Технологическая карта урока
|
|
Предмет |
Математика |
Класс |
8 класс |
Тема урока |
«Решение систем линейных неравенств»
|
Тип урока |
комбинированный |
Время |
40 минут |
Образовательные ресурсы |
Интерактивная доска, раздаточный материал, презентация |
Цели урока |
Цель урока: повторить решение линейных неравенств; ознакомить с алгоритмом решения систем линейных неравенств; сформировать умение решать системы линейных неравенств любой сложности. Задачи: Обучающие 1. повторить понятия: «линейное неравенство», «система неравенств», «решение системы неравенств», «числовые промежутки», «числовой отрезок, интервал, полуинтервал». 2. Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств; 3. Применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий; 4. Повторить алгоритм решения неравенства с одной переменной; 5. Совершенствовать умения решать неравенства, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка. 6. Сформировать умение: · решать системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде двойного неравенства и в виде числовых промежутков; · находить все целые числа, являющиеся решением системы неравенств; · находить наибольшее/наименьшее целое решение системы неравенств; · наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал; · объективно оценивать свою деятельность и деятельность других; · закреплять и повторять ранее пройденный материал. Развивающие: · развивать логическое мышление при установлении связи графического изображения множества решений системы линейных неравенств, и записи решения с помощью числового промежутка; · развивать навыки самостоятельной работы; · развивать монологическую речь при выполнении заданий; · развивать умение выделять главное; · обобщать имеющиеся знания; · способствовать развитию интереса к предмету, организованности, ответственности · развивать умение выделять главное и обобщать имеющиеся знания; · способствовать развитию интереса к предмету, организованности, ответственности Воспитательные: · Воспитывать сознательное отношение к учению; · Воспитывать познавательную активность учащихся; · Воспитывать чувство личной ответственности в коллективной работе; · Воспитывать творческую, всесторонне-развитую личность. |
Формы и методы обучения |
· практический, · наглядный, · словесный. |
Основные понятия и термины |
«линейное неравенство», «система неравенств», «решение системы неравенств», «числовые промежутки», «числовой отрезок, интервал, полуинтервал», |
Ожидаемые результаты |
К концу урока учащиеся должны: · уметь решать линейные неравенства и системы; · графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка; · производить отбор решений по заданному условию (целые решения, наибольшее/наименьшее целое решение). |
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Универсальные действия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности |
Организационный момент
|
Включение в деловой ритм |
Регулятивные: готовить себя к продуктивной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задачи урока.
|
Устная работа с классом: - Назовите и запишите промежутки, изображённые на рисунке (слайд 1)
- Является ли решением неравенства 3х - 11>1 число 5? Дайте определение решения неравенства с одной переменной. Что значит решить неравенство? - Сформулируйте свойства равносильности, которые используются при решении неравенств. Прокомментируйте решение данного неравенства. (слайд 2)
- Найди ошибки (слайд 3)
Используя свойства, решите следующие неравенства (работа в тетрадях и у доски):
Тест (самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой). Заполнить таблицу:
1. На каком рисунке изображено множество решений системы А. Б. В.
2 - 3 - 3 2 - 3 2
2. Запишите обозначение промежутка :
- 10 5 А. (-10; - 5) Б. В. 3. Решите неравенство 2 – 5х < 0. А. (0,4; + ∞) Б. [0,4; + ∞) В. (- ∞; 0,4) 4. При каких значениях параметра а двучлен 12 – а принимает положительные значения? А. а > 12 Б. а > - 12 В. а < 12 5. При каких значениях у дробь меньше дроби ? А. (- ∞; 4,4) Б. (- ∞; - 4,4) В. (4,4; + ∞) 6. Найдите наибольшее целое решение неравенства А. – 2 Б. 0 В. – 1 7. Промежутку [- 2,5; 2,4] принадлежит число … А. – 2,6 Б. 0 В. 3 8. Для любых значений х верно неравенство: А. (х – 2)2 < 0 Б. (х + 3)2 > 0 В. (х + 3)2 > 0 Г. х2 – 10х + 25 ≥ 0 Ответы выводятся на доску (слайд 5).
Сосед по парте проверяет правильность решения и выставляет свою оценку. · Что называют системой неравенств? · Что называют решением системы неравенств? · Что значит решить систему неравенств? (слайд 4, 5) · Используя числовую ось, найдите пересечение промежутков: А. Б. В. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
Познавательные: умение структурировать информацию, переводить графическую информацию в лингвистическую, понимать на слух ответы учащихся; Регулятивные: Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; обнаруживать отклонения и отличия от эталона; Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Осмысление нового |
Давайте рассмотрим решение данной системы неравенств (слайд 6,7,8)
При решении систем неравенств мы будем использовать следующий алгоритм: 1. Решить каждое из неравенств системы; 2. Изобразить множество решений каждого неравенства на числовой оси; 3. Найти на числовой оси пересечение промежутков (если оно есть) и записать его с помощью неравенства или обозначения промежутка (или сделать вывод об отсутствии решения системы).
Вместе разбираем примеры решения систем неравенств с одним неизвестным и отрабатываем запись конкретных решений системы. 1. Решите систему неравенств: А. Б. В. 2. Найти наименьшее целое решение системы неравенств:
3. Найти наибольшее целое решение системы неравенств:
|
В ходе заслушивания ответов одноклассников остальные школьники контролируют правильность и полноту проведенной обработки информации. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют. |
Познавательные: самостоятельное выделение- осознанное формулирование нового знания; умение структурировать информацию, переводить графическую информацию в лингвистическую, понимать на слух информацию;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Применение знаний (практическая работа). |
Обучающая самостоятельная работа. Учащиеся работают самостоятельно, с последующей проверкой и обсуждением. Необходимо обратить отдельное внимание на дополнительный вопрос в первых двух системах: указать целые решения системы (слайды 9,10)
|
Участвуют в решении задачи. Оценивают качество выполнения задания |
Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: обнаруживать отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: адекватно оценивать результаты деятельности одноклассника, корректно поправлять при неправильном ответе; осуществлять взаимоконтроль. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Подведение итогов. |
Целью нашего урока было повторение темы «Решение линейных неравенств», и знакомство и первичное закрепление алгоритма решения систем линейных неравенств. Мы научились решать системы неравенств, находить их целые решения, находить наибольшее/наименьшее целое решение системы неравенств.
Домашнее задание:
1. № 135,136
2. Подумайте, и сделайте выводы. · как решить систему трех линейных неравенств:
· как решить двойное неравенство: -3,4≤ 2х +5≤ 1,1
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.