ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«Будь ярким на дороге»
в рамках Общероссийской Акции
«Урок безопасности для детей и родителей»
(подготовка детей к ОСЕННИМ каникулам)
Пояснительная записка
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения.
В преддверии осенних каникул 2016-2017 учебного года в нашей образовательной организации ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» с особой остротой поднимается вопрос обеспечения безопасности детей на улицах и дорогах. Все ребята имеют особенности в развитии – нарушения слухового восприятия. Уровень подготовки, способный обеспечить безопасность глухих и слабослышащих детей как участников дорожного движения, во многом зависит также и от их родителей. Поэтому, классные руководители, воспитатели активно сотрудничают с родителями, работниками ГИБДД, привлекают их к организационной деятельности с детьми по соблюдению правил дорожного движения во время отдыха.
В каждом классе были организованы родительские собрания. Красной нитью прошёл разговор с родителями в формате практических советов и ненавязчивых напоминаний, рекомендаций. Мы познакомили родителей с ошибками взрослых, которые могут привести к несчастью с детьми на дороге, и дали практические советы, как их избежать.
Кроме родительских собраний, в каждом классе был организован уголок с расположенной информацией об Общероссийской акции «Безопасность детей - забота родителей» (подготовка детей к ОСЕННИМ каникулам). Родителям предложили выйти на сайт www.detibdd.ru, где размещены материалы (для закрепления), также рекомендовали родителям использовать пособие «Путешествие на зеленый свет или «Школа юного пешехода», на которое без труда можно подписаться на сайте www.detibdd.ru, (подписной индекс 24263), принять участие в конкурсе «Модный светоотражатель».
С первого сентября 2016 года в нашей школе объявлен «Месячник безопасности детей».12 сентября в рамках месячника прошло общешкольное мероприятие с участием инспектора ГИПДД. На общешкольной линейке каждый ребёнок получил светоотражатель.
Цель урока: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в темное время суток и в условиях плохой видимости посредством формирования у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в каникулярное время.
Задачи:
- напомнить детям в преддверии осенних каникул о соблюдении Правил безопасного поведения в дорожных условиях для пешеходов;
- закрепить основные правила безопасного поведения при передвижении в тёмное время суток;
- показать, что улучшение видимости человека – единственный способ защиты пешехода в темное время суток;
- объяснить предназначение световозвращающих элементов и принцип их действия;
- организовать участие родителей в процессе воспитания у детей культуры ношения одежды со светоотражающими элементами в темное время суток;
- сформировать у школьников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности в каникулярное время;
- воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
Основные методы, используемые для реализации урока
- Пособие «Путешествие на зелёный свет или «Школа юного пешехода» № 11 за 2016 год, видеоматериалы, речевые карточки.
Материально-техническое обеспечение:
кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ;
плакаты «Дорожные знаки», «Безопасная дорога в школу»;
настольные игры по тематике дорожного движения;
дорожные знаки;
макеты и фрагменты улиц и перекрестков.
Информационное обеспечение:
оформление информационных стендов для родителей;
фото и видеотека.
Работа основывается на различных видах деятельности:
создание уголка безопасности дорожного движения;
изучение правил дорожного движения в процессе совместной деятельности детей и родителей;
встречи, практические занятия по вождению велосипеда и беседы с работниками ГИБДД;
встречи со школьным медицинским работником – Запорожан Татьяной Фёдоровной, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
проведение игр, конкурсов, соревнований между начальными классами отделения слабослышащих детей.
Ход урока:
Слуховая работа. Учитель «уходит» за фонетический экран. Речевую информацию дети воспринимают на слуховой основе, чётко и правильно проговаривают (активизация слухового анализатора).
Учитель: яркий, Правила дорожного движения, мы – пешеходы, каникулы, осенние каникулы, ура – каникулы, видимость на дорогах, туман, дождь, освещённая дорога (далее дети воспринимают информацию на слухозрительной основе).
Представление темы урока.
Учитель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат картинки и карточки «Будь ярким на дороге». Вы знаете, что обозначает словосочетание – яркий на дороге. Кто может пояснить значение. (отвечают на вопрос заранее подготовленные дети).
1-ый ребёнок: Человек, у которого на одежде фликер.
2-ой ребёнок: Школьник, у которого на ранце световозвращающее устройство.
3-ий ребёнок: Пешеход, одетый в специальный жилет
4-ый ребёнок: Велосипедист, у которого на велосипеде расположены светоотражающие элементы.
