Урок 7
«Народная» сказка П. Ершова
«Конек-Горбунок»
Педагогические цели: способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, объяснять, что значит «народная сказка» и «зачин».
Планируемые результаты образования.
Предметные: воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читают с комментированием вслух; умеют читать «про себя»; отвечают на вопросы учителя; находят в тексте подтверждение своим суждениям.
Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; проявляют интерес к чтению.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; работают по предложенному учителем плану; выставляют оценку своей работе на уроке.
Познавательные: общеучебные – ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из иллюстрации и художественного текста; логические – овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим,
Быть активными хотим.
II. Актуализация знаний.
– Понравилось ли вам окончание сказки?
– Совпадает ли оно с вашими ожиданиями? Или вам хотелось что-либо в нем изменить?
III. Постановка проблемы.
– А понравилось оно Саше и домовому Афанасию? Хотели бы вы узнать об этом?
IV. Открытие учениками нового знания.
Чтение и работа с авторским текстом на с. 18–19.
– Из каких слов видно, что сказка понравилась Саше?
– В каких сказках Афанасий мог летать на Змее Горыныче, в ступе Бабы-Яги, на Коньке-Горбунке?
– Что значит народная сказка?
– Как П. Ершов сочинил сказку?
V. Первичное закрепление.
Работа в тетради (с. 3, задание 1).
Чтение по строфам с комментированием.
1-я строфа:
– Чем занималась семья старика?
– Как шли дела у братьев?
2-я строфа:
– Какое горе произошло?
– Что придумали братья?
3-я строфа:
– Что вы можете рассказать о старшем брате?
4-я строфа:
– Что придумал в свое оправдание средний брат?
Словарная работа.
…Вынул вилы и топор
И отправился в дозор…
Дозор – обход для осмотра.
…Ночь ненастная настала…
Ненастный – дождливый, пасмурный.
Ненастье (осеннее ненастье) – дождливая погода.
…И со страхов наш мужик
Закопался под сенник…
Сенник – в основном знач. матрас, набитый сеном или соломой.
Льется чистая водица…
Льется чистая водица –
Мы умеем сами мыться!
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
(Слова текста сопровождаем действиями.)
Упражнение «Раскрашивание»
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим. Но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
«Раскрашивать» необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Самостоятельное чтение 5-й и 6-й частей.
– Где же происходили все события?
– Какое событие было главным?
– Какой отрывок сказки вам показался смешным?
Словарная работа.
…Хлеб за пазуху кладет,
Караул держать идет…
Пазуха – пространство между грудью и прилегающей одеждой.
Держать караул – охранять, сторожить.
…Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом…
Озираючись (литературный вариант «озираясь») – от озираться.
Озираться – бросать взгляды в разные стороны, оглядываться, осматриваться по сторонам.
…Да краюшку уплетает…
Краюшка – уменьш. от слова «краюха».
Краюха – большой ломоть хлеба.
Уплетать – есть, поедать.
…Разом сяду те на шею…
Те – сокращенно от «тебе».
…Вишь, какая саранча!..
Вишь – сокращенно от «видишь».
Саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства, перелетающее большими массами.
…И садится на хребет –
Только задом наперед…
Хребет – позвоночник, а также (прост.) спина.
…Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…
Вершок – старая русская мера длины, равная 4,4 см.
Аршинный – от слова «аршин».
Аршин – в основном знач. старая русская мера длины, равная 0,71 м.
…Дверь рогожей закрывает…
Рогожа – грубая плетенная ткань.
VII. Повторение пройденного.
– Найдите в тексте слова, соответствующие иллюстрациям (с. 20, 23).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Хотелось бы вам прочитать всю сказку?
– Про кого интересно было читать?
– Кто из персонажей пока вам понравился?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: упражняться в выразительном чтении 1–6-й строф.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.