Русские в Нижегородской области
Происхождение русских в области различно. Как известно, это славянский православный народ, генезис которого шел в XIV - XVII вв. на территории Центральной России, следовательно, и региона в частности: носители древнерусского языка заселяют Нижегородское Поволжье с XII века.
Марийцы в Нижегородской области
Марийские деревни и села находятся на северо-востоке области (Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский, Воскресенский, Воротынский районы). Говорят нижегородские марийцы на северо-западном и горном наречиях марийского языка, довольно сильно отличающихся от лугового марийского, распространенного в административном центре Республики Марий Эл — Йошкар-Оле. Оба языка имеют письменность.
Традиции марийцев
У марийцев сохраняются знания традиционной медицины, основанной на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших.
Традиции марийцев
В среде марийцев сохраняется приверженность традиционным верованиям. Вернее, своеобразной «марийской вере» (марла вера), сочетающей христианство с традиционными верованиями. Культ великого доброго бога Поро Кугу Юмо и злого Киремета, других богов и духов, по всей вероятности, насчитывает в Поволжье несколько тысячелетий.
МОРДВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время мордва на территории Нижегородской области проживает в основном в южных районах (Пильнинский. Сергачский. Сеченовский. Шатковский, Гагинский, Больше-Болдинский, Лукояновский, Первомайский). Большинство современной нижегородской мордвы, кроме русского, говорит на эрзянском языке и всего в нескольких деревнях — на мокшанском. Мордовским культурным центром в области является город Лукоянов.
Традиции мордвы
В дохристианских верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов; божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — мать, женщина), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, огня (тол) — Тол-ава, ветра (варма) — Варма-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т.п.
Традиции мордвы
Наряду с божествами-женщинами встречаются аналогичные божества в мужском образе, мужья женских божеств; Вирь-атя (атя — мужчина, старик), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя. Кудо-атя и др. Считалось, что боги могут принести беды и несчастья, если вовремя их не умилостивить.
ТАТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Татары — второй по численности народ Нижегородской области. В настоящее время их насчитывается более 63 тыс. человек. Много татар живет в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Сергаче, на Бору. В сельской местности татарское население представлено в основном на юго-востоке области (Княгининский, Пильнинский, Сергачский, Краснооктябрьский, Сеченовский районы).
Традиции татарской народности
Татары — мусульмане-сунниты. В Нижнем Новгороде действуют три мечети, одна из них — кафедральная — находится в районе Сенной площади (Казанская наб., 5). Также мечети есть в Дзержинске. Княгининском, Краснооктябрьском, Сергачском. Сеченовском, Спасском районах. Местом паломничеств нижегородских татар является село Медяна в Краснооктябрьском районе, где сосредоточен ряд исламских святынь.
ЧУВАШИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Предки чувашей — тюркские племена болгар, пришедшие в VII-VIII вв. из северокавказских степей и слившиеся с местным финно-угорским населением. Со взятием Казани (1552) чуваши вошли в состав Русского государства. Современные чуваши, кроме русского, говорят на чувашском языке, в котором выделяют два диалекта. Отдельные чувашские села встречаются на востоке области — в Воротынецком, Пильнинском и Сеченовском районах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.