Урок 3. Тема урока: Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Оценка 4.6

Урок 3. Тема урока: Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Оценка 4.6
docx
26.05.2020
Урок 3. Тема урока: Реляционные базы данных. Связывание таблиц в   многотабличных базах данных.
Урок 3.docx

Урок 3

Тема урока: Реляционные базы данных. Связывание таблиц в

                        многотабличных базах данных.

Цель урока: Определение понятия: однотабличные и многотабличные базы

                      данных, связи «один – ко - многим», «многие – ко – многим»,

                      реляционные базы данных; Формирование умений и навыков

                      создания реляционной базы данных.

Задачи урока:

¾   Образовательные:

1.     Познакомить учащихся с понятиями: однотабличные и многотабличные базы данных, связи «один – ко - многим», «многие – ко – многим», реляционные базы данных

2.     Создать условия для формирования умений и навыков создания реляционной базы данных

¾   Развивающие:

Создать условия для развития опосредствованного внимания, активного воображения, развития теоретически образного мышления, зрительно-слуховой памяти

¾   Воспитывающие:

1.     Создание условий психологической комфортности на уроке

2.     Создание условий для воспитания уважения к чужому мнению, умение выслушать других

Форма обучения: Урок – объяснения нового материала

Методы обучения: Практика, Работа с книгой

Структура урока: Урок изучения нового материала

Средства обучения: Проектор, компьютеры, электронный учебник

Формы и методы контроля: Текущий

Класс: 10

Время: 40 минут

План:

I.            Организационная часть (2 мин)

II.         Проверка домашнего задания(10 мин)

III.                                                                                                           Основная часть (20 минут)

1)          Однотабличные и многотабличные базы данных, связи «один – ко - многим», «многие – ко – многим», реляционные базы данных (10 мин)

2)          Создание реляционной базы данных (10 мин)

IV.      Оценка и подведение итогов (5 мин)

V.         Домашнее задание (3 мин)

I. Организационная часть: Здравствуйте ребята, садитесь.

Ученики: Приветствуют учителя.

II. Начнем мы с проверки домашнего задания. Отгадать кроссворд.

Ученики: К доске выходит один ученик с кроссвордом чертит и читает вопросы, а остальные отгадывают.

II.Основная часть: Сегодня тема урока: Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Вы должны познакомиться с понятиями: Однотабличные и многотабличные базы данных, связи «один – ко - одному»,  «один – ко - многим», «многие – ко – многим», реляционные базы данных; Научиться создавать реляционные базы данных.

1)Однотабличные и многотабличные базы данных.

После создания двух таблиц, необходимо их связать между собой, чтобы обеспечить целостность базы данных.

Откройте ваши тетради, запишите тему урока: Связывание таблиц. Типы связей. Зафиксируйте типы связей

Ученики: Открывают тетради записывают тему урока.

1)    Связь один к одному (1:1) предполагает, что в каждые момент времени одному экземпляру первой таблицы соответствует не более одного экземпляра второй таблицы и наоборот.

2)Один ко многим (1:М) одному экземпляру одной таблицы соответствует 0, 1 или более экземпляров второй таблицы, но каждый экземпляр второй таблицы связан не более чем с 1 экземпляром первой таблицы

3)Связь многие ко многим (М:М) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру первой таблицы  соответствует 0, 1 или более второй таблицы и наоборот.

Базы данных из связанных двумерных таблиц принято называть реляционными. Межтабличная связь обеспечивает целостность данных, т.е. связанные таблицы представляют единое целое.

Таким образом, для создания реляционных баз данных существует алгоритм (учитель выдает карточки каждому учащемуся). Посмотрите в выданные вам карточки и следите за мной.

 

Алгоритм:

1.  После грамотной постановки задачи по БД выписываются все поля, которые необходимо в ней хранить и составляется один общий файл (таблица).

