Урок 39 РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 39.docx

Урок 39
Русский алфавит, или азбука

Тема

Русский алфавит, или азбука

Педагогические цели

Создать условия для ознакомления с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей, правописанием
словарных слов: алфавит, ноябрь; способствовать обобщению имеющихся знаний

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматическими, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Русский алфавит. Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Палиндром. Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь

Образовательные
ресурсы

Схема «Алфавит». Орфографический и толковый словари

 

Сценарий урока

 

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Прозвенел уже звонок,

   Начинаем наш урок.

   Будем мы писать, трудиться,

   Ведь заданья нелегки.

   Нам, друзья, нельзя лениться,

   Так как мы – ученики.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

ч Ч

чу

ча

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Работа в рабочей тетради (№ 71, 72)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Какие слова вы составили
из звуков?

– Прочитайте составленные предложения (№ 71).

– Какие слова вы вписали
в предложения (№ 73)?

– Санки, коньки, горка, зима.

Читают предложения.

– Звуков, звуки, буквами

Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию

Упражнения

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 81)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Как мы используем алфавит?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

 

 

 

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа
с алфавитом (упр. 121, 122)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает ответить
на вопросы упражнений,
выполнить задания к ним

Называют буквы
алфавита, отвечают на вопросы

Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Объясняют, где может пригодиться знание алфавита

Чтение букв,
беседа по вопросам

2. Словарно-орфографическая работа. Алфавит

Индивидуальная.

Практический. Письмо

– Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните напи-
сание

Запоминают право-
писание

Усваивают написание непроверяемого слова

Письмо
словарного слова

3. Запись букв

по алфавиту.

Буквы, обознача-
ющие гласные
и согласные звуки (рабочая тетрадь, № 75, 76)

Индивидуальная.

Практический. Письмо

– Впишите пропущенные буквы алфавита.

– Запишите строчные буквы
по алфавиту в 2 группы: обозначающие гласные и согласные
звуки

Вписывают пропущенные буквы алфавита. Выписывают две группы строчных букв

Осуществляют классификацию букв по заданному критерию. Определяют положение букв в алфавите

Письмо
прописных и строчных букв

Физкультминутка

Коллективная. Практический

    Нежный маленький бутон,

    Свернут туго-туго он.

    Солнце луч ему протянет,

    И бутон гвоздикой станет

Дети приседают
и «закрываются».

Встают на носочки и вытягивают руки вверх

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

4. Развитие речи (упр. 123)

Групповая,
индивидуальная.

Словесный,
наглядный.

Беседа, письмо

Предлагает рассмотреть рисунки, прочитать слова, объяснить их значения, составить предложения к каждому рисунку

Объясняют значения слов, записывают их

в алфавитном порядке, составляют предло-
жения

Осмысленно строят ответы на вопросы. Грамотно составляют предложения к ри-
сункам

Беседа по вопросам, письмо

5. Чтение букв
парами (упр. 124)

Парная. Словесный, наглядный. Чтение

– Кто быстро и правильно назовет парами данные буквы?

Называют буквы

Правильно называют буквы. Контролируют действия партнера

Чтение букв

6. Запись слов

в алфавитном

порядке. Работа

с орфографическим словарем (упр. 125)

Групповая.

Практический.

Письмо, чтение

– Прочитайте. По алфавиту
ли записаны слова в каждом столбике?

– Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.

– Проверьте написание слов
и их расположение в алфавитном порядке по орфографическому словарю

Читают слова.

Вставляют пропущенные буквы. Располагают слова в алфавитном порядке. Сверяют написание слов и расположение в алфавитном порядке с орфографи-
ческим словарем

Осуществляют правописание словарных слов и самопроверку

с помощью орфографического словаря.

Правильно располагают слова в алфавитном порядке

Письмо

7. Игра «Отгадай слово» (упр. 126). Словарно-орфо-графическая
работа. Ноябрь

Коллективная, индивидуальная.

Практический. Письмо

– Отгадайте слово. Что оно
означает?

– Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните напи-
сание

Запоминают правописание словарного слова

Усваивают написание непроверяемого слова

Письмо

8. Лексическое значение слов (упр. 127).

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Объясняет задание, организует его выполнение с помощью
толкового словаря

Объясняют значения слов. Записывают
слова по алфавиту.

Извлекают необходимую информацию

из толкового словаря.

Упражнение


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Работа с толковым словарем

Беседа, письмо

 

Составляют предло-
жение

Привлекают знания алфавита

 

9. Палиндром

(упр. 128).

Дифференцированное задание

Групповая.
Творческий.
Составление
палиндрома

Знакомит с палиндромом, предлагает из данных слов составить и записать палиндром

– На баклажан нажал
Кабан

Учатся составлять палиндром. Умеют работать коллективно

Палиндром

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 77)

Индивидуальная.

Практический. Письмо

– Запишите по алфавиту сначала названия летних, а потом осенних месяцев

– Август, июль, июнь.

– Ноябрь, октябрь,
сентябрь

Определяют положение буквы в алфавите: ближе к концу, середине, началу

Письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?
О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради (№ 79)

Фронтальная. Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития