязательно завтракать.

10. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

11. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

12. Перед сном покушай плотно: ешь чипсы и запивай пепси-колой.

– Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?

1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.

2. Помнить правила правильного питания.

4. Органы пищеварения.

Работа с учебником (с. 139–140).

– Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы рассмотрим рисунок в учебнике (с. 139) и узнаем, как устроена пищеварительная система.

Беседа.

– Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, должно перевариться и всосаться в кровь.

– Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется… куда? (В пищевод.) Далее по пищеводу – хрящевой трубочке – пища опускается в… (ответы учащихся) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в… (ответы учащихся) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Этот процесс длится 3–4 часа.

– Прочитайте, какую роль в пищеварении играет печень.

– Каким образом пища превращается в вещества твоего организма? При переваривании она распадается на составные части, из которых клетки твоего тела строят собственные белки, жиры и углеводы.

– Пища состоит из клеток. Любые клетки состоят из сложных веществ – белков, жиров и углеводов. На белок, например,  можно взглянуть, разбив яйцо.

– Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание – гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом.

– Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!

Чтение статьи «Как правильно нужно питаться».

– У вас на столах памятки. Отметьте  «*»  верное правило.

Памятка

*  Нужно стараться есть разнообразную пищу.

    В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

*  Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.

*  Пища не должна быть сильно горячей.

    Полезно принимать пищу на ходу или у компьютера, телевизора.

*  Нужно соблюдать режим питания: стараться есть в одно и то же время.

*  Утром перед школой надо обязательно завтракать.

*  Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

    Перед сном покушай плотно: ешь чипсы и запивай пепси-колой.

* Перед приёмом пищи сделайте 5–6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов питания.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Какие питательные вещества человек получает с пищей?

– Почему нельзя есть много сладкого?

– Можно ли есть много жареного, соленого, копченого?

– Полезна ли горячая пища?

– Почему следует соблюдать режим питания?

– Обязательно ли завтракать утром?

– В какое время ужинать?

– Из каких органов состоит пищеварительная система?

– Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

Домашнее задание: подумайте, как определить, жирная ли пища. Составьте меню для своей семьи в зимнее и летнее время (нарисуй, напиши или изготовь буклет). Вспомните из курса «Разговор о правильном питании», какое меню должно быть в эти периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные задания (по желанию): составить меню на день, для человека, который занимается спортом. Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины». Подготовиться к внеклассному мероприятию «Семейный кулинарный поединок».

 

 

О питательных веществах

Вчера, сегодня и завтра, всю жизнь вы ели и будете есть и пить. Пища очень разнообразна. Она должна доставлять нам достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов и воды.

Белки – основа жизни человека. Природа создала великое множество белков. Более ценными для нашего питания являются белки, которые содержатся в мясе, рыбе, молоке, яйцах. Это так называемые животные белки. Богаты белками и многие продукты растительного происхождения: крупы, бобовые. Белки, содержащиеся в крупяных продуктах, менее ценны по своему качеству, чем животные белки. Правильное питание заключается в умелом подборе продуктов. Так, гречневая каша становится более полноценным продуктом, если съесть её с молоком; в этом случае белки гречневой крупы дополняются ценными белками молока. Средний суточный рацион взрослого человека должен включать 100–120 граммов белка.

Огромное значение имеют для организма и жиры. Количество жиров в дневном рационе человека должно быть в среднем не менее 100 граммов. Для детей эта норма зависит от возраста: в возрасте 7–10 лет – 79 граммов. В зависимости от климатических условий содержание жира может быть повышено (например, в условиях Крайнего Севера) или уменьшено (в районах с теплым климатом). Жиры бывают животные и растительные. Для детского организма более ценны животные жиры. Они содержатся в сливочном масле, сметане, твороге, молоке: жиры этих продуктов легко усваиваются организмом. Из других жиров лучше усваивается жир домашней птицы и свиное сало, хуже – сало говяжье и баранье. Немалую роль в жизнедеятельности вашего организма играют и растительные жиры. Они также легко усваиваются и должны быть обязательной частью пищевого рациона.

Углеводы являются основным источником энергии. Они содержатся, в основном, в продуктах растительного происхождения: хлебе, крупе, овощах, сахаре, фруктах. Из углеводов легче всего усваиваются организмом различные виды сахара, имеющиеся во фруктах, ягодах, свекле, моркови, молоке, меде. Пища, содержащая такие виды сахара, способна быстро восстанавливать энергию, затраченную организмом в результате тяжелой физической работы и усиленного умственного труда. Среднее количество углеводов в суточном рационе пищи должно быть в вашем возрасте 315 граммов.

