Урок 41. Экологическая безопасность.
Оценка 4.7

Урок 41. Экологическая безопасность.

Оценка 4.7
doc
27.10.2023
Урок 41. Экологическая безопасность.
Урок 41. Экологическая безопасность.doc

Урок 41. Экологическая безопасность

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Оборудование: бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с «грязной» водой, пустой стакан; карточки для индивидуальной работы, для работы в парах; фотографии: Земля; мусор, свалки; лесные массивы; тесты.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

Иву над рекой… И наконец…

– Что может подарить нам природа ещё? (опасности.)

– Сейчас проверим, как вы поняли домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

– Как уберечься от удара молнии?

– Как избежать отравления растениями и грибами?

– Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

2. Тестирование. (Несколько человек выполняют тест.)

Тест «Лесные опасности»

1. Выбери съедобные ягоды:

    а) вороний глаз;                    в) волчье лыко;           д) шиповник;

    б) черника;                            г) брусника;                 е) ландыш.

2. Укажи ядовитые грибы:

    а) лисички;                            в) свинушка;                д) маслята;

    б) мухомор;                           г) сыроежка;                е) бледная поганка.

3. Какие насекомые жалящие? Подчеркни.

    а) пчела;                               в) муха;                        д) шмель;

    б) оса;                                    г) шершень;                 е) бабочка.

4. Подпиши названия змей.

______________________

_____________________________

5. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес:

а) футболка с длинными рукавами;

б) шорты;

в) кроссовки;

г) спортивные брюки;

д) купальник;

е) носки;

ж) панамка.

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

Только ты мой дар, моё ученье.               Не забудь, ты сам моё творенье!

Не прими за дань: я не раба.                     И у нас с тобой одна судьба!

Беседа:

– Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека? (Ответы учащихся.)

– Без чего невозможно жить на Земле? (Учащиеся приводят примеры.)

– Как вы понимаете слово «экология»? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде.)

– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Но начнём с нас.

– Послушайте экологический рассказ:

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Учащиеся называют ошибки.

– Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? (Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».)

– Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

– Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке. И как человек и природа взаимосвязаны между собой.

•  Он прозрачный невидимка,

  Лёгкий и бесцветный газ.

  Невесомою косынкой

  Он окутывает нас.

  Мы его не замечаем,

  Мы о нём не говорим,

  Просто мы его вдыхаем –

  Ведь он нам необходим. (Воздух.)

 

•  Тебя невозможно описать,

  Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

  Мало сказать, что ты необходима для жизни:

  Ты сама жизнь! (Вода.)

 

•  Меня бьют, колотят, режут –

  Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля, почва.)

 

– Над какой темой мы будем сегодня работать? (Ответы учащихся.)

– Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.

Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

– В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого.

Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографию Земли).

А вот и другие фотографии. Посмотрите на них (показывает фотографии):

Ш  Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Ш  Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.

Ш  Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Ш  Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Ш  Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Ш  Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ш  А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет.)

2. Самостоятельная работа.

– На столе конверты с заданиями. Вам нужно будет на них ответить.

1. как вы думаете, нужна ли  природе  помощь  человека?  Докажите.  (Да, загрязняется окружающая среда.)

2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.)

3. Почему мы  говорим,  что  «Природа  в  опасности!»?  Объясните.  (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и  т. д.)

4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.)

3. Проверка самостоятельной работы.

Учащиеся предлагают свои ответы на вопросы.

– А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз,

Это брасс.

Одной, другой –

Это кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправимся домой.

V. Продолжение изучения нового материала.

– Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику (с. 31–32).

Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло?

Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (цепь.)

Почему её назвали цепь? (последовательно передаётся от одного к другому.)

Прочитайте текст на странице 31–32.

Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека.

Получается, что человек обречён на медленное отравление.

Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. (мнения учащихся.)

Необходимо выработать экологическую безопасность. Человек, не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, может ли вода влиять на здоровье человека.

2. Практическая работа (проведение опыта).

– Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения учащихся.)

– А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

Опыт проводит ученик, используя план работы, который записан на доске.

План работы «Как очистить грязную воду»:

1) На дно воронки положи вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка – всё накрой кружком промокательной бумаги.

2) Поставь воронку над чистым стаканом.

3) Налей в воронку «загрязнённую» воду.

– Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный тобою фильтр?

– Можно ли пить эту воду?

– Как защитить себя от загрязнённой воды?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.                                (прыжки на правой ноге.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.                                  (прыжки на левой ноге.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.                                    (прыжки на месте.)

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.                                      (ходьба на месте.)

3. Индивидуальная работа по карточкам.

– Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе:

•  Сортируя мусор,

 

•  Починив подтекающий кран,

 

•  Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

 

•  Изучая природу,

 

•  Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

 

…узнаёшь, как ее сберечь.

 

…даёшь возможность снова сделать
полезные вещи.

 

…бережёшь чистый воздух.

 

… сохраняешь леса. 

VI. Итог урока.

Что нового открыли для себя на уроке?

– Что такое цепь загрязнения?

– Что такое экологическая безопасность?

– А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

– Какой вывод мы сделаем для себя после того, как мы выполнили огромную работу по изучению таких важных тем, как «Природа», «Человек и природа», «Экологическая безопасность»? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т. д.) Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, – только тогда Земля останется такой прекрасной, как сейчас. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Мы должны всегда помнить слова М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

…Ты, человек, любя природу,                                Не жги ее напропалую

Хоть иногда её жалей.                                              И не исчерпывай до дна.

В увеселительных походах                                      И помни истину простую:

Не растопчи ее полей!                                              Вас много, а она – одна!

Домашнее задание: учебник, с. 31–36 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 20.

 

 

 

 

 

Памятки

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества:

•  Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.

•  Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

•  Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

•  В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Как защититься от загрязненного воздуха:

•  Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

•  Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

•  Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

•  Попроси взрослых не курить в квартире.

•  Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

•  Охраняя растения, бережешь чистый воздух.

Как защититься от загрязненной воды:

•  Нельзя купаться возле промышленных стоков.

•  Пей только кипяченую воду.

•  Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

Об экологии

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «учение, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834–1919). Но только со второй половины ХХ века человечество всерьёз приступило к изучению  взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются всё новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек. Затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис. Экологическая катастрофа…

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошёл год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.

Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Лесные опасности»

1. Выбери съедобные ягоды:

    а) вороний глаз;                    в) волчье лыко;           д) шиповник;

    б) черника;                            г) брусника;                 е) ландыш.

2. Укажи ядовитые грибы:

    а) лисички;                            в) свинушка;                д) маслята;

    б) мухомор;                           г) сыроежка;                е) бледная поганка.

3. Какие насекомые жалящие? Подчеркни.

    а) пчела;                               в) муха;                        д) шмель;

    б) оса;                                    г) шершень;                 е) бабочка.

4. Подпиши названия змей.

______________________

_____________________________

5. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес:


    а)футболка с длинными рукавами;

б) шорты;

в) кроссовки;

г) спортивные брюки;

д) купальник;

 

е) носки;

ж) панамка.


Тест «Лесные опасности»

1. Выбери съедобные ягоды:

    а) вороний глаз;                    в) волчье лыко;           д) шиповник;

    б) черника;                            г) брусника;                 е) ландыш.

2. Укажи ядовитые грибы:

    а) лисички;                            в) свинушка;                д) маслята;

    б) мухомор;                           г) сыроежка;                е) бледная поганка.

3. Какие насекомые жалящие? Подчеркни.

    а) пчела;                               в) муха;                        д) шмель;

    б) оса;                                    г) шершень;                 е) бабочка.

4. Подпиши названия змей.

______________________

_____________________________

5. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес:


а) футболка с длинными рукавами;

б) шорты;

в) кроссовки;

г) спортивные брюки;

д) купальник;

 

          е) носки;

ж) панамка.


 

 

 


Урок 41. Экологическая безопасность

Урок 41. Экологическая безопасность

Выбери одежду, которую ты оденешь в лес: а) ф утболка с длинными рукавами; б) шорты; в) кроссовки; г) спортивные брюки; д) купальник; е) носки; ж)…

Выбери одежду, которую ты оденешь в лес: а) ф утболка с длинными рукавами; б) шорты; в) кроссовки; г) спортивные брюки; д) купальник; е) носки; ж)…

Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке

Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке

Самостоятельная работа. – На столе конверты с заданиями

Самостоятельная работа. – На столе конверты с заданиями

Можно ли пить эту воду? – Как защитить себя от загрязнённой воды?

Можно ли пить эту воду? – Как защитить себя от загрязнённой воды?

Памятки Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества: •

Памятки Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества: •

Тест «Лесные опасности» 1. Выбери съедобные ягоды: а) вороний глаз; в) волчье лыко; д) шиповник; б) черника; г) брусника; е) ландыш

Тест «Лесные опасности» 1. Выбери съедобные ягоды: а) вороний глаз; в) волчье лыко; д) шиповник; б) черника; г) брусника; е) ландыш

Урок 41. Экологическая безопасность.

Урок 41. Экологическая безопасность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023