Урок 71
К чему
приводит жадность
(долганская сказка «Как появились разные народы»)
Педагогическая цель: способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям.
Планируемые результаты образования.
Предметные: осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; понимают смысл заглавия произведения; отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения.
Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности; составляют план действий по решению проблемы (задачи).
Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из текста и иллюстраций; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – осуществляют синтез как составление целого из частей; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II. Актуализация знаний.
Ученики называют сказки, которые читали дома. Загадывают загадки из сказок. Сначала отгадывают дети, затем зачитываются ответы из сказки.
– Что объединяет все эти сказки?
III. Постановка проблемы.
– Чем интересен заголовок сказки? (Он в форме вопроса.)
– Кто пытается ответить на этот вопрос? Откуда вы это знаете?
– Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации? Как догадались?
– Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?
IV. Открытие учениками нового знания.
Чтение сказки учениками.
Словарная работа.
…Однажды поднялась страшная пурга…
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
…люди боялись выйти из чумов…
Чум – в Сибири и на северо-востоке европейской части России: переносное жилище в виде шатра конической формы, крытого шкурами, корой, войлоком.
…люди из племени смелого человека…
Племя – в первобытном обществе: объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.
…Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы…
Долгане – народ, живший в восточной Сибири.
Эвенки – народ, живущий в Эвенкийском округе и вне его в восточной Сибири, до Тихого океана.
Якуты – основное население Якутии.
Нанайцы – народность, живущая в бассейне реки Амур.
– Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка?
V. Первичное закрепление.
Повторное чтение с комментариями:
– Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?
– Зачем человек пошел искать теплую страну?
– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?
– Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?
– Что с ним произошло?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Найти ответы на вопросы, записанные на доске:
– Почему это произведение – сказка?
– Что, по-вашему, в ней реально, а что вымышлено?
– Зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку?
– Как ответить на вопрос, заключенный в заголовке сказки?
По дороге Петя шел…
По дороге Петя шел,
(Ходьба на месте.)
Он горошину нашел,
(Упор присев, встать.)
А горошина упала,
(Поворот туловища вправо,
правую руку в сторону,
левую на пояс, повторить
в другую сторону.)
Покатилась и пропала!
(Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох!
(Руки на голову.)
Где-то вырастет горох!
(Прогибаясь назад, руки
развести в стороны.)
Упражнение «Гуляем на полянке»
Ходьба с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
VII. Повторение пройденного.
Выполнение задания 3 на с. 35 тетради.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что означает выражение «говорить на разных языках»?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: перечитать сказку, пересказать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.