Для нормальной деятельности органов и тканей человека большое значение имеют минеральные вещества: соли кальция, фосфора, железа, натрия, магния, хлора, йода, меди. Все эти минеральные соли человек должен получить с пищей. Они находятся в различных пищевых продуктах: в яичном желтке, фасоли, зеленом салате, цветной капусте. Например, фосфор содержится в мясе, рыбе, твороге. Он необходим для питания тканей головного мозга, поэтому рекомендуется в большом количестве людям умственного труда. Железом богаты яичный желток, печень, хлеб грубого помола. Недостаток железа в пище может вызвать малокровие. Йод, который есть в мясе морских рыб, питьевой воде, морской капусте, нужен для нормальной жизнедеятельности щитовидной железы.

Очень важны для здоровья человека витамины. Благодаря им правильно используются в организме все другие необходимые ему вещества. Если в пище недостаточно витаминов, нарушается обмен веществ в организме, человек слабеет, быстро утомляется, становится более восприимчивым к заболеваниям. Каждый из витаминов – А, С, D, В1, В2, РР – оказывает своё благотворное воздействие на организм и по-своему важен для здоровья. Чтобы обеспечить человека необходимым количеством витаминов и сохранить их активность, следует, помимо учета их в тех или иных продуктах, соблюдать правила приготовления пищи, прежде всего температурный режим. Например, нельзя долго хранить очищенные овощи на воздухе, их надо сразу же после очистки и нарезки закладывать в кипящую воду. Кроме того, в рацион питания следует вводить в зависимости от времени года свежие овощи, зелень, фрукты, ягоды, в которых очень много важного для организма человека витамина С и каротина. Но на прилавках магазинов лежат овощи и фрукты, в которых есть много негативных содержаний, например нитраты. Поэтому запас витаминов можно пополнить, купив в аптеке поливитамины, аскорбиновую кислоту.

А воды нам нужно не меньше двух литров в сутки: ведь наше тело примерно на 2/3 состоит из воды. Если её запас не пополнять, через 3–4 дня человек погибает. Сколько питательных веществ требуется человеку на одни сутки? 100 г белков, 85 г жиров, 400 г углеводов.

Но кроме рационального подбора и сочетания продуктов, исключительное значение имеет для человека и режим питания. Если вы едите в определенное время, пища лучше усваивается организмом. Полезнее всего есть 4–5 раз в день. При четырехразовом питании первая еда – завтрак – должна составлять не менее одной четверти всего суточного рациона.

Вторая еда – обед – должна равняться почти половине суточного рациона. Обед делается из 2–3 блюд, из которых первое или второе – мясное или рыбное, богатое животными белками. На полдник рекомендуется молоко или чай с булочкой, бубликом, бутербродом или печеньем. Ужин должен быть легким, за полтора – два часа до сна. Лучше – одно горячее блюдо из овощей. К ужину подают чай, полезны простокваша или кефир. Очень нежелательны в рационе чипсы, газированные напитки, жареные пирожки.

Если пища разнообразна, то вы будете обеспечены всеми минеральными веществами и витаминами.

Органы пищеварения

Рот – как бы преддверие внутренней кухни. Едва вы увидите вкусную пищу или услышите аппетитный запах, как у вас во рту появляются слюнки. Они нужны для того, чтобы смочить попавшую в рот пищу. Иначе вам было бы очень трудно её разжевать и проглотить. Смоченная слюной и разжеванная пища попадает в пищевод, а оттуда в следующее отделение «кухни» – в желудок.

В стенках желудка есть особые желёзки. Когда сюда попадает пища, из желёзок начинает выделяться кислый сок, способный расщеплять белок. И вот что интересно: кусочек хлеба у вас ещё во рту, а железки желудка готовят такое количество и в таком виде сока, которое необходимо для переваривания. Так хитро уж всё согласовано. Ваши внутренние повара сами знают, что им делать. Чем красивее выглядит еда, чем заманчивее она пахнет, тем больше выделяется у вас слюны и желудочного сока. А это значит, что пища переваривается быстрее и приносит больше пользы. А если во время еды вы заняты другим делом, отделение соков резко снижается и может прекратиться. Желудок сокращается и проталкивает часть полупереваренной пищи дальше в кишечник. Это самое длинное отделение внутренней кухни. Оно тянется почти на 8 метров. По извилистому коридору кишечника движется кашица, в которую превратил пищу желудок. И в разных местах на неё действуют другие соки, которые заканчивают переваривание белков, переваривают жиры и углеводы. Они всасываются через стенку кишечника в кровь, и кровь разносит их по всему телу. Всякую пищу надо хорошенько пережевывать. Важную роль в пищеварении играют печень и поджелудочная железа.

Тест

1. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

2. Какие животные продукты мы употребляем в пищу?

а) хлеб, крупу, грибы, сахар, творог;

б) овощи, фрукты, растительное масло, кефир;

в) мясо, рыбу, яйца, молоко, сливочное масло.

3. Где начинается пищеварение?

а) во рту;                б) в желудке;               в) в кишечнике.

4. По чему пища попадает изо рта в желудок?

а) по кишечнику;

б) по деснам;

в) по пищеводу.

5. Где заканчивается переваривание пищи?

а) во рту;                б) в желудке;               в) в кишечнике.

