Урок биологии в 5 классе по ФГОС ( УМК Пасечник В.В.) Тема урока. Шляпочные грибы
Цели урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;
Предполагаемые результаты:
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала,.
Оборудование: ПК, медиапроектор, маринованные грибы,презентация по теме «Шляпочные грибы»
Содержательная часть урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Развиваемые УУД |
1.Организационный момент |
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. |
Учащиеся настраиваются на работу на уроке. |
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Актуализация |
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания.Графический диктант. На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Утверждения: 1. грибы поглощают пищу путём всасывания + 2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+ 3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+ 4.грибы относят к царству растения- 5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека- |
Отвечают на вопросы Работа в тетради. Работают в паре. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).
|
Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. |
3. Мотивация |
Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку. Под сосною у
дорожки Заслушать ответы учащихся Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину и огласить тему урока. |
Предполагаемый ответ: |
|
4. Изучение нового материала. |
Формулируем тему и цель урока . 1.Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба». Инструктивная карта: 1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку. 2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба. 3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?
2.Грибы трубчатые и пластинчатые
3.Образование спор. Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. Слайд: ведьмины круги Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги». Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. 4. Симбиоз грибов и растений Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз) Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать) Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева. Слайд: симбиоз Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже. Хоть зарядка коротка, 5. Грибы съедобные и ядовитые. - Что вы знаете о съедобных грибах? - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым? Грибы / \ Съедобные ядовитые ? ? Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45 При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение) Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить …воспроизведите, что запомнили. |
Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. Анализ текста в учебнике стр.70-71 Самостоятельная работа.
слайд
Демонстрация магнитной аппликации на доске
Слайд
анализ Рис.43
Проговаривают определение вслух
слайд
Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему.
слайд
слайд |
Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные:
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.
Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации., умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. |
5. Первичное закрепление |
Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы Вопросы в конце параграфа14 |
|
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения . |
6. Рефлексия учебной деятельности |
Слайд: Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял,что… Меня удивило… |
Выбирают начало фразы и формулируют ответ |
Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности. |
7. Домашнее задание |
1. В учебнике п 14, вопрос №6. 2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор . пеницилл. |
|
Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.