Урок
Оценка 5

Урок

Оценка 5
docx
05.04.2024
Урок
Урок 1..docx

Технологическая карта урока литературы по теме: Теория литературы. В поисках смыслов.

Предмет: Литература

Место урока в изучаемой теме: урок по теории литературы

Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Тема

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах.

Цели

Образовательные: расширение представлений обучающихся о смыслах изучения литературы и средствах обретения  этих смыслов / источниках смыслов; познакомить с понятием интертекстуальности и со способами построения интертекстуальных связей, применяя метод ИАТ; развивать умение обобщать и делать выводы, развивать мотивацию к учению и творчеству

Воспитательные: воспитывать уважительное и любознательное отношение к литературе и культуре

Формировать УУД: личностные: осваивать новые виды деятельности, делать выводы, формировать устойчивую мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию

предметные: воспринимать и анализировать текст; сопоставлять тексты, комментированно читать

метапредметные:

познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь рассуждать, сравнивать, обобщать;

регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию

коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе и групповой работе, соблюдая правила речевого поведения.

Основные понятия

Интертекстуальность, аллюзия, реминисценция, цитата

Межпредметные связи

Русский язык, искусство, музыка

Ресурсы

Презентация MS PP, коробка, ленты, шар, рабочие листы

Технологии

Комбинированная

Организация

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для достижения планируемых результатов

Примечания

1. Организационный этап

Приветствие, организация работы

Готовятся к работе

 

 

2. Определение темы урока

Инициирует обсуждение темы урока: беседа о смыслах изучения литературы (общих и личных), выход на поиск новых смыслов

Отвечают на вопросы учителя

Диалог с учителем и одноклассниками

 

 

3. Аналитико-творческий этап, открытие нового знания

Задание 1.

1. Работа с картиной И. Шишкина «На Севере диком…» (сюжет, жанр, чувства, вызываемые картиной);

2. Сопоставление картины со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»: обсуждение изменений в восприятии картины;

3. Предложение дополнить художественную реальность картины, нарисовать продолжение;

4. Выход на понятие интертекстуальности (диалог между картиной и стихотворением и т.д.)

Анализируют картину, сопоставляют полотно с текстом стихотворения, рисуют продолжение истории, аргументируют свои идеи

Диалог с учителем и одноклассниками, индивидуальная творческая работа

 

 

4. Аналитический этап

Демонстрация коробки, перевязанной лентами, с символом интертекстуальности внутри. Обозначение задачи: добыть символ, выполнив задания (после выполнения задания развязываем одну ленту)

Задание 2. Просмотр отрывка музыкального клипа на песню Оксимирона «Кто убил Марка?» и установление источников фраз, используемых исполнителем.
Вопрос: как называются такие фразы?
Комментарий о цитате (ключ 1) как о способе построить интертекстуальную связь.
Беседа о смысле использования цитат.

Смотрят и анализируют фрагмент клипа, в парах устанавливают источники цитат, участвуют в беседе

Парная работа

 

5. Аналитический этап, открытие нового знания

Задание 3.

Инициирование работы с одой Горация «К Мельпомене» (лирический герой, тема, чувства героя, идея)

Инициирование работы со стихотворением Г.Р. Державина «Памятник»
Сопоставление текстов

Указание на очевидные сходства текстов (аллюзия – ключ 2), а затем на неочевидные сходства (реминисценции – ключ 3)

Анализируют и сопоставляют тексты стихотворений

Индивидуальная работа, фронтальная работа

 

6. Обобщение

Извлечение артефакта – шара из коробки.

Вопрос: почему шар – символ интертекстуальности?

(Отсутствие граней, начала и конца у фигуры; возможность соединять любые точки)

Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах

Диалог с учителем и одноклассниками

 

7. Рефлексия

Вопрос на рефлексию: как понимание связанности может мотивировать нас изучать литературу?

Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах

Индивидуальная работа

 

8. Подведение итогов, д/з

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

 

Д/з по усмотрению учителя

                                                                                                                                             


 

Технологическая карта урока литературы по теме:

Технологическая карта урока литературы по теме:

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Аналитический этап Демонстрация коробки, перевязанной лентами, с символом интертекстуальности внутри

Аналитический этап Демонстрация коробки, перевязанной лентами, с символом интертекстуальности внутри
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024