Урок анатомии 8 класс
Оценка 4.8

Урок анатомии 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл—9 кл
03.03.2023
Урок анатомии 8  класс
Урок анатомии по теме "Кровь и кровообращение"
урок «Кровь и кровообращение».docx

Предмет: биология.

Класс: 8

УМК: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Изд. 3-е, перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272с.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Строение и работа сердца. Сердечный цикл.

 Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8

Место урока в системе уроков по теме: урок 5 из 8 уроков, отведенных на изучение раздела 5 «Кровь и кровообращение».

Цель урока:  дать конкретное представление учащимся о строении сердца, о связи формы его и функции; добиться усвоения знаний о работе сердца – сердечном цикле, автоматизме сердца; нервной и гуморальной регуляции его деятельности.

 

Задачи урока:

·         Образовательные: сформировать новые анато­мические понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия.

·         Развивающие: развитие устойчивого произволь­ного внимания,  умений сравнивать и обоб­щать,

способствовать развитию у учащихся грамотной биологической речи, продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника, формировать умения анализировать, умения находить взаимосвязь между строением и функциями.

·         Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание са­мостоятельного мышления, воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому обра­зу  жизни.

·         Развивающие:  развитие устойчивого произволь­ного внимания, развитие умений сравнивать и обоб­щать.

Планируемые результаты:

·      Знать   новые анатомические понятия: фазы работы сердца, пауза;  механизм движения работы сердца.

 

·      Уметь  сравнивать, обобщать; показывать механизм движения работы сердца, давать определения новым понятиям и объяснять их, связывать строение с выполняемой функцией.

Техническое обеспечение урока: таб­лицы: «Ароморфоз у живот­ных», «Сердце человека», «Кровеносная система», «Схема крово­обращения и движения лимфы», «Фазы работы сердца»; модель сердца, образцы электрокардиограмм; торс человека; учебный видеофильм, цветные мелки.

 

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

·         Биология. 9 кл. Сборник рефератов. Часть 1. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 576 с.

·         Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 - М: «Педагогика», 1975 г.

·         Р.Д.Маш. Человек и его здоровье: Сборник заданий по биологии для учащихся.

·         Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. д-ра биол. наук Л. В. Латманизовой. - М.: «Просвещение»,1971 г.

Содержание  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Организационный

момент.

 

Учитель приветствует класс.

Определяет готовность класса к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.

Проверка домашнего задания.

1.       Анализ результатов заполнения таблицы «Сравнение кругов кровообращения» (домашнее задание).

2. Самостоятельная работа по теме «Движение крови по сосудам» (приложение 1).

Работа в парах. Проверка таблицы соседа и оценивание.

 

Выполняют работу по карточкам (приложение 1).

Актуализация знаний.

 

  Опрос:

- Какие кровеносные сосуды вы знаете?

- Чем отлича­ется артерия от вены?

- В чем отличие капилляров от вен и артерий?

 -Что такое большой круг кровообращения? Охарактеризуйте боль­шой круг кровообращения. (Использовать таблицу.)

-Что такое малый круг кровообращения? Охарактеризуйте малый круг кровообращения. (Ис­пользовать таблицу.)

 

Благодаря чему происходит непрерывная циркуляция крови в организме человека?

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:  «Благодаря непрерывной работе сердца»

 

Изучение нового материала.

 

 

А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите вни­мание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (таблица из курса обшей биологии «Ароморфоз у живот­ных»).

 

Рассказ учителя о расположении сердца человека. Учитель напоминает учащимся, что сердце человека почти не отличается по строению от сердца высших мле­копитающих животных и выполняет ту же функцию — функцию насоса. Расположение сердца (учитель показывает на торсе человека).

Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насо­сом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перека­чивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особеннос­тями строения познакомимся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Строение сердца» с. 80.

 

Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.

 

Секрет неутомимости сердца. Автоматия сердца.

