Открытый урок по алгебре
в 9 классе.
Тема урока:
Решение систем уравнений второй степени с двумя методом подстановки.
Цели урока:
Обучающие:
· систематизировать знания по данной теме
· выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способами подстановки.
Развивающие:
· развивать вычислительную технику, мыслительную активность, логическое мышление;
· способствовать формированию ключевых понятий;
· выполнять задания различного уровня сложности; развивать правильную математическую речь
· формировать графическую и функциональную культуру обучающихся.
Воспитывающие:
· воспитывать внимательность, аккуратность, умение четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу, воспитывать глубокий и устойчивый интерес к изучению математики
· формировать навыки общения, умения работать в коллективе.
Задачи урока:
1. Отработать алгоритм решения систем уравнений второй степени способом подстановки и различного уровня сложности.
2. Отработать навыки и умения иллюстрировать решения систем уравнений графически.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная, работа в парах.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: практический, наглядный, словесный.
Оборудование: учебник «Алгебра – 9 класс» Макарычева Ю.Н., под ред. С.А.Теляковского, раздаточный материал, карточки с алгоритмом портреты.
Ход урока.
I. Организационный момент
Математике должны учить в школе
еще с той целью,
чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных
потребностей в жизни.
И.Л. Лобачевский
Сегодняшний урок я хотела начать с философской загадки «Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и краткое, самое дорогое, но и дёшево ценимое нами?» (Время).
Итак, у нас всего 45 минут, и мне очень хотелось, чтобы это время пролетело для вас незаметно и с пользой.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть способ подстановки для решения систем уравнений.
II. Проверка домашнего задания.
III Актуализация опорных знаний.
Устный опрос.
1.
· Определение системы уравнения с двумя переменными.
(Уравнения, объединенные фигурной скобкой, имеющие множество решений одновременно удовлетворяющих для каждого уравнения)
· Что называют решением системы уравнений с двумя переменными?
(Пара значений, которые обращают каждое уравнение в системе в верное равенство)
· Какие уравнения называются равносильными?
(Уравнения, которые имеют одно и тоже множество решений )
· Назовите основные способы решения систем уравнений.
· Графический, метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод замены переменной.
2.
Учащиеся определяют вид уравнения, формулируют определения).
Решить уравнения:
1) 6) ,
2) , 7) ,
3) , 8)
4) , 9)
5) 10)
3. Какая фигура является графиком уравнения?
1) 3х-у=7;
2) ху=4;
3) у-х2+2х=0;
4)(х-2)2+у2=25.
4.Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений
х 2+у2=1
у-2х=1
(0;1) (-1;-1) (1;0) (1;1)
5. Решение какой системы изображено
IV Из истории решения систем уравнений.
( Сообщение учеников)
Еще древним вавилонянам и египтянам было известно много
задач, решение которых сводилось к решению уравнений с одной переменной. Только
в то время не умели применять в математике буквы. Поэтому вместо букв брали
числа, показывали на числах, как решать задачу, а потом уже все похожие на нее
задачи решали тем же способом.
В древневавилонских текстах,
написанных в III – II тысячелетиях до н.э., содержится немало задач, решаемых с
помощью составления систем уравнений, в которые входят и уравнения второй
степени.
Многие уравнения умел решать греческий
математик Диофант, который даже применял буквы для обозначения неизвестных.
Но по-настоящему метод уравнений сформировался в руках арабских ученых. Они, по-видимому, знали, как решали задачи в Вавилоне и Индии, улучшили эти способы решения и привели их в систему. Первым написал книгу на арабском языке о решении уравнений Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми. Название у нее было очень странное − «Краткая книга об исчислении ал-джабры и ал-мукабалы». В этом названии впервые прозвучало известное нам слово «алгебра».
Книга ал-Хорезми о решении уравнений не была столь распространена, как его сочинение об индийском счете. Но и с нею познакомились математики Западной Европы. Когда они овладели методами ал-Хорезми, то стали их улучшать, применять к все более сложным уравнениям, настолько сложным, что без букв оказалось невозможно к ним подступиться.
Французский ученый Франсуа Виет(XVIв.) впервые ввел символическую запись уравнения: стал обозначать неизвестные величины одними буквами, а известные − другими. Алгебраическая символика совершенствовалась в трудах Декарта, Ньютона, Эйлера.
Рене Декарт
(1596 - 1650)
французский математик и философ
Мыслю, следовательно существую.
Исаа́к Нью́то́н 4 января 1643 — 31 марта 1727— английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1 июля 1646, Лейпциг - 14 ноября 1716, Ганновер), немецкий философ, логик, физик, математик и языковед.
