Урок биологии 6 класс по теме:
«Химический состав и минеральное питание растений»
Задачи: Сформировать знания о химическом составе, о неорганических и органических веществах растений;Познакомить учащихся с основными органами питания растений и механизмом поступления питательных веществ в растение;Закрепить знания о роли почвы в жизни растения, понятие плодородие; познакомить учащихся со способами повышения плодородия почвы.
Ход урока:
Приветствие класса
Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. В него входят различные водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Растения, различные по продолжительности жизни, строению, размерам, живут в различных условиях, но все они живые организмы. Для них характерны основные процессы жизнедеятельности – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие и размножение. Все эти жизненно важные процессы мы изучим в новой теме: Тема: «Жизнь растений»
Из этой темы вы узнаете: как протекают основные процессы жизнедеятельности у растений;что такое фотосинтез; как происходит рост и развитие растений; какими способами размножаются растения;какие способы вегетативного размножения растений более всего распространены в природе и используются в сельском хозяйстве
Вы научитесь:определять всхожесть семян; высевать семена;создавать условия, необходимые для роста и развития растений;размножать растения
И так, тема сегодняшнего занятия: «Химический состав и минеральное питание растений»
Основные вещества растений.
Соотношение этих веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно.
Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести к его гибели.
Человек использует для получения отдельных веществ различные растения.
Мука, крупа рис, пшеница, ячмень, кукуруза, овёс, гречиха
(углеводы, белки) и.т.д.
Белок горох, бобы, соя, чечевица
Масло подсолнечник, кукуруза, соя, лёс,
арахис и т.д.
Из растений получают: каучук, спирт, скипидар, лекарственные вещества и т.д.
Какие же вещества необходимы растению?
Какие части растения обеспечивают поступление
этих веществ в организм?
Минеральные вещества, необходимые растениям, поступают в растворённом виде из почвы. А органические вещества зелёные растения способны синтезировать из неорганических, используя световую энергию. Основными органами питания растения являются корни и зелёные листья.
Диск: Листья – органы питания
Корни – органы питания
Минеральные вещества для нормальной жизнедеятельности требуются растению в различных количествах. Особенно растительный организм нуждается в больших количествах минеральных веществ, содержащих химические элементы, такие как азот, калий и фосфор.
Необходимы в больших количествах:
K - калий , N - азот, P - фосфор
K - рост
N- отток органических веществ к корням
P – цветение и созревание плодов
Каков механизм поступления минеральных веществ в растение?
Диск: Минеральное питание
Явление корневого давления подтверждает следующий опыт:
У растения срезают стебель и на пенёк
надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.
Вывод:
поглощение воды корнем зависит от температуры
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни почве будут содержаться все необходимые питательные вещества. Это особое свойство почвы называется - плодородие.
Почва – это верхний слой земли, обладающий плодородием.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой.
Почва постепенно истощается. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений.
Чтобы восполнить содержание минеральных веществ, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека.
Работа с текстом учебника стр. 146-147
Заполните предложенную схему «Классификация удобрений»
|
Проверка задания. Учащиеся на доске и в тетради заполняют схему.
V Закрепление
А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.
Выполнение заданий по степени сложности индивидуально:
4. Какие виды удобрений вы знаете?
VII Домашнее задание
Выучить §15, Уметь отвечать на вопросы после параграфов.
Подготовить сообщения о значении процесса фотосинтеза в природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.