УРОК БИОЛОГИИ 11 КЛАСС Тема: «Гипотезы происхождения жизни»
Цель: изучить основные аспекты современной теории возникновения жизни на Земле - гипотезы А.И.Опарина- Дж. Холдейна.
Задачи: Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции. Совершенствовать у школьников умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам. Пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле. Убедить учащихся в неповторимости жизни как способа существования.
I. Ориентировочно-мотивационный этап:
Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле, существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас? (сообщение темы урока, определение задач урока)
II. Этап актуализации знаний.
А
что же такое жизнь? Что ассоциируется у вас с этим понятием? (Каждому
ученику в классе предлагается произнести только одно слово. Появляется набор
слов: рост, гамета, цветок, развитие, эмбрион, опыление, проросток, питание,
ребенок, старение, семья, любовь и даже смерть, ненависть, болезнь и т.д.).
Давайте попытаемся сформулировать понятие “жизнь” с точки зрения биологии. Затем
на каждый стол раздаются и анализируются листы с определением жизни мыслителями
разных эпох.
«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди».
Жизнь – это
В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы о возникновении жизни. Вопросы: Что такое гипотеза? Чем гипотеза отличается от теории или закона? С какими гипотезами вы знакомы?
Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с основыми гипотезами возникновения жизни на Земле.
III. Изучение нового материала:
1. Самостоятельная работа в группах по изучению текста (Приложение).
Задание: На основе анализа текста раскрыть различия в подходах с религиозных и научных позиций.
2.Фронтальный опрос:
Задание: 1. Назовите основные идеи, объясняющие происхождение жизни на Земле?
Метафизическая (жизнь создана Богом).
Теория панспермии (жизнь занесена из космоса).
Теория самозарождения.
Биохимическая гипотеза А.И. Опарина.
Гипотеза геологической вечности жизни
Заполнение схемы (по ходу беседы)
2. Все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Каким? Назовите их. (Ответ: Биогенез-«живое из живого». Абиогенез-« живое из неживого».)
3. Как долго существовали представления о самозарождении организмов. В чем заслуга Франческо Реди в этом вопросе? Ответ: Представления сохранялись до 19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать невозможность самозарождения жизни. В 17 веке Франческо Реди проделал опыты: (Рис. № 1.)
4. В 1859 году Парижская академия наук учредила премию за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Кто и когда получил эту премию? В чем была его заслуга?
Ответ: Премия была учреждена за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Опыт Пастера: в сосуде с S- образным горлышком бульон хранился долгое время и оставался стерильным, так как микроорганизмы оседали на стенках изогнутой трубки и в бульон не попадали. Однако стоило обмыть изгиб трубки бульоном, как начиналось гниение, вызванное микроорганизмами. Л.Пастер доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни.
5. Кто автор гипотезы биохимической эволюции? Когда она была сформулирована? Какова её основная мысль?
Ответ: В20-е годы XXв. Русский учёный А.И.Опарин и англичанин Дж.Холдейн высказали гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, которая и легла в основу современных представлений. Эта гипотеза завоевала много сторонников, т.к. получила экспериментальное подтверждение. Стенли Миллер смоделировал условия, предположительно существовавшие в первичной атмосфере Земли и в созданной им установке получил аминокислоты и т.д.Реакция Миллера указывает лишь на возможный принцип организации живого из неживого. «Химия жизни» только на первый взгляд однообразна.
IV.Этап первичного усвоения знаний.
Фронтальное заполнение таблицы «Сравнительная характеристика основных гипотез происхождения жизни на Земле».
Гипотеза |
Автор |
Основные положения |
Подтверждена экспериментально? Кем и когда? |
|
|
|
|
V. Итоги урока (оценка работы учащихся)Рефлексия:
«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди».Как вы понимаете смысл этого выражения?
Наверное, потому, что у каждого из нас своя дорога в жизни.
Да. Конечно! У каждого из вас своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто-то из вас станет ученым – биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы. Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, родилась в г. Скопье, современная Югославия, годы жизни1910-1997 г.г.) – это женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 году была удостоена Нобелевской премией. Это имя уже стало именем нарицательным. Но мир помнит о ней.
«Жизнь
– возможность, используйте е,
Жизнь – красота, восхищайтесь ею,
Жизнь – мечта, осуществите ее,
Жизнь – игра, сыграйте ее».
Домашнее задание: изучить § 89-90, разработать и представить схему преобразований на планете при абиогенном происхождении жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.