Смазочной называется система, обеспечива-ющая подачу масла к трущимся деталям двигателя.
Система смазки двигателя внутреннего сгора-ния служит для уменьшения трения и изнашива-ния деталей двигателя, для охлаждения и корро-зионной защиты трущихся деталей и удаления с их поверхностей продуктов изнашивания.
Назначение и характеристики
Трения возникает из-за шероховатости контактирующих поверхностей деталей и молекулярного сцепления между этими поверхностями. Различают сухое, полужидкостное и жидкостное трение.
Полужидкостное трение возникает при износе деталей и при пуске двигателя.
При жидкостном трении рабочие поверхности полностью разделены слоем масла. При этом потери на трение и износ трущихся поверхностей минимальны.
hmax
hmin
F
При вращении вала в подшипнике смазочное масло увлекается силами трения из широкой части зазора hmax в узкую hmin (образуется «масляной клин»). Давление в узкой части возрастает и вал всплывает под действием силы F и стремится занять такое положение, при котором ось его вращения совпадает с центром подшипника.
Смазочная система двигателей должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся деталям при работе в разных скоростных и нагрузочных режимах, высокую степень очистки масла от механических примесей, возможность длительной работы двигателя без перегрева масла.
Для ДВС применяются минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла. Качественные масла обеспечивают эко-номию топлива, снижая потери энергии на преодо-ление трения.
Автомобильные масла классифицированы по ГОСТ 17479.1-85 по вязкости, по назначению и эксплуатационным свойствам. Также общепринято классификация по вязкости, установленная SAE J-300 DEC-99, API, ASEA.
В двигателях автомобилей применяется комбинированная система смазки.
Комбинированной называется система смазки, осуществляющая смазывание деталей двигателя под давлением и разбрызгиванием. Давление создается масляным насосом, а разбрызгивают масло коленчатый вал и другие быстровращаю-щиеся детали двигателя.
Под давлением смазываются наиболее нагруженные трущиеся детали двигателей – коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала, подшипники вала привода масляного насоса и др.
Разбрызгиванием сма-зываются стенки цилин-дров, поршни, поршневые кольца, поршневые паль-цы, детали газораспреде-лительного механизма, его цепного или шесте-ренного привода и другие детали двигателей. В дви-гателях со смазочной сис-темой без масляного ра-диатора охлаждение масла, которое нагрева-ется в процессе работы, происходит в основном в масляном поддоне.
2.11. Узлы смазочной системы. (Дом задание).
1.Масляной поддон.
2.Масляной насос.
3,7,9.Редукционный,температурный,сливной клапан.
4.Масломерный щуп.
5.Промежуточная шестерня.
6.Масляной фильтр.
8.Масляной радиатор.
10,15.Распределительный и коленчатый валы.
11.Манометр.
12.Ось коромысел.
13.Главный масляной канал.
14.Полость шатунной шейки.
16.Маслозаливная горловина.
Масляный насос подает масло под давлением к тру-щимся поверхностям деталей двигателя. На двигателях применяют масляные насосы шестеренного типа с уста-новленным в насосе редукционным клапаном, отрегули-рованным на давление 0,45 МПа и не подлежащим регулировке в процессе эксплуатации.
При вращении шестерен масло через маслоприемник поступает во всасывающую полость насоса. Оно заполняет впадины между зубь-ями шестерен, переносится в по-лость нагнетания и под давлением направляется в приемный канал блока цилиндров. Редукционный клапан срабатывает при возрас-тании давления выше допустимого и перепускает часть масла из нагне-тательной полости насоса во вса-сывающую.
Масляной радиатор установлен впереди водяного радиатора и служит для охлаждения масла в летнее время.
Масляные фильтры служат для очистки масла в системе от примесей, которые появляются в резуль-тате износа трущихся деталей. Их делят на фильтры со смен-ными фильтрующими элементами (а) и фильтры центробежной очистки масла или центрифуги (б).
а
б
При работе двигателя масло пос-тупает внутрь оси 2, проходит че-рез выходные отверстия и направ-ляется во внутреннюю полость ротора. Затем проходит через фильтрующую сетку идет вниз и выпрыскивается под давлением из жиклеров 5 в корпус фильтра. Под воздействием струй масла, направленных в противополож-ные стороны, создается реак-тивный момент, который вращает ротор, заполненный маслом. При этом под действием центробеж-ных сил механические примеси, находящиеся в масле, оседают плотным слоем на стенках колпака 9 ротора.
В смазочной системе с открытой вентиляцией картера двигателя картерные газы, состоящие из горючей смеси и продуктов сгорания, удаляются в окружающую среду.
При закрытой вентиляции картера двигателя картерные газы принудительно удаляются в цилиндры двигателя на догорание, что предотвращает попадание газов в салон кузова легкового автомобиля и уменьшает выброс ядовитых веществ в окружающую среду.
Контрольные вопросы:
1.Для чего предназначена смазочная система ?
2.Из-за чего возникает трение ?
3.Назовите составные части и приборы смазочной системы/
4.Каково назначение редукционного клапана масляного насоса ?
5.Объясните принцип очистки масла от механических примесей в центрифуге.
6. Назовите причины низкого давления в смазочной системе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.