Урок биологии 6 класс. Тема урока: «Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства».
Цели:
· организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного осмысления материала о классификации растений, основных систематических группах растений;
· способствовать развитию умения распознавать однодольные и двудольные растения, развитию умений анализировать рисунки, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить поиск нужной информации в тексте учебника;
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.
II. Этап контроля знаний учащихся
1. - Дать определение терминам: бесполое размножение, половое размножение, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, зигота
- перечислить способы вегетативного размножения
2.Тестирование и взаимопроверка.
Тест. Выбери только один правильный ответ:
1) Размножение - это:
А - увеличение количества растений;
Б - увеличение размера организма;
В - образование новых побегов;
Г - образование придаточных корней.
2) Различают два способа размножения растений:
А – бесполое (вегетативное) и половое (семенное);
Б - усами и луковицами;
В - клубнем и глазками;
Г - ветром и животными.
3) Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:
А - в тычинке;
Б - в завязи пестика;
В - в пыльнике;
Г-на рыльце пестика.
4. Оплодотворение - это:
А - попадание пыльцы на рыльце пестика;
Б - перенос пыльцы насекомыми;
В - перенос пыльцы с помощью ветра;
Г - слияние мужской и женской гамет, в результате чего
образуется зародыш.
5. Плод образуется из:
А - рыльца пестика;
Б - тычинки;
В - лепестков;
Г - завязи пестика;
6. Плодом нельзя назвать:
А - яблоко;
Б - стручок;
В - клубень;
Г - ягоду.
7. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:
А - ветром;
Б - насекомыми;
В - искусственно;
Г - путем самоопыления.
8.Черенок – это
А – отрезок любого вегетативного органа;
Б – завязь пестика;
В – столбик пестика;
Г – рыльце пестика.
9.Выращивание растений из клеток образовательной
ткани – это
А – метод описания;
Б – метод эксперимента;
В – метод культуры тканей;
Г – метод сравнения.
10.Размножение прививкой
А – применяют с давних времён;
Б – используют в садоводстве;
В – почку-глазок или черенок культурного растения
сращивают со стеблем дичка;
Г – верны все вышеназванные ответы.
Ответы: 1-А, 2-А, 3-Б, 4-Г, 5-Г, 6- В, 7-Б, 8- А, 9 – В, 10 - Г
III. Этап подготовки к изучению нового материала. В результате исследований проведённых ботаниками всего мира, уже известно более 350 тысяч разных растений. В таком многообразии трудно разобраться. Поэтому решили разделить растения на группы.
«Голосеменные растения». Почему эти растения объединяют в одну группу?
«Покрытосеменные растения». Почему эти растения объединяют в одну группу?
«Водоросли». Почему эти растения объединяют в одну группу?
Что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Какова тема урока?(многообразие растительного мира и объединение растений в группы).
Наука, изучающая многообразие растительного мира и занимающаяся объединением растений в группы на основе их родства, называется систематикой.
Тема урока: Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
Каковы цели нашего урока?
IV. Этап изучения нового материала
1.1.Объяснение.
Систематика - наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства. Благодаря систематике все многообразие растений и животных удалось объединить в крупные группы: растений - в отделы, животных - в типы. Это позволило определить место каждого организма в общей системе органического мира, быстро ориентироваться во множестве существующих и вымерших организмов.
Таким образом, задача систематики - классификация организмов.
Классификация - это объединение организмов в группы по степени их родства.
Основоположником систематики является Карл Линней (1707-1778 гг.) - шведский ученый. Заслуги К. Линнея:
1) создал систему распределения растений по группам;
2) ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);
3) ввел латинские названия.
Примеры:
Паслен черный - Solanum nigrum (лат.)
название рода видовой эпитет
Тополь белый - Populus alba (лат.)
название рода видовой эпитет
На разных языках одни и те же растения и животные называются по-разному, поэтому существуют единые научные названия организмов на латинском языке, которые понятны людям разных стран. Вид имеет двойное (бинарное) название - название рода, к которому относится данный вид, собственно видовое название.
Вид - наиболее мелкая исходная единица современной классификации.
Вид - группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.
1.2. Характеристика других систематических групп: род, семейство, порядок, класс, отдел, царство
Виды
объединяют в роды.
Род клевер объединяет луговой, ползучий и гибридный.
Род лютик объединяет едкий, ползучий и золотистый.
Роды
объединяют в семейства.
Род лилия, кандык, тюльпан, пролеска, лук, рябчик, черемша объединяют в
семейство лилейные.
Семейства объединяют в порядки, а порядки в классы однодольных и двудольных растений. Беседа о строении семян, типах корневых систем и типах жилкования у однодольных и двудольных растений.
2.1. Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 204.
Прочитать раздел «Другие систематические группы
3.1.Работа в парах с новыми терминами.
Систематика - наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства.
Вид - группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.
Систематические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство
V. Этап проверки первичного усвоения
(Что такое вид, классификация, систематика?).
VI. Этап закрепления пройденного материала.
Почему пшеницу относят к классу однодольных?
Почему хлорофитум хохлатый относят к классу однодольных?
Почему тополь пирамидальный относят к классу двудольных?
VII. Этап информации о домашнем задании: изучить §26, вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.