2.     Определение перечня необходимых таблиц и задание их структуры

3.     Установление связей между выделенными таблицами

Установка связей между таблицами

После создания на прошлом уроке структуры таблиц (Ученики, Родители, Предметы, Класс и Успеваемость) для сущностей базы данных "10класс" необходимо установить связи между таблицами. Связи между таблицами в БД используются при формировании запросов, разработке форм, при создании отчетов. Для создания связей необходимо закрыть все таблицы и выбрать команду "Схема данных" из меню Сервис (или нажать на кнопку  из панели инструментов), появится активное диалоговое окно "Добавление таблицы" на фоне неактивного окна Схема данных.

В появившемся диалоговом окне Добавление таблиц необходимо выделить имена таблиц и нажать кнопку Добавить, при этом в окне "Схема данных" добавляются таблицы. После появления всех таблиц в окне Схема данных необходимо закрыть окно Добавление таблицы.

Рис.46

Следующий шаг - это установка связей между таблицами в окне Схема данных. Для этого в окне Схема данных необходимо отбуксировать (переместить) поле КодУченика из таблицы Родители на соответствующее поле таблицы Ученики, в результате этой операции появится окно "Изменение связей".

В появившемся окне диалога "Изменение связей" необходимо активизировать флажки: "Обеспечить целостность данных", "каскадное обновление связанных полей" и "каскадное удаление связанных записей", убедиться в том, что установлен тип отношений один-ко-многим и нажать кнопку Создать.

Рис.47

В окне Схема данных появится связь один-ко-многим между таблицами Родители и Ученики.  Аналогичным образом надо связать поля КодКласса в таблицах Ученики и Класс,

Рис.48

а затем поля КодУченика в таблицах Ученики и Успеваемость.

Рис.49

И поля КодПредмета в таблицах Предметы и Успеваемость.

Рис.50

 В итоге получим Схему данных, представленную на рисунке.


Рис.51

После установки связей между таблицами, окно Схема данных необходимо закрыть. Выводится диалоговое окно с запросом Сохранить изменения макета «Схема данных»

Рис.52

Нажимаем кнопку Да. Далее необходимо осуществить заполнение всех таблиц.

Заполнение таблиц

Заполнение таблиц можно начать и с заполнения таблицы Ученики. В окне Базы данных выделяем нужную таблицу, затем выполняем щелчок на кнопке Открыть. На экране появится структура таблицы БД в режиме таблицы. Новая таблица состоит из одной пустой строки.

Рис.53

Заполнение производится по записям, т.е. вводится информация для всей строки целиком. Поле счетчика заполняется автоматически. После ввода первой записи пустая запись смещается в конец таблицы. Переход к следующему полю осуществляется нажатием клавиши ТаЬ.

Для заполнения поля MEMO в таблице (колонка Место рождения) нажимаем комбинацию клавиш <Shif+F2>, предварительно установив курсор в поле MEMO. Открывается диалоговое окно Область ввода, после ввода или редактирования данных в этом окне щелкаем на кнопке ОК.

После заполнения таблица Студенты имеет следующий вид.

Рис.54

Аналогичным образом заполняются остальные таблицы: Родители, Успеваемость, Класс и Предметы.

Рис.55

Рис.56

Рис.57

 

Рис.58

В приложении Access применяются различные методы перемещения по таблице. Переходить от записи к записи можно с помощью: клавиш управления курсором; кнопки из области Запись, расположенной внизу таблицы в режиме таблицы; команды Правка – Перейти.  Для перемещения от поля к полю (слева направо) применяются клавиши Tab и Enter, а в обратном направлении Shift+Tab.

2)Сейчас вы самостоятельно попытаетесь создать реляционную базу данных. Для этого вам поможет электронный учебник. Садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания (учитель просматривает выполнение задания каждым учеником и помогает тем ученикам, у кого возникают вопросы).
Ученики: Садятся за компьютер и выполняют задание учителя.

III.Подведение итогов: Таким образом, сегодня на уроке вы узнали что такое реляционная база данных, какие связи существуют; научились создавать реляционную базу данных.