6. Что в желудке переваривает пищу?

а) слюна;                б) кровь;                       в) желудочный сок.

Ответы: 1-а.  2-в.  3-а.  4-в.  5-в.  6-в.

Витамины

В пище, которую мы едим, обязательно должны быть витамины. В настоящее время известно более 25 видов витаминов. Их обозначают латинскими буквами А, В, С, D

Наиболее известен витамин С (аскорбиновая кислота). При отсутствии витамина С ты станешь слабым, плохо будут расти зубы. Витамина С очень много в плодах шиповника и черной смородины, в лимонах и  капусте.

Витамин В содержится в хлебе, молочных продуктах, яйцах, печени, гречневой крупе. Когда мало в организме витамина В, человек плохо спит, часто плачет.

Не будет витамина А, ты будешь плохо видеть. Этот витамин содержится в печени, сливочном масле, сырах. Если ты будешь есть морковь, красный перец, абрикосы, тыкву и другие овощи и фрукты красного цвета, то наш организм может сам выработать в себе витамин А.

Витамин D необходим для нормального развития костей. Больше всего витамина D содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке.

Процесс переваривания пищи

Пища проходит сложный путь своего превращения и расщепления. Сначала она попадает в ротовую полость. Над куском мяса, хлеба, яблока трудятся зубы, язык и слюнные железы. Зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу. Язык переворачивает пищевой комок, проталкивает его дальше к глотке. Кроме того, язык, так же, как и зубы, «замечает» все, что нельзя пропускать дальше, в пищевод. Сигналы с поверхности языка, богатой окончаниями чувствительных нервов, идут в головной мозг, и человек удаляет изо рта попавший в него вместе с пищей посторонний  предмет: кость, камешек, волос… Одновременно из слюнных желёзок выделяется слюна. С помощью слюны пища начинает перевариваться. Кроме того, слюна содержит вещество, склеивающее пищевые частицы и делающее их скользкими. Благодаря этому пищевой комок через глотку легко проходит в пищевод.

Измельченной и пропитанной слюной пища попадает в желудок. В его мускулистых стенках находятся особые желёзки. Они выделяют кислые соки, способные растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справляется быстро, с мясом дольше. Если человек плохо прожевывает пищу, то этим он задает желудку непосильную работу. Ему приходится браться не за своё дело – выполнять обязанности зубов и слюны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её не тот, какой нужен организму.

И вот пища попадает в двенадцатиперстную кишку. Сюда по тонким канальцам стекает острый сок поджелудочной железы и жгучая желчь, которую присылает желчный пузырь. Эти соки легко растворяют любые жиры.

Далее пища отправляется в тонкий кишечник. Жидкая кашица медленно движется по темным закоулкам, в которые выходят протоки различных железок. Они выделяют свои соки, растворяющие то одно вещество, то другое. По мере того, как пища растворяется, она всасывается
в кровь и разносится по телу. Оставшиеся непереваренные вещества продвигаются в последний отдел пищеварительной системы – толстый кишечник. Здесь за них принимаются маленькие повара. Это полезные кишечные микробы, постоянно живущие на стенках толстых кишок. Их обязанность – перерабатывать уцелевшие остатки пищи.

Так заканчивается длинное путешествие съеденной вами пищи. В дорогу она отправляется в виде кусочка хлеба с маслом, супа, каши, котлет. А к концу путешествия превращается в маленькие капельки прозрачной жидкости.

Весь путь пищевые массы совершают за 1–2 суток. Длина этого пути тянется почти на 8 метров.

Памятка «Береги зубы»

1. После еды всегда полощи рот теплой водой.

2. Чисти зубы 2 раза в день (утром и вечером перед сном) по 3 минуты.

3. Пользуйся только своей щеткой. Следи, чтобы она была всегда чистой.

4. Не ковыряй в зубах металлическими предметами.

5. Не бойся врача, смело обращайся к нему за советом, помощью.


Урок 29. Наше питание. органы

Урок 29. Наше питание. органы

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с опорно-двигательной системой человека и доказали, что кости и мышцы играют важную роль в нашем организме

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с опорно-двигательной системой человека и доказали, что кости и мышцы играют важную роль в нашем организме

Учащиеся «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с…

Учащиеся «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с…

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз

Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок

Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок

Дополнительные задания (по желанию) : составить меню на день, для человека, который занимается спортом

Дополнительные задания (по желанию) : составить меню на день, для человека, который занимается спортом

Поэтому запас витаминов можно пополнить, купив в аптеке поливитамины, аскорбиновую кислоту

Поэтому запас витаминов можно пополнить, купив в аптеке поливитамины, аскорбиновую кислоту

Где заканчивается переваривание пищи? а) в о рту; б) в желудке; в) в кишечнике

Где заканчивается переваривание пищи? а) в о рту; б) в желудке; в) в кишечнике

Весь путь пищевые массы совершают за 1–2 суток

Весь путь пищевые массы совершают за 1–2 суток
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023