Урок 3. Графическое представление движения.
Цель урока: познакомить обучающихся с графической интерпретацией движения (математической моделью); научить строить и читать графики зависимости пути и скорости от времени. Развивать логику мышления, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать эстетические качества, интерес к физике.
,
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока
1.Контроль знаний |
5 мин |
1. Какая скорость больше?: 72 км/ч или 15 м/с? 2. Что различного между прямолинейным равномерным и прямолинейным неравномерным движениями? 3. Можно ли в поезде определить как двигается поезд? Как это можно сделать? 4.Какой путь проехал лыжник за 0,5 часа если он двигается со скоростью 2 м/с? |
2.Изучение нового материала |
25 мин |
1. Графики зависимости пути от времени 2. Графики зависимости скорости от времени. |
3.Закрепление изученного материала |
10 мин |
1. Контрольные вопросы. 2. Учимся решать задачи |
4.Подведение итогов, домашнее задание |
5 мин |
|
Изучение нового материала
Во многих случаях удобно описывать движение с помощью графиков.Это позволяет придать наглядности. В курсе математики уже изучили графики линейных функций и графики прямой пропорциональности. Проанализируем графики движения и скорости: l = f(t) и
v = f(t).
Для расчета пути при равномерном движении( скорость постоянная величина) мы используем формулу l = vt. На уроках математики ми используем уравнение y=kx.
Физика |
Математика |
l = vt |
y = kx |
l — функция |
y — функция |
t — аргумент |
x — аргумент |
v — постоянная |
k — постоянная |
На первом рисунке график функции , по аналогии для другого графика можно записать .
График движения даёт такое же полное описание движения, как и формула l = vt.
Например, движение описывается графиком. По графику видно, что движение равномерное с остановками.
Читая график , можно найти много информации о движении тела . За 1 ч тело проехало 20 км, потом 2 ч тело стояло, а потом за 4 ч тело проехало ещё 20 км. При этом по графику мы можем определить скорость движения на каждом участке:
v1=20 км/год, v2=0, v3= 5 км/год.
Рассмотрим, чем отличаются графики, представленные на следующем графике. Сразу видим:
· тела двигаются с разными скоростями.(чем больше скорость, тем больше угол наклона между графиком и осью времени)
· определим скорость тел
2 Графики зависимости скорости от времени.
Наряду с графиками движениями используют графики скорости. Для построения графика скорости используют декартову систему координат, по горизонтали (ось абсцисс) откладывают время в нужном масштабе, а по вертикальной (ось ординат) — модуль скорости.
По графику можно определить, что скорость первого тела 25 м/с, а второго — 10 м/с.
На ж/д транспорте в кабине машиниста стоят скоростемеры, которые вовремя движения самописцем чертят график движения. Их расшифровывают, это позволяет анализировать различные ситуации во время движения.
Вопросы в ходе изучения нового материала
1. Какой вид имеет график зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении?
2. Чем отличаются графики зависимости пути и времени для двух тел, которые двигаются с разными скоростями?
3. Как по графику движения для двух тел сравнить скорости их движения?
4. Как по графику скорости найти пройденный телом путь?
Закрепление изученного материала
1.Из города выехал велосипедист со скоростью 20 км/ч, а через 4 ч после него — автомобиль со скоростью 60 км/ч. Через какое время автомобиль догонит велосипедист? Задачу решить графически.
Решение. Построим графики движения велосипедиста и автомобиля . Точка пересечения графиков даст время встречи (при t = 6 ч) и расстояние от города в момент встречи (120 км).
2.По графику определите скорость каждого тела и их путь через 3 с. Постройте графики движения.
3. Скорость какого тела больше? Ответ обоснуйте.
Домашнее задание
1. У: § 17 , упр.8 (4,5,6)
Литература
1. .Физика: 7-й класс: учебник/ И.М. Перышкин, А.И. Иванов. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2022.
2.Физика. Сборник задач и упражнений 7-9 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / [И.Н. Акаемкина и др.]; под ред. С.В Лозовенко. – М. : БИНОМ.Лаборатория знаний, 2020.-.160 с.
3. Сборник задач и упражнений 7-9 классов общеобразовательных учреждений / [В.И. Лукашик, Е.В. Иванова] ; - 13-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.