Урок 44. Полезные ископаемые.
Оценка 5

Урок 44. Полезные ископаемые.

Оценка 5
doc
27.10.2023
Урок 44. Полезные ископаемые.
Урок 44. Полезные ископаемые.doc

Урок 44. Полезные ископаемые

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи; обоснования необходимости охраны полезных ископаемых.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности; расширению кругозора.

Воспитательные: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края
(в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карты полезных ископаемых России, знаки полезных ископаемых; карточки для практической работы.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Прозвенел звонок, начался урок.                              Вот учебник и тетрадь, –

Можно к делу приступать:                                         Природу будем изучать.

II. Сообщение темы урока.

– Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать?

– Что такое экономика? Назовите «три кита» экономики. (Природные богатства, капитал, труд.)

– С какими природными богатствами мы уже познакомились? (Воздух, вода, почва, животные, растения.)

тест

1. Основу экономики составляют:

      а) природные богатства;

      б) промышленность;

      в) капитал.

2. К природным богатствам относятся:

      a) воздух;                               б) животные;                       в) заводы.

3. Капитал – это...

      а) здания заводов, фабрик, ферм;

    б) деньги;

      в) оборудование.

4. Труд может быть:

      а) тяжелым;                           б) физическим;                  в) умственным.

5. Успех труда зависит:

      а) от образования человека;

    б) места жительства человека;

    в) здоровья человека.

Ответы: 1-а, в. 2-а, б. 3-а, в. 4-б, в. 5-а, в.

– О каком ките экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? (Без природных богатств.)

– С какими природными богатствами мы уже познакомились? (Воздух, вода, почва, животные, растения.)

–Так какая тема нашего урока?

– Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Чему учит экономика».

– Без чего невозможно производство товаров и услуг? (Без природных богатств.)

III. Введение в тему.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (М. Пришвин.)

Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные? (ответы учащихся.)

Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

IV. Изучение нового материала.

Беседа о значении полезных ископаемых для жизни человека.

– Почему природные богатства называют полезными ископаемыми?

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли.

Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых. Что изготавливают из полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые нужны для строительства дома? (Стены класса построены из песка, гипса, мела. Двери, окна выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические детали парты изготовлены из чугуна, который, в свою очередь, изготовлен из руды.)

– Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых.

– Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо – это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы – это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.

– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу, и вот что он там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители острова вновь зажили счастливо.

Вопросы для обсуждения:

– Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

– Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

Физкультминутка

Как живёшь? Вот так!               (Дети встают и показывают

                                                      большой палец.)

Как идёшь? Вот так!                  (Дети шагают на месте.)

Как бежишь? Вот так!               (Бег на месте.)

Как летишь? Вот так!                (Дети машут кистями рук.)

Как плывёшь? Вот так!             (Махи руками.)

Как шалишь? Вот так!               (Прыжки на месте с поворотами.)

Как сидишь? Вот так!                (Дети садятся на место.)

V. Практическая работа: исследование.

Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

– Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию и карточку-помогайку.

Инструкция:

1) Раскрой учебник на странице 46.

2) Используя план практической работы (с. 46), изучи сведения о полезных ископаемых (название).

3) Заполни таблицу в рабочей тетради на странице 26.

– Для правильного построения своего ответа используйте карточку-помогайку.

Карточка-помогайка

1. Название.

2. Свойства: а) цвет;

                     б) твердое или жидкое;

                     в) прозрачное или непрозрачное;

                     г) плотное или рыхлое.

3. Способы добычи.

4. Значение и применение.

5. Условное обозначение на карте.

Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых:

1-я группа – железная руда, известняк;

2-я группа – нефть, глина;

3-я группа – гранит, каменный уголь.

Учащиеся самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.

Проверка.

– Свои ответы начинайте со слов: «Мы расскажем о…».

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.

Физкультминутка

Чтобы колокол нам сделать,                                        Мы сначала глину мнем,

Вместе с нами джинн трудился.                                  Любую форму ей даем.

Круг гончарный покрутили –                                      Мы немного потанцуем,

Колокольчик получили.                                               Колокольчик разрисуем.

VI. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство с профессиями.

– Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Полезные ископаемые добывают по-разному:  одни  в  открытых  котлованах – карьерах,  другие – в шахтах.

Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

– Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

– Для того чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

– Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Предположения учащихся.) Да, это геологи.

Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.

2. Охрана полезных ископаемых.

Рассказ учителя.

– Полезные ископаемые – это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться. А потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым – это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены. Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров, затоплений.

– Почему нужно беречь полезные ископаемые? (Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются).

VII. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

      а) песок, глину;        б) гранит, торф;           в) уголь, соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

      а) нефть, руда;          б) уголь, торф;             в) известняк, газ.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

      а) гранит, песок;    б) уголь, руда;                в) нефть, газ.

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

      а) строители;            б) геологи;                   в) шахтёры.

Ответы: 1-а. 2-б. 3-в. 4-б.

VIII. Итоги урока.

– А теперь я напомню вам вопрос, который задала в начале нашего урока: «Почему “полезные ископаемые” так называют?» (Выслушива-ются ответы учащихся.)

Домашнее задание: учебник, с. 46–50 (читать); подготовить сообщение о полезном ископаемом, добываемом в вашем крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

О полезных ископаемых

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки,
и слышится шипение.

Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.

Производство цемента.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок 44. Полезные ископаемые

Урок 44. Полезные ископаемые

Наша страна очень богата полезными ископаемыми

Наша страна очень богата полезными ископаемыми

V. Практическая работа: исследование

V. Практическая работа: исследование

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам

Урок 44. Полезные ископаемые.

Урок 44. Полезные ископаемые.

Приложение О полезных ископаемых

Приложение О полезных ископаемых

Изделия из обожжённой глины называются керамическими

Изделия из обожжённой глины называются керамическими

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти!

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023