IV.Домашнее задание: Запишем домашнее задание - §4 электронного учебника. На следующем уроке вы начнете создавать свою реляционную базу данных. Поэтому, дома необходимо будет подобрать нужный материал. Задание вы будете выполнять в паре. На столе лежат листочки с заданиями, возьмите себе один на пару (на столе учитель выложил карточки с заданиями) для создания реляционной базы данных:

Карточка №1: Продажа квартир

Задание:

Создать реляционную базу данных

1) Продумать какие могут быть заданы вопросы клиентами при покупке квартиры, и какие услуги может предоставлять ваша фирма по продаже квартир (составить запросы)

2)Создать форму для просмотра и ввода данных

3)Создать отчет для печати полученных запросов.

Карточка №2: Библиотека

Задание:

Создать реляционную базу данных

1)Продумать какие вопросы могут быть заданы читателями (составить запросы)

2)Создать форму для просмотра и ввода данных

3)Создать отчет для печати полученных запросов.

Карточка №3: Школа

Задание:

Создать реляционную базу данных

1)Продумать какие вопросы могут быть заданы родителями, когда отдают ребенка в данную школу, когда их ребенок учится в этой школе (составить запросы)

2)Создать форму для просмотра и ввода данных

3)Создать отчет для печати полученных запросов.

Карточка №4: Записная книжка

Задание:

1)Создать базу данных «Записная книжка» и осуществить в ней различные виды поиска с помощью запроса; выполнить сортировку данных. 2)Создать форму для просмотра и ввода данных.

3)Создать отчет.

Карточка №5: Телефон

Задание:

Создать реляционную базу данных

1)Продумать какие вопросы могут быть заданы покупателями, когда покупают телефоны (составить запросы)

2)Создать форму для просмотра и ввода данных

3)Создать отчет для печати полученных запросов.

Карточка №6: Аптека

Задание:

Создать реляционную базу данных

1)Продумать какие вопросы могут быть заданы покупателями, когда ищут лекарства от болезней (составить запросы).

2)Создать форму для просмотра и ввода данных

3)Создать отчет для печати полученных запросов.

Карточка №7: Курс

Задание:

Создать реляционную базу данных

1)Продумать какие вопросы могут быть заданы людьми, когда записываются на необходимые ими курсы (составить запросы)

2)Создать форму для просмотра и ввода данных

3)Создать отчет для печати полученных запросов.

Дома вам нужно составить модель базы данных. Это ваше творчество.

Все понятно. Урок закончен. Вы можете идти.


 

Урок 3 Тема урока: Реляционные базы данных

Урок 3 Тема урока: Реляционные базы данных

I. Организационная часть (2 мин)

I. Организационная часть (2 мин)

Один ко многим (1:М) одному экземпляру одной таблицы соответствует 0, 1 или более экземпляров второй таблицы, но каждый экземпляр второй таблицы связан не более чем…

Один ко многим (1:М) одному экземпляру одной таблицы соответствует 0, 1 или более экземпляров второй таблицы, но каждый экземпляр второй таблицы связан не более чем…

В появившемся диалоговом окне

В появившемся диалоговом окне

Рис.47 В окне Схема данных появится связь один-ко-многим между таблицами

Рис.47 В окне Схема данных появится связь один-ко-многим между таблицами

Рис.49 И поля КодПредмета в таблицах

Рис.49 И поля КодПредмета в таблицах

Рис.52 Нажимаем кнопку Да. Далее необходимо осуществить заполнение всех таблиц

Рис.52 Нажимаем кнопку Да. Далее необходимо осуществить заполнение всех таблиц

MEMO. Открывается диалоговое окно

MEMO. Открывается диалоговое окно

Рис.55 Рис.56

Рис.55 Рис.56

Рис.57 Рис.58 В приложении

Рис.57 Рис.58 В приложении

Сейчас вы самостоятельно попытаетесь создать реляционную базу данных

Сейчас вы самостоятельно попытаетесь создать реляционную базу данных

Карточка №3: Школа Задание:

Карточка №3: Школа Задание:

Создать реляционную базу данных 1)Продумать какие вопросы могут быть заданы людьми, когда записываются на необходимые ими курсы (составить запросы) 2)Создать форму для просмотра и ввода…

Создать реляционную базу данных 1)Продумать какие вопросы могут быть заданы людьми, когда записываются на необходимые ими курсы (составить запросы) 2)Создать форму для просмотра и ввода…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020