Урок биологии 5 класс.Тема: «Общая характеристика царства Животные»
Оценка 4.8

Урок биологии 5 класс.Тема: «Общая характеристика царства Животные»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
13.04.2020
Урок биологии 5 класс.Тема: «Общая характеристика царства Животные»
Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе
общая характеристика царства животные.docx

        Урок биологии 5 класс.Тема: «Общая характеристика царства Животные»

   Цели.  Образовательные:- Изучить  признаки царства Животные, расширить представления  учеников   о живой  природе

Развивающие:- Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли.

- Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически.

Воспитательные:- Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к животным.      

Планируемые результаты обучения:

            Предметные:Учащиеся знакомятся  с общей характеристикой  царства Животные, разнообразием   животного мира;  учатся выделять  существенные признаки  животных,  находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных,  различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают  умением объяснять роль животных в природе, обосновывать  необходимость охраны  животного мира.

Метапредметные:     Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения наблюдать  за животными, классифицировать их, определяя принадлежность  биологических объектов  к царству Животные;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию о животных в  учебнике, научно-популярной литературе,  биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее,  составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению животных,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к животному миру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к животным  и их охраны, понимание  основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы,  учащиеся  формируют  правила поведения в природе, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение.

УУД:

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структуирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности на столах), проверка отсутствующих.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

II. Актуализация знаний

- Что мы изучали на уроках биологии? – (Царства живой природы) Мы продолжаем изучать царства живой природы. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и посмотрите, что там? (ответы – картинки с представителями разных царств живых организмов)

- По какому принципу мы можем разделить всех представителей (царству).

- Сколько царств живой природы вы знаете? – (четыре) Я предлагаю вам поработать в парах. Распределите все изображенные на картинках живые организмы по царствам.

-А сейчас, давайте проверим правильность выполненного задания. А кто из вас сделал все без ошибок, поднимите руку (сравнивают с доской). У кого одна ошибка? Молодцы.

- Вспомним изученные царства.

                                                царства

 


           БАКТЕРИИ        ГРИБЫ        РАСТЕНИЯ                      ЖИВОТНЫЕ

      (нет ядра)          (грибница)       (есть хлоропласты)                 (нет хлоропластов)

- А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств.

            В результате рассуждений учащихся о признаках и характеристиках царств называется тема урока.

- С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (Царство Животные) А какова же тема сегодняшнего урока?  –  (Царство Животные). Откройте свои тетради и запишите тему урока – «Общая характеристика царства Животные».

Ребята, сегодня мы путешествуем по миру Царства Животные

- А что мы можем узнать об этом царстве? (формулируют цель и задачи  урока – на доске написаны наводящие глаголы)

Задачи:

1. Выделить особенности строения животных;

2. Рассмотреть способы питания животных;

3. Сравнить царства растений и животных;

4. Узнать о способах охраны животных.

III. Изучение нового материала

1. Общая характеристика царства Животные

   - А теперь вы поработаете в парах. У вас на столах есть листы с незаконченными предложениями. Вам предстоит, используя текст учебника на стр. 68, вставить пропущенные слова и у вас получится рассказ о Царстве «Животные».

По окончании работы фронтальная проверка по отдельным предложениям.

Задание № 1 Первые животные возникли в море около1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных. Животные отличаются 1) внешним и внутренним строением (одни покрыты шерстью, другие – перьями, третьи – чешуёй, у четвертых есть раковина, а у многих вообще нет твердых частей тела), 2) размерами, 3) образом жизни.

Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются бактериями, растениями, грибами и другими животными или их остатками). Такой способ питания называется гетеротрофным (питание готовыми органическими веществами).

 Рост животных прекращается после определенного периода развития.

Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные виды. 1

2. Многообразие и широкое распространение живот­ных на Земле.

- Все животные, населяющие нашу планету, составляют её животный мир. Животных объединяют в группы на основе их родства и сходства.

Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О  чем  может рассказать  «эволюционное древо  Царства Животные»?

Ключевые слова: эволюционно  молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы,  просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

Примерный рассказ:  Эволюционно старые группы организмов  находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они  просто устроены. Эволюционно  молодые  группы  организмов  находятся  вверху  схемы, занимают верхние ступени эволюции - это  млекопитающие и птицы, они  имеют самое  сложное строение

- Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование.

