Журавлева И.В.
учитель математики ГБОУ СО
«Школа-интернат АОП №3 г.Энгельса»
Урок алгебры в 9 классе по теме
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Цели:
Образовательные: способствовать выработке навыков и умений при сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить в ходе выполнения упражнений формулы сокращённого умножения.
Развивающие: содействовать развитию у школьников логического мышления, культуры математической речи, памяти.
Воспитательные: формировать у учащихся интерес к предмету, к получению знаний, воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: ноутбук, презентация «О великом Пифагоре», портрет Пифагора, таблички с речевым материалом, с ответами к заданиям, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка слышимости. (за экраном)
· формулы сокращённого умножения
· квадрат суммы
· квадрат разности
· разность квадратов
· удвоенное произведение
· сумма кубов
· разность кубов
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, закреплять формулы сокращённого умножения, узнаем о жизни и открытиях замечательного учёного, имя которого вы узнаете позже.
IV. Фонетическая зарядка.
Я вас прошу слушать внимательно и следить за своей речью, говорить понятно, чётко произносить все звуки, следить за ударением в словах.
На уроке мы часто будем произносить словосочетания, и опираться на правило. Давайте их прочитаем ещё раз. Послушайте:
· общий множитель
· подобные слагаемые
· разложить на множители
· общий знаменатель
· можно сократить
Основное свойство дроби
Если числитель и знаменатель дроби разделить или умножить на одно и то же число, то значение дроби не изменится.
V. Актуализация знаний. (За экраном)
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, я хочу проверить, как вы знаете правила. Внимательно слушайте вопросы и чётко на них отвечайте.
· Что значит сократить дробь?
· Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
· Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
VI. Устная работа.
1) Приведите дробь к новому знаменателю:
Соотнесите ответы с буквами и назовите фамилию великого математика, о котором пойдёт речь сегодня на уроке. (Пифагор)
1 |
|
а |
-1 |
|
2 |
|
П |
О |
А |
И |
Р |
Ф |
Г |
Слайд 1-2
2) Разложите на множители:
а) 5х -15 в) +6х+9 д)
б) г) е)
Соотнесите буквы с ответами примеров, и вы узнаете, где родился и жил Пифагор. (Греция)
|
5(х-3) |
|
(y-6x)(y+6x) |
|
(a-2)(a+2) |
Я |
Г |
Ц |
И |
Е |
Р |
Слайд 3
Уже с детства Пифагор стремился к знаниям. У него были большие способности к разным наукам: к математике, астрономии, музыке, истории.
3) Сократите дробь:
Соотнеся ответы примеров с буквами, вы узнаете, что Пифагор создал у себя на родине. (Школа)
3 |
|
|
a |
|
А |
К |
Л |
О |
Ш |
Слайд 4
Пифагор учил своих учеников истории, медицине, астрономии, математике. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики, астрономы.
VII. Тренировочные упражнения.
1. Выполните действия:
а) б) в)
Физминутка (гимнастика для глаз).
2. Работа по учебнику: стр. 17 №57(а)
Выполнив задание вы, вы узнаете, по какому виду спорта был Пифагор чемпионом в Олимпийских играх. (По кулачному бою)
Слайд 5
3. Выполните тест.
Тест
Вариант 1
Выполните сложение и вычитание дробей. Используя найденные ответы, запишите в таблицу высказывание Пифагора:
правят +
миром
числа
a – 2b |
|
|
|
|
|
Вариант 2
Выполните сложение и вычитание дробей. Используя найденные ответы, запишите в таблицу высказывание Пифагора:
правят +
миром
числа
a – 3b |
|
|
|
|
|
Слайд 6
VIII. Работа без аппаратов. (За экраном)
IX. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами закрепили сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, познакомились с биографией Пифагора.
Закончить урок я хочу заповедями великого математика.
Слайд 7
Заповеди (правила) Пифагора и его
учеников
u Делать то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться;
u Не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что следует знать;
u Не пренебрегай здоровьем своего тела;
u Приучайся жить просто и без роскоши.
X. Оценивание.
XI. Домашнее задание.
Стр. 17 №58.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.