Урок биологии 10 класс. Тема. Развитие половых клеток. Оплодотворение
Цели:Образовательные: в результате урока сформировать знания об особенностях строения половых клеток и объяснить биологическое значение оплодотворения у животных.
Развивающие: формировать умение работы с книгой, составлять таблицы, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные: убедить учащихся в реальности микромира и возможности его познания.
Задачи:расширить и углубить знания о строении половых клеток, их роли в жизни организма; научиться схематично изображать части половой клетки.
1. объяснить биологическое значение оплодотворения;
2. продолжите развивать мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (взаимоконтроль, работа в парах).
ХОД УРОКА:
На данном этапе изучения биологии мы знакомимся с темой «Размножение и индивидуальное развитие организма».
Актуализация знаний:
Мы выяснили, что существует два способа размножения организмов.
1) Какие способы размножения организмов вы знаете? (бесполое и половое)
2) Какие клетки можно выделить в живом организме? (соматические и половые – гаметы)
3) Как называется процесс образования половых клеток? (гаметогенез)
4) Сколько стадий включает в себя гаметогенез и каковы их особенности?
(сперматогенез – 4 стадии, а овогенез – 3 (размножение, рост, развитие, формирование))
Новый материал:
Тема сегодняшнего урока «Оплодотворение», т.е. мы должны будем познакомиться с особенностями оплодотворения в живых организмах. Но для начала нам необходимо выяснить особенности строения гамет в связи с выполняемыми ими функциями. Для этого откроем учебник с.206-208 прочитаем и заполним таблицу.
Строение половых клеток
Характеристики |
Сперматозоид |
Яйцеклетка |
1. Размеры и подвижность |
|
|
2. Особенности строения |
|
|
3.Процент образования (кого больше) |
|
|
При описании сперматозоида использовать рисунок
Мы выяснили, что процесс полового размножения осуществляется при наличии половых клеток.
Оплодотворением называется соединение двух гамет, в результате чего образуется оплодотворенное яйцо зигота - начальная стадия развития нового организма.
Различают наружное оплодотворение, при котором встреча сперматозоидов и яйцеклеток происходит во внешней среде, и внутреннее оплодотворение, при котором встреча сперматозоидов и яйцеклеток происходит в половых путях самки.
В зависимости от количества сперматозоидов, проникающих в яйцеклетку при оплодотворении, различают: моноспермию – оплодотворение, при котором в яйцо проникает только один сперматозоид (наиболее обычное оплодотворение), и полиспермию – оплодотворение, при котором в яйцеклетку проникает несколько сперматозоидов. Но даже в этом случае с ядром яйцеклетки сливается ядро только одного из сперматозоидов, а остальные ядра разрушаются.
Процесс оплодотворения складывается из трех этапов:
1 - сближения половых клеток,
2 - активации яйцеклетки;
3 - слияния гамет.
Первому этапу благоприятствуют ряд факторов:
- физиологическая зрелость мужского и женского организмов,
- синхронизация созревания яйцеклетки и сперматозоидов,
- определенное половое поведение партнеров,
- группа химических веществ - гормонов, продуцируемыми гаметами (способствуют сближению и структурный компонент сперматозоида - акросома - выделяет ферменты, разрушающие яйцевые оболочки).
Способность к оплодотворению сперматозоиды приобретают только в половых путях самки.
В момент контакта сперматозоида и
яйцеклетки происходит активация акросомы, под действием секрета яйцевые
оболочки растворяются.
Цитоплазматические мембраны яйцеклетки и сперматозоида сливаются, формируется
так называемый цитоплазматический мостик. Через него внутреннее содержимое
сперматозоида проникает в яйцеклетку. Хвостик сперматозоида также может
проникнуть внутрь яйцеклетки, но затем, как правило, рассасывается. Слияние
гамет активирует ядро яйцеклетки, запуская цикл реакций в результате которых
происходит отслоение желточной оболочки, которая затвердевает, формируя
оболочку оплодотворения.
Одной из главнейших ее функций - предотвращение полиспермии, т. е.
одновременного оплодотворения одной яйцеклетки несколькими сперматозоидами и,
как следствие, полиплоидии.