- Пользуясь составленным вами рассказом, в парах заполните таблицу на приготовленных для вас листах.

Сравнительная характеристика растений и животных

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

Имеют клеточное строение

Жизнедеятельность

Питаются, дышат, растут, размножаются, стареют, умирают

 

Различия

Питание

Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке)

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (нет хлоропластов)

Движение

Неподвижны

Большинство – активно передвигаются

Рост

Растут в течение всей жизни

Растут до определенного возраста

 

Поднимите руку, у кого все правильно, кто справился на «5»? У кого практически все правильно, кто справился на «4»?

Физкультминутка для глаз


Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончена, ты молодец!.


А теперь вернемся к задачам нашего урока:

1 -  выделили; 2 – сравнили; 3 – рассмотрели. А о чем мы еще не узнали? Не определили значение животных и не узнали о способах охраны животных.

Проблема:  Почему нам важно сохранять и оберегать животных нашей планеты?

  - Почему нам необходимо охранять представителей животного мира? (ответы учащихся о влиянии человека на природу).

  - Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она?

Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки.

- На рис. 45 стр. 70 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу. Сейчас мы послушаем сообщение Кати о Красной книге.

Информация о Красных книгах Международной и Российской

Кра́сная кни́га — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Главная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов — их запись и учёт, как в масштабе всего мира, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30—35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц.

В 1966 году был составлен список редких и исчезающих животных – КРАСНАЯ КНИГА. Её название объясняется тем, что красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира.

Последнее издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий.

В России национальная Красная книга, включающая животных, была впервые издана в 1983 году. В Красной книге Российской Федерации использована особая система деления животных на категории: 0 – вероятно исчезнувшие животные; 1 -  находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сокращающиеся в численности; 3 – редкие; 4 – неопределенные по статусу; 5 – восстанавливаемые.

Учитель: ребята, а как мы с вами охраняем природу? (ответы учащихся).

Охрана природы имеет огромное значение. Просмотр клипа на песню О. Газманова «Красная книга».

IV. Закрепление материала

Задание  «Перепутаница» (признак царства  животных -  поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)

Ученику  необходимо  выделить  Признаки царства Животных   и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:

  1. Неограниченный рост
  2. Автотрофы
  3. Клеточная стенка  из  целлюлозы
  4. Ограниченный рост
  5. Гетеротрофы
  6. Органы: корень и побег
  7. Органы чувств
  8. Системы органов
  9. Хлоропласты

10.Двусторонняя симметрия   тела

- Все ли цели мы выполнили на уроке? (да)

Конец урока:

- Видение красоты животных воспитывает чувство любви к природе, доброту, учит видеть и слышать прекрасное.

V. Домашнее заданиеПовторить § 18 учебника

ü  Ответить на вопросы 1,2 или 3 (на выбор) в конце параграфа

VI. Рефлексия (фронтально) Продолжите предложение:Я знал …Я узнал …Я хочу знать …

Приложение 1

Информационный лист

Задание № 1.Общая характеристика Царства Животные

 

Первые животные возникли ______ около ________ лет назад. Известно около _____ видов современных животных. Животные отличаются:

1) ________________ __________________(одни покрыты __________, другие – __________, третьи – _____________, у четвертых есть __________, а у многих вообще нет _____________________),

2) _________________________,

3) _________________________.

Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются ____________, ____________, __________ и _________  ____________ или _____________). Такой способ питания называется __________________ (питание готовыми _____________  веществами).

Рост животных ____________ после определенного периода развития.

Многие животные __________ передвигаются: _________, ___________, ____________, ____________, ____________. Но есть среди животных и _____________  виды.

Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О  чем  может рассказать  «эволюционное древо  Царства Животные»?

Ключевые слова: эволюционно  молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы,  просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

Задание № 3 Сравнительная характеристика растений и животных

 

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

 

 

Жизнедеятельность

 

 

 

Различия

Питание

 

 

 

Движение

 

 

 

 

Рост

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок биологии 5 класс.Тема: «Общая характеристика царства

Урок биологии 5 класс.Тема: «Общая характеристика царства

БАКТЕРИИ ГРИБЫ

БАКТЕРИИ ГРИБЫ

Питание Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке)

Питание Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке)

Ограниченный рост Гетеротрофы

Ограниченный рост Гетеротрофы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020