Технологическая карта урока литературы по теме: Теория литературы. В поисках смыслов.
Предмет: Литература
Место урока в изучаемой теме: урок по теории литературы
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Тема |
Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах. |
Цели |
Образовательные: расширение представлений обучающихся о смыслах изучения литературы и средствах обретения этих смыслов / источниках смыслов; познакомить с понятием интертекстуальности и со способами построения интертекстуальных связей, применяя метод ИАТ; развивать умение обобщать и делать выводы, развивать мотивацию к учению и творчеству Воспитательные: воспитывать уважительное и любознательное отношение к литературе и культуре Формировать УУД: личностные: осваивать новые виды деятельности, делать выводы, формировать устойчивую мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию предметные: воспринимать и анализировать текст; сопоставлять тексты, комментированно читать метапредметные: познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь рассуждать, сравнивать, обобщать; регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе и групповой работе, соблюдая правила речевого поведения. |
Основные понятия |
Интертекстуальность, аллюзия, реминисценция, цитата |
Межпредметные связи |
Русский язык, искусство, музыка |
Ресурсы |
Презентация MS PP, коробка, ленты, шар, рабочие листы |
Технологии |
Комбинированная |
Организация |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для достижения планируемых результатов |
Примечания |
1. Организационный этап |
Приветствие, организация работы |
Готовятся к работе |
|
|
2. Определение темы урока |
Инициирует обсуждение темы урока: беседа о смыслах изучения литературы (общих и личных), выход на поиск новых смыслов |
Отвечают на вопросы учителя |
Диалог с учителем и одноклассниками
|
|
3. Аналитико-творческий этап, открытие нового знания |
Задание 1. 1. Работа с картиной И. Шишкина «На Севере диком…» (сюжет, жанр, чувства, вызываемые картиной); 2. Сопоставление картины со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»: обсуждение изменений в восприятии картины; 3. Предложение дополнить художественную реальность картины, нарисовать продолжение; 4. Выход на понятие интертекстуальности (диалог между картиной и стихотворением и т.д.) |
Анализируют картину, сопоставляют полотно с текстом стихотворения, рисуют продолжение истории, аргументируют свои идеи |
Диалог с учителем и одноклассниками, индивидуальная творческая работа
|
|
4. Аналитический этап |
Демонстрация коробки, перевязанной лентами, с символом интертекстуальности внутри. Обозначение задачи: добыть символ, выполнив задания (после выполнения задания развязываем одну ленту) Задание
2. Просмотр отрывка музыкального клипа на песню Оксимирона «Кто убил Марка?»
и установление источников фраз, используемых исполнителем. |
Смотрят и анализируют фрагмент клипа, в парах устанавливают источники цитат, участвуют в беседе |
Парная работа |
|
5. Аналитический этап, открытие нового знания |
Задание 3. Инициирование работы с одой Горация «К Мельпомене» (лирический герой, тема, чувства героя, идея) Инициирование
работы со стихотворением Г.Р. Державина «Памятник» Указание на очевидные сходства текстов (аллюзия – ключ 2), а затем на неочевидные сходства (реминисценции – ключ 3) |
Анализируют и сопоставляют тексты стихотворений |
Индивидуальная работа, фронтальная работа |
|
6. Обобщение |
Извлечение артефакта – шара из коробки. Вопрос: почему шар – символ интертекстуальности? (Отсутствие граней, начала и конца у фигуры; возможность соединять любые точки) |
Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах |
Диалог с учителем и одноклассниками |
|
7. Рефлексия |
Вопрос на рефлексию: как понимание связанности может мотивировать нас изучать литературу? |
Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах |
Индивидуальная работа |
|
8. Подведение итогов, д/з |
Подведение итогов урока |
Подведение итогов урока |
|
Д/з по усмотрению учителя |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.