Яйцеклетка в момент встречи со сперматозоидом находится неактивна. В момент
проникновения ядра сперматозоида в яйцеклетку оно видоизменяется, происходит
самоудвоение ДНК и его генетическая формула становиться n2c. Активированное
ядро яйцеклетки приобретает такую же генетическую формулу. Оба проделывают ряд
сложных перемещений, сближаются и сливаются, восстанавливая диплоидный набором
хромосом (2n4c).
После оплодотворения зигота делится только митотически.
Несмотря на то что, как правило, организм развивается из оплодотворенной яйцеклетки, описаны другие способы полового размножения:
Партеногенез (от греч. партенос - девственница). Суть этого явления состоит в том, что неоплодотворенное яйцо развивается при его стимуляции не сперматозоидом, а каким-либо иным фактором.
Партенозенез
является обязательным этапом в жизненном цикле так называемых общественных
насекомых. Так, например, у муравьев, пчел, термитов существует строгая
иерархия семьи: царица, рабочие особи (они развиваются из оплодотворенной
яйцеклетки) и партеногенетические особи - трутни, муравьиные львы. Партеногенез
присущ многим паразитам в условиях, когда мала вероятность встречи особей
противоположного пола; он обусловливает рост их числа. У человека также
встречаются случаи партеногенетического развития.
В ходе патологоанатомических исследований девушек, погибших в автомобильных
катастрофах, выяснилось, что в их яичниках находятся зародыши на определенных
стадиях дробления без предварительного осеменения. Однако неизвестно ни одного
случая, когда партеногенетическое развитие человека завершилось бы детородным
процессом. При партеногенезе, как и в ходе нормального эмбрионального развития,
происходит восстановление гаплоидного хромосомного набора до диплоидного, т.е.
зародыши и взрослые особи полноценны в генетическом отношении.
Партеногенез можно вызвать искусственно. Советский учёный Б. Л. Астауров опытным путем (раздражая разными способами поверхность яиц тутового шелкопряда: механически поглаживая кисточкой или делая уколы иглой, химически помещая яйца в различные кислоты, термически — нагревая яйца) добился эффекта дробления яиц без оплодотворения. В дальнейшем американец Грегори Пинкус из неоплодотворенных яиц партеногенетически получил взрослых лягушек и кроликов
Гермафродитизм (от имен греческих богов Гермес - бог огня и Афродита
- богиня любви) - образование мужских и женских половых клеток в пределах
одного организма. Он характерен для некоторых беспозвоночных и позвоночных
животных. Например, у паразитов человека - плоских червей - тело состоит из
ряда члеников (до нескольких тысяч), одни из которых продуцируют сперматозоиды,
вторые - яйцеклетки.
Из позвоночных животных к числу гермафродитов можно отнести синеголового
губана, который меняет пол в течение нескольких минут. Если отсутствует особь
противоположного пола, то рыба попеременно может приобретать черты, присущие
мужскому и женскому полу. Смысл гермафродитизма в данном случае - резкое
увеличение числа дочерних особей для расширения ареала; при этом условия
окружающей среды должны оставаться достаточно постоянными, чтобы не вступили в
действие силы естественного отбора.
У человека также описаны случаи истинного гермафродитизма в результате
нарушения нормального хода внутриутробного развития при одинаковом наборе
хромосом. Отмечены также случаи мозаичного гермафродитизма по половым
хромосомам, которые характеризуются присутствием в одних соматических клетках
пар XY, в других - пар XX-хромосом.
От истинного гермафродитизма отличается гермафродитизм ложный, при котором особь
является носителем вторичных половых признаков и половых органов, присущих
обоим полам одновременно. При этом присутствуют половые железы, характерные для
одного пола.
1. Полиэмбриония - размножения самого зародыша. Так, в исследовании хода эмбриогенеза броненосцев выяснилось, что зигота на стадии бластулы способна к самопроизвольному дроблению и распределению наследственного материала, в результате чего вместо одного плода формируется несколько. Случаи полиэмбрионии достаточно широко распространены у людей. Результат этого явления - рождение так называемых однояйцевых близнецов.
Закрепление:
Проводиться в форме теста:
1. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?