Учитель: Ребята, на дороге пешеходы не защищены, единственный способ защиты – быть ярким на дороге. А как это? Представьте, на зелёной ёлке висит красивая игрушка-фонарик или шарик, да ещё и светится, т.е. излучает свет. Представили?
Так вот, если на пешеходе будет яркий элемент на одежде, он сделает пешехода заметным, а значит будет его охранять в непогоду, когда плохая видимость на дороге. А когда бывает плохая видимость?
5-ый ребёнок: Когда происходят природные явления, такие как туман, дождь.
Учитель: Совершенно верно, молодец! А если видимость на улице хорошая, что может помешать водителю увидеть пешехода на дороге7
6-ой ученик: Грязное лобовое стекло, грязные фары ухудшают обзор водителя.
Учитель: Да, водитель обязан следить за тем, чтобы машина всегда была чистой, ведь чтобы избежать несчастья, человек на дороге должен быть виден на расстоянии не менее 200 м. Эта величина определяется скоростью реакции водителя, длиной тормозного пути автомобиля и другими факторами.
Сделать первый, но эффективный шаг к защищенности в тёмное время суток, можно уже сейчас – использовать пешеходами и велосипедистами в тёмное время суток светоотражающие элементы.
Какие вы знаете изделия со светоотражающими элементами?
7-ой ученик: Фликеры – крепятся на одежде, сумках.
8-ой ученик: Катафоты – крепятся на велосипеды.
9-ый ученик: Жилеты – одеваются поверх верхней одежды.
Учитель: Что эффективнее: фликеры, катафоты, жилеты? (произвольные ответы детей)
Жилеты являются отличным средством защиты.
Фликер может спрятаться в складках одежды.
Если фликер спрятался в складке, он не отражает свет фар.
Учитель: Я приготовила для вас игру: «Будь ярким на дороге». (на основе игры с зеброй Ритой)
Сейчас мы будем изучать свойства светоотражающих жилетов. Не переживайте, мы отправляемся в чёрную комнату, это помещение, где нет окон, поэтому там даже днём темно. У меня в руках фонарик. Луч фонарика осветил жилет, что произошло? (произвольные ответы детей).
Теперь вы поняли, как важно, чтобы вас видел на дороге водитель? Что для этого надо делать? (произвольные ответы детей).
Проведём викторину. Выберите из трёх предложенных вариантов – один, для вас правильный.
1. С какого расстояния водитель может увидеть пешехода в светоотражающем жилете?
1. 400 метров.
2. 4 000 сантиметров.
3. 40 километров.
2. Почему светится катафот велосипеда?
1. Внутри сидит кошка, и у неё светятся глаза.
2. Внутри горит фонарик.
3. Потому что он состоит из многогранных пирамидок и отражает свет от внешнего источника.
3. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?
1. Зажечь свечку.
2. Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде светоотражатели.
3. Громко кричать, махать руками.
4. Какие цвета одежды лучше защитят тебя в тёмное время суток?
1. Серый и фиолетовый.
2. Оранжевый и жёлтый.
3. Цвет хаки.
5. Почему у кошек в темноте светятся глаза?
1. В них отражается свет от внешнего источника.
2. Потому что кошки ночью связываются с потусторонним миром.
3. Кошки имеют электрический заряд.
6. Почему световозвращатели так называются?
1. Потому что они посылают свет на Солнце.
2. Они возвращают свет, если его отключили.
3. Они возвращают свет в тот источник, откуда он пришёл.
Учитель: Ребята, 29 октября 2016 года у вас начинаются осенние каникулы. Вы много времени будете проводить на улице. Вместе с вашими мамами и папами вы будете изучать пособие «Школа юного пешехода», где вы найдёте много советов, как не попасть в «дорожную ловушку». Прочитайте и изучите их вместе с родителями.
- Почему в тёмное время суток увеличивается количество ДТП с участием пешеходов?
- Почему светоотражатель делает человека защищённым на дороге?
- Где используются светоотражатели в дорожном движении?
- Вам понравился урок?
- Где можно применить знания и умения, о которых вы узнали на уроке?
Рефлексия
- У вас на партах лежит Светофорик. Оцените свою работу на уроке. Если вы были активны, с заданиями справились, на уроке всё понравилось – поднимите зелёный кружок Светофорика. Если что-то не поняли, не со всеми заданиями справились – жёлтый кружок Светофорика, и если урок совсем не понравился – красный кружок Светофорика.
Ожидаемый результат
Обучающиеся закрепят:
Названия светоотражающих элементов;
Правила поведения на дороге в тёмное время суток;
Назначение светоотражающих элементов;
Навыки дисциплины, осторожности, активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.