Предмет: биология.
Класс: 8
УМК: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272с.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Строение и работа сердца. Сердечный цикл.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8
Место урока в системе уроков по теме: урок 5 из 8 уроков, отведенных на изучение раздела 5 «Кровь и кровообращение».
Цель урока: дать конкретное представление учащимся о строении сердца, о связи формы его и функции; добиться усвоения знаний о работе сердца – сердечном цикле, автоматизме сердца; нервной и гуморальной регуляции его деятельности.
Задачи урока:
· Образовательные: сформировать новые анатомические понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия.
· Развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания, умений сравнивать и обобщать,
способствовать развитию у учащихся грамотной биологической речи, продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника, формировать умения анализировать, умения находить взаимосвязь между строением и функциями.
· Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание самостоятельного мышления, воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
· Развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания, развитие умений сравнивать и обобщать.
Планируемые результаты:
· Знать новые анатомические понятия: фазы работы сердца, пауза; механизм движения работы сердца.
· Уметь сравнивать, обобщать; показывать механизм движения работы сердца, давать определения новым понятиям и объяснять их, связывать строение с выполняемой функцией.
Техническое обеспечение урока: таблицы: «Ароморфоз у животных», «Сердце человека», «Кровеносная система», «Схема кровообращения и движения лимфы», «Фазы работы сердца»; модель сердца, образцы электрокардиограмм; торс человека; учебный видеофильм, цветные мелки.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
· Биология. 9 кл. Сборник рефератов. Часть 1. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 576 с.
· Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 - М: «Педагогика», 1975 г.
· Р.Д.Маш. Человек и его здоровье: Сборник заданий по биологии для учащихся.
· Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. д-ра биол. наук Л. В. Латманизовой. - М.: «Просвещение»,1971 г.
Содержание урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент.
|
Учитель приветствует класс. Определяет готовность класса к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию. |
Проверка домашнего задания. |
1. Анализ результатов заполнения таблицы «Сравнение кругов кровообращения» (домашнее задание). 2. Самостоятельная работа по теме «Движение крови по сосудам» (приложение 1). |
Работа в парах. Проверка таблицы соседа и оценивание.
Выполняют работу по карточкам (приложение 1). |
Актуализация знаний.
|
Опрос: - Какие кровеносные сосуды вы знаете? - Чем отличается артерия от вены? - В чем отличие капилляров от вен и артерий? -Что такое большой круг кровообращения? Охарактеризуйте большой круг кровообращения. (Использовать таблицу.) -Что такое малый круг кровообращения? Охарактеризуйте малый круг кровообращения. (Использовать таблицу.)
Благодаря чему происходит непрерывная циркуляция крови в организме человека?
|
Ответы учащихся.
Ответы учащихся: «Благодаря непрерывной работе сердца».
|
Изучение нового материала.
|
А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите внимание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (таблица из курса обшей биологии «Ароморфоз у животных»).
Рассказ учителя о расположении сердца человека. Учитель напоминает учащимся, что сердце человека почти не отличается по строению от сердца высших млекопитающих животных и выполняет ту же функцию — функцию насоса. Расположение сердца (учитель показывает на торсе человека). Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения познакомимся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Строение сердца» с. 80.
Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.
Секрет неутомимости сердца. Автоматия сердца.
«Посмотрим, как работает сердце человека, всегда ли оно работает одинаково, почему оно может работать почти неутомимо в течение всей жизни человека». После просмотра, вы должны будете заполнить таблицу (таблица на доске). В конце урока учащиеся будут заполнять ее самостоятельно (закончат дома). |
Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Учитель дополняет ответы учащихся.
Учащиеся определяют и показывают его на себе.
Работа с учебно-тематической картой (приложение 2).
Работа с учебником стр. 91. Записывают в тетрадь определение автоматизма. Как происходит регуляция работы сердца? (проговаривают и записывают в тетрадь)
Просмотр учебного видеофильма «Строение и работа сердца».
Заполняют таблицу (приложение3).
|
Закрепление. |
· Ответим на вопросы: 1. Что такое сердечный цикл? Какие фазы в нем выделяют? 2. Почему кровь в сердце движется в одном направлении? 3. Почему сердце работает непрерывно в течение всей жизни? 4. Что такое автоматизм сердца? 5. Как меняется сила и частота сердечных сокращений при физической нагрузке? 6. Почему сердце нетренированного человека при нагрузке утомляется быстрее, чем сердце тренированного? 7. Обоснуйте правила тренировки сердца: систематичность, постепенность, посильность. 8. Как сказывается на состоянии сердца курение и употребление алкоголя? |
Отвечают. |
Итог урока. Рефлексия. |
Задает вопросы: - Что вы узнали из сегодняшнего урока? - Что понравилось? Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки, дает оценку работе в группах и отдельным учащимся (активность, правильность ответов отдельных учащихся).
|
Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения. Дают оценку своей деятельности на уроке.
|
Домашнее задание. |
Сообщает домашнее задание: Параграф 17 стр.80-81, рисунок сердца, закончить таблицу: параграф 20 стр.91.
|
Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Приложение 1.
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
В капиллярах большого круга кровообращения происходит:
1) превращение артериальной крови в венозную
2) обогащение крови кислородом, поступающим из тканей
3) поступление в кровь углекислого газа и продуктов тканевого обмена
4) фильтрация крови с образованием первичной мочи
5) превращение венозной крови в артериальную
6) ускорение кровотока. Ответ:_________________
2. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца (расставьте буквы в необходимом порядке):
A) правое предсердие Б) аорта B) левый желудочек Г) легкие Д) левое предсердие Е) правый желудочек Ж) вены большого круга 3) артерии большого круга. Ответ: ______________________________
3. Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Кровообращение человека
Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь
собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.
Перечень терминов:
1) кислород
2) углекислый газ
3) питательное вещество
4) предсердие
5) желудочек
6) артерия
7) вена
8) капилляр.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Приложение 2. Работа с учебно-тематической картой «Строение сердца».
Задание. Подпишите элементы рисунка.
Приложение 3.
Таблица «Сердечный цикл».
Фазы сердечного цикла |
Продолжи-тельность |
Предсердия |
Желудочки |
Створчатые клапаны |
Полулунные клапаны |
Движение крови |
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.