Урок биологии 6 