Леонард Эйлер (1707—1783), — российский, немецкий и швейцарский математик. Анализировал бесконечно малые. Благодаря его работам, математический анализ стал вполне оформившейся наукой.
Карл Гаусс (1777—1855), — немецкий математик, астроном и физик. Создал теорию «первообразных» корней, из которой вытекало построение семнадцатиугольника. Один из величайших математиков всех времён.
Жозе́ф Луи́ Лагра́нж (25 января 1736 — 10 апреля 1813) — французский математик и механик итальянского происхождения. Наряду с Эйлером — лучший математик XVIII века. Особенно прославился исключительным мастерством в области обобщения и синтеза накопленного научного материала.
Основная цель при решении систем линейных уравнений - решить систему уравнений, то есть найти все ее решения или доказать, что решений нет. Для решения системы уравнений с двумя переменными используются разные способы. Практическое применение этих способов - это решение задач, по алгебре, физике, химии, геометрии.
V. Изучение нового материала
Основными методами решения систем уравнений являются метод подстановки и метод сложения.
При этом используют приемы: замена переменных, формулы сокращенного умножения, равенство произведения нулю и другие.
Записать на доске 3 метода решения систем уравнений.
1. Графический метод
2. Метод подстановки
3.Метод алгебраического сложения
С системами уравнений мы познакомились в курсе алгебры 7-го класса, но это были системы специального вида – системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Алгоритм, который был выработан в 7 классе, вполне пригоден для решения систем любых двух уравнений с двумя переменными х и у.
1. Выразить одну переменную через другую из одного уравнения системы.
2. Подставить полученное выражение вместо переменной в другое уравнение системы.
3. Решить полученное уравнение относительно одной переменной.
4. Подставить поочередно каждый из найденных на 3 шаге корней уравнения в выражение, полученное на первом шаге и найти другую переменную.
5. Записать ответ в виде пар значений (х;у).
Покажу, как работает этот метод при решении систем.
Решим систему уравнений:
Применим метод подстановки. Преобразуем исходную систему:
Ответ: (1;0), (2;1)
VI. Закрепление знаний.
1. Рассмотреть по учебнику № 433( а), № 437 (а)
2. Решение системы уравнений по алгоритму.
Реши систему уравнений
Средь алгоритмов правильный найди,
И выбор свой подробно поясни!
Алгоритм А. Алгоритм В.
Ответ: (-2;4), (8;-1). Ответ: (-2;4), (8;-1).
Алгоритм В. Алгоритм Г.
Ответ: (-2;4). Ответ: (-2;4), (8;-1).
3. Тест с взаимопроверкой
Вариант 1
1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений
А. (1; 4). Б. (4; 1). В. (–1;
4). Г. (–4; 1).
2. Из
каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара
чисел (1; 0)?
А. xy = 4. Б. 5x + y = 8. В. 4x + y
= 4. Г. x2 + y2 = 1.
3. Сколько решений имеет система уравнений
А. Одно. Б. Два. В.
Три. Г. Четыре.
4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?
5. Решите систему уравнений
А. (2;6). Б.(6;2).
В.(2;6)и(6;2). Г. (–2; –6) и (–6; –2).
Вариант 2
1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений
А. (3;2). Б.(2;3).
В.(–3;2). Г. (–2; 3).
2. Из
каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара
чисел (0;1)?
А. 5x–4y=3. Б.7x+2y=2. В.x2 +y2 =1.
Г. xy = 7.
3. Сколько решений имеет система уравнений
А. Одно. Б.Два.
В.Три. Г. Четыре.
4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?
5. Решите систему уравнений
А. (2;9). Б.(9;2). В.(9;2)и(2;9).
Г. (–9; –2) и (–2; –9)
ОТВЕТЫ К ТЕСТ
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
Б |
А |
2 |
В,Г |
Б,В |
3 |
Б |
Б |
4 |
Б |
В |
5 |
В |
В |
4. Дифференцированный контроль
(взаимопроверка, работа )
На «3»
На «4»
На «5»
VII. Домашнее задание
По учебнику п.19, стр.112
№ 436, 441
VIII. Итог урока.
Учащимся предлагается рисунок (у каждого на парте приготовлена заготовка), на котором нужно отметить свое местоположение для данного урока, т.е.:
Ø Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
Ø Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
Ø Если нет никаких вопросов и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
Говорят, что математика – гимнастика ума, я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас хорошей тренировкой, которая позволила стать более внимательными, собранными, сообразительными, заставила думать и творить что-то новое.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.