а. Бесполое размножение. б. Половое размножение. в. И бесполое, и половое размножение в равной степени. г. Форма размножения не имеет никакого значения.
2. Укажите неверное суждение.
а. Партеногенез – особая форма
бесполого размножения. б. Партеногенез – особая форма полового размножения. в.
Партеногенетическое развитие известно у тлей, пчел, дафний.
г. Партеногенетическое развитие известно у одуванчиков.
3. Укажите неверное суждение.
а. Гермафродиты – организмы, у
которых могут образовываться и мужские, и женские гаметы.
б. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, зигота – диплоидный.
в. Б.Л. Астауров разработал способы направленного получения 100% особей одного
пола.
г. Бактерии делятся путем митоза.
4. Укажите верное суждение.
а. Бесполое размножение увеличивает
наследственную изменчивость организмов.
б. Гаметы и зигота имеют гаплоидный набор хромосом.
в. В половом размножении всегда принимают участие две особи.
г. Половое размножение увеличивает наследственную изменчивость потомков.
5. Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента
рождения до ее смерти.
6. Оплодотворение – это процесс, в
результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет; б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка: г) развиваются гаметы.
7. Бесполое размножение широко
распространено в природе, так как оно способствует:
а) быстрому росту численности вида; б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости; г) приспособлению организмов к
неблагоприятным условиям.
8. Обмен наследственной информацией
происходит при:
а) почковании; б) половом размножении; в) митозе – непрямом делении клеток;
г) вегетативном размножении.
9. Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:
а) 23; б) 92; в) 46; г) 44.
10. Какова генетическая формула зиготы:
а). 1n4c. б) 2n2c. в). 2n4c. г). 4n4c
Ключ:
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
буква |
б |
а |
г |
г |
б |
а |
а |
б |
в |
в |
1. Что такое гаметы?
2. Какие виды гамет вам известны?
3. Где образуются гаметы у человека и млекопитающих животных?
4. Расскажите о значении оболочек в яйцеклетке, акросомы и жгутика у сперматозоидов.
5. Что такое оплодотворение?
6. Какие виды оплодотворения у животных вам известны? Приведите примеры.
7.Что происходит перед оплодотворением?
8.Что происходит при оплодотворении?
9.Что образуется в результате оплодотворения?
Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.
1.
Когда начинается сперматогенез у человека?
2. Когда начинается оогенез у человека?
3. Какой набор хромосом в гаметах?
4. Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? Где располагаются центриоли?
5. У каких организмов внешнее оплодотворение?
Для каждого типа клеток (женских
половых и мужских половых) выберите соответствующие характеристики:
1 – яйцеклетки;
2 – сперматозоиды;
3 – развиваются в яичниках;
4 – развиваются в семенниках;
5 – имеют шарообразную или овальную форму, неподвижны;
6 – богаты запасными веществами;
7 – имеют небольшие размеры, подвижны;
8 – утратили большую часть цитоплазмы;
9 – доставляют генетическую информацию;
10 – несут в себе наследственную информацию, готовы к оплодотворению.
8. В сперматозоиде человека содержится … хромосомы.
Для
каждого типа клеток (зигота, гамета) выберите соответствующие характеристики:
1 – имеет гаплоидный набор хромосом;
2 – образуется в результате мейоза;
3 – содержит наследственный материал двух особей;
4 – имеет диплоидный набор хромосом;
5 – половая клетка;
6 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой nc;
7 – образуется в результате оплодотворения;
8 – содержит наследственный материал от одной особи;
9 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой 2n2с;
10 – оплодотворенная яйцеклетка.
Разнесите характеристики митоза и мейоза в две группы:
митоз мейоз
а) требует двух
последовательных делений клетки;
б) дочерние клетки содержат такое же количество хромосом, как и
материнская;
в) дочерние клетки содержат в 2 раза меньше хромосом, чем материнская
клетка;
г) происходит в соматических клетках; обеспечивает рост организма или
бесполое размножение;
д) обеспечивает образование половых клеток;
е) в течение этого процесса гомологичные хромосомы обмениваются участками
(кроссинговер);
ж) обеспечивает половое размножение организмов.
Домашнее задание. Параграф 33,34, вопросы, сообщения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.