Урок биологии 10 класс
Оценка 4.8

Урок биологии 10 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
11.11.2023
Урок биологии 10 класс
урок изучение нового материала
Тема урока. размножение.docx

Тема урока: «Формы размножения живых организмов»

 

Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов

 

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.

 

Развивающие задачи:

 

способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в парах).

 

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,

 

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

 

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, тестирование.

 

Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом), презентация.

 

Ход урока:

 

1.Изучение нового материала: Учитель зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

 

Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».

 

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь?

 

 - Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

 

Запись в тетради: число, тема урока.

 

- Что такое размножение?

Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

 

- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

 

Как в ходе эволюции появились такие свойства как: рост и размножение? В чем причина деления? Доказать.

 

Ответы учащихся. Краткая запись на доске и в тетради.

 

Результат обмена веществ это- рост.

 

В результате роста происходит – деление, т.е. организм размножается.

 

Вывод: Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Через мерное увеличение объёма клеток было предотвращено возникшей способностью делению.

 

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

 

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

 

- Какое размножение называют бесполым?

 

- Какое размножение называется половым?

 

Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:

 

“Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.

 

Поэтому я предлагаю вам, работая с текстом §30  и 31стр. 93 найти отличительные особенности полового и бесполого размножения и оформить в виде таблицы.

 

 (Организация самостоятельной работы, изучение текста, выделение главного, запись и оформление в тетради.)

Бесполое размножение

Половое размножение

1.     Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных

2.     При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

 

3.     Осуществляется без участия половых клеток;

 

4.     В основе размножения лежит митоз;

 

5.     Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

6. Преимущество – быстрое увеличение численности.

7. Недостаток. Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

 

1.     Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

 

2.     В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

 

3.     Происходит с образованием гамет.

 

4.     Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

 

5.     Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

 

6.     Недостаток: риск остаться без потомства.

 

 

 

Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

 

 -У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

 

- В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. – Какие формы бесполого размножения вы знаете?

 

(заполнение схемы на доске)

 

Рассмотрим их.

 

 Самостоятельная работа.

 

Класс  по парам (одна пара – один вид размножения) получает задание: прочитать текст учебника и дополнительную литературу, а также рассмотрев таблицы изучить особенности бесполого и полового размножения. Составляется рассказ учащихся, после выступления учитель дополняет и обобщает рассказ учеников и продолжает заполнения таблицы.

 

1. Митотическое деление клетки.  Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся. Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие.

 

2. Спорообразование.  Осуществляется по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.

 

3. Почкование. На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории.

 

4. Размножение фрагментами тела – фрагментация (стробиляция).

 

Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. Нитчатые водоросли, черви, морские звезды. Кольчатый червь палола делится на 16 частей. В основе фрагментации лежит регенерация, а что это такое?

 

Можем резать гидру смело

 

Восстановит свое тело

 

Это не сенсация,

 

А регенерация.

 

5. Вегетативное размножение. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Герань, традесканция, бегония, узумбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

 

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.

 

Задание группе: По тексту учебника и рисункам составьте таблицу:

 

«Вегетативное размножение растений».

Способы вегетативного размножения:    

Примеры растений

 

1.Видоизмененными подземными побегами

 

а)корневищами  

 

б) луковицами    

 

в) клубнями       

 

2. Черенками:

 

а)стеблевыми     

 

б) листовыми     

 

в)корневыми      

 

3. Отводками     

 

4. Корневыми отпрысками   

 

5. Видоизмененными надземными побегами - усами

 

 

Примеры растений: Фиалка, бегония, одуванчик, традесканция, смородина, ива, земляника, хлорофитум, лук, тюльпан, нарцисс, крыжовник, смородина, картофель, – ирис, ландыш, порей, малина,

 

У животных в силу высокой специализации клеток организма вегетативное размножение встречается значительно реже. Кроме кишечнополостных, оно встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей. У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма.

 

Сообщение: У отдельных видов млекопитающих (южноамериканский броненосец) встречается вегетативное размножение зародышей, когда в ранний период эмбрионального развития зародышевый диск дает начало нескольким особям (от 4до 8). Подобное явление можно наблюдать и у человека – однояйцевые близнецы. Это явление называется – полиэмбриония.

