Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.
Культурное возрождение Руси (идеи единства Русской земли и борьба с ордой);
Преодоление культурной разобщенности русских земель (Москва - культурный центр);
Возрождение культурной самобытности
( освобождение от византийского влияния);
Новые культурные контакты России с другими странами (итальянский след в русской культуре).
Просвещение
Стали ввозить бумагу (вместо бересты и пергамента);
Книги стали дешеветь и их стало больше;
Изменилась техника письма («устав» заменили на «полуустав» – более беглое и свободное письмо);
Центрами просвещения стали монастыри (библиотеки, книжные мастерские, училища для детей)
Жанровое своеобразие
Страница Ипатьевской летописи
Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в.
Жанровое своеобразие
Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.
История летописания
Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость.
Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.
История летописания
Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.
История летописания
Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.
Киевские летописи
В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.
Южнорусские летописи
Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).
Владимиро-Суздальские летописи
Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.
Новгородские летописи
Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.
История летописания
Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания.
Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.
История летописания
Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве.
Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.
История летописания
В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени.
Содержание летописи
В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов).
Повесть временных лет
Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.
Повесть временных лет
«Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны — о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.
Значение летописания для русской средневековой культуры
Летописи - это не просто перечисление исторических фактов.
В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы,
и даже зачатков научных знаний.
2. Литература XIV-XVI вв.
Основные жанры:
1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви.
«Житие святого Александра Невского»
«Житие Сергия Радонежского»
Какие идеи пронизывали эти произведения?
2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.
Софроний Рязанец «Задонщина».
Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».
3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях.
Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Литература
Воинская повесть: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» - Сафоний Рязанец, «Сказание о Мамаевом побоище»;
Хождения (путевые заметки) «Хождение за три моря» -Афанасий Никитин
Возрождение общерусской летописи (с 1418 г. митрополит Фотий)
Публицистика - Иван Пересветов писал челобитные царю, где излагал проекты реформ
«Хронограф» –сборник сочинений по всемирной истории
«Четьи менеи» – энциклопедия русского средневекового общества
«Домострой» - Сильвестор (энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитания детей)
Литература. Публицистика
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Противник неограниченной самодержавной власти
Литература
16 век митрополит Макарий «Великие Четьи-минеи» - 12-томный свод религиозных произведений, распределенных по дням, в которые те или иные произведения следовало читать
16 век «Книга степенная царского родословия», в которой даны портреты и описания русских князей (от Владимира 1 до Ивана Грозного) и митрополитов, что подчеркивало прочность союза правителей и церкви.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.