 

 

 

 

 

 

 «Посмотрим, как работает сердце человека, всегда ли оно ра­ботает одинаково, почему оно может работать почти неутомимо в течение всей жизни человека». После просмотра, вы должны будете  заполнить таблицу (таблица на доске).

 В конце урока учащиеся будут заполнять ее самостоятельно (закончат дома).

Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкаю­щихся, птиц и млекопитающих.

Учитель дополняет ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют и показывают его на себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебно-тематической  картой (приложение 2).

 

 

 

Работа с учебником стр. 91.

Записывают  в тетрадь определение автоматизма.

Как происходит регуляция работы сердца? (проговаривают и записывают в тетрадь)

 

Просмотр учебного видеофильма «Строение и работа сердца».

 

 

 

 

Заполняют таблицу (приложение3).

 

Закрепление.

·         Ответим на вопросы:

1. Что такое сердечный цикл? Какие фазы в нем выделяют? 2. Почему кровь в сердце движется в одном направлении? 3. Почему сердце работает непрерывно в течение всей жизни? 4. Что такое автоматизм сердца? 5. Как меняется сила и частота сердечных сокращений при физической на­грузке? 6. Почему сердце нетренированного человека при нагрузке утомляется быстрее, чем серд­це тренированного? 7. Обоснуйте правила тренировки сердца: систематичность, постепенность, посильность. 8. Как сказывается на состоянии сердца курение и употребление алкоголя?

Отвечают.

Итог урока. Рефлексия.

Задает вопросы:

-     Что вы узнали из сегодняшнего урока?

-     Что понравилось?

Учитель подводит итоги работы каждого ученика,  выставляет оценки, дает оценку работе в группах  и отдельным учащимся (активность, правильность ответов отдельных учащихся).

 

 Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

 

 

Домашнее задание.

Сообщает домашнее задание:

Параграф 17 стр.80-81, рисунок сердца, закончить таблицу: параграф 20 стр.91.

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1. Выберите три верных  ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

В капиллярах большого круга кровообращения происходит:

1)  превращение артериальной крови в венозную

2) обогащение крови кислородом, поступающим из тканей

3)  поступление в кровь углекислого газа и продуктов тканевого обмена

4) фильтрация крови с образованием первичной мочи

5) превращение венозной крови в артериальную

6) ускорение кровотока.        Ответ:_________________

2. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам  кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца (расставьте буквы в необходимом порядке):

A) правое предсердие Б) аорта B) левый желудочек  Г) легкие Д) левое предсердие Е) правый желудочек Ж) вены большого круга 3) артерии большого круга. Ответ: ______________________________

 

3. Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

                                                       Кровообращение человека

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по  всем крупным артериям  организма,  в  результате  чего  богатая _____(Г)  и  питательными веществами   кровь   омывает   все   органы.   Из   капилляров   органов   кровь

собирается  в  верхнюю  и  нижнюю  полые  _____(Д),  впадающие  в  правое предсердие сердца.

Перечень терминов:

1) кислород

2) углекислый газ

3) питательное вещество

4) предсердие

5) желудочек

6) артерия

7) вена

8) капилляр.

Ответ:                 

  А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.  Работа с учебно-тематической  картой «Строение сердца».

Задание.  Подпишите элементы рисунка. http://koledj.ru/tw_refs/14/13384/13384_html_m2806ec34.png

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Таблица «Сердечный цикл».

Фазы сердечного цикла

Продолжи-тельность

Предсердия

Желудочки

Створчатые клапаны

Полулунные клапаны

Движение крови

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: биология. Класс: 8

Предмет: биология. Класс: 8

Содержание урока. Этапы урока

Содержание урока. Этапы урока

Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насо­сом

Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насо­сом

Закрепление. ·

Закрепление. ·

Приложение 1. 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания

Приложение 1. 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания

Приложение 2 . Работа с учебно-тематической картой «Строение сердца»

Приложение 2 . Работа с учебно-тематической картой «Строение сердца»

Приложение 3. Таблица «Сердечный цикл»

Приложение 3. Таблица «Сердечный цикл»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023