 

При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

 

- Что такое клонирование?

 

Сообщение: Клонирование.

 

Клонирование – это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма. Клон – совокупность клеток или организмов, генетически идентичных одной родоначальной клетке.

 

- Чем отличается половое размножение от бесполого? (участвуют 2 родительские особи, формирование гамет)

 

Рассмотрим сущность полового размножения у животных:

 

- В результате какого процесса образуются гаметы? (мейоза)

 

- В чем особенности этого процесса?

 

- Какой набор хромосом имеют гаметы?

 

- Что такое коньюгация?

 

- Что такое кроссинговер?

 

 - Как называется процесс слияния гамет? (оплодотворение)

 

 - Какой набор хромосом имеет зигота? (2п)

 

- Что развивается из зиготы?

 

Итак, при половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала гаплоидных половых клеток. Этот процесс называется оплодотворением.

 

Работа учащихся 6 группы: У животных в половых железах созревают мужские и женские половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды. Сравните половые клетки по плану:

 

размер;

 

запас питательных веществ;

 

подвижность;

 

Сообщение:  В зависимости от того, какие типы гамет формируются у организмов, различают следующие типы полового процесса?

 

 

Изогамия (греч. изос – равный, одинаковый) – тип полового процесса при котором сливающиеся гаметы не различаются внешне, но имеют различные биохимические и физиологические свойства (у одноклеточных водорослей, низших грибов, и некоторых простейших, но отсутствуют у многоклеточных).

 

 

Гетерогамия – (греч – иной, другой) – мужские и женские гаметы различны по форме и размеру.

 

 

Оогамия – (греч. оон – яйцо) Мужские и женские гаметы резко отличаются по размерам, форме, поведению. Женская гамета крупная, неподвижная (без жгутиков) – яйцеклетка (яйцо). Мужская – сперматозоид – значительно мельче, подвижная (с одним или несколькими жгутиками). Свойственна всем многоклеточным животным, всем высшим растениям и многим низшим.

 

Отчет учащихся 7 группы:

 

- Как называются организмы у которых женская особь образует яйцеклетки, а мужская – сперматозоиды? (раздельнополые).

 

- Есть ли среди цветковых растений раздельнополые организмы? Приведите примеры.

 

Отчет учащихся 8 группы:

 

- Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты)

 

- Приведите примеры.

 

- Почему в природе возникло это явление? Какое это имеет значение? (приспособление к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни)

 

Гермафродитизм – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы.

 

Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез.

 

Сообщение  учащегося 9 группы:

 

- Что такое партеногенез?

 

- Для каких организмов характерен?

 

Каково его значение?

 

Партеногенез–  это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.

 

- У бактерий не образуется половых клеток, но для них так же характерен половой процесс. Как это происходит?

 

Отчет работы 10 группы:

 

- Что такое коньюгация?

 

Коньюгация – это «эвакуация» одной клетки в другую с образование зиготы.

 

- Для каких организмов характерна коньюгация?

 

- Какое значение имеет этот способ размножения?

 

2. Закрепление: (работа по вариантам)

 

 

Домашнее задание: § учебника,  вопросы устно. Определения знать.


 

Тема урока: «Формы размножения живых организмов»

Тема урока: «Формы размножения живых организмов»

Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку

Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку

Поэтому я предлагаю вам, работая с текстом §30 и 31стр

Поэтому я предлагаю вам, работая с текстом §30 и 31стр

У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания

У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания

Это не сенсация, А регенерация

Это не сенсация, А регенерация

Примеры растений: Фиалка, бегония, одуванчик, традесканция, смородина, ива, земляника, хлорофитум, лук, тюльпан, нарцисс, крыжовник, смородина, картофель, – ирис, ландыш, порей, малина,

Примеры растений: Фиалка, бегония, одуванчик, традесканция, смородина, ива, земляника, хлорофитум, лук, тюльпан, нарцисс, крыжовник, смородина, картофель, – ирис, ландыш, порей, малина,

Что развивается из зиготы?

Что развивается из зиготы?

Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты) -

Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты) -

Какое значение имеет этот способ размножения? 2

Какое значение имеет этот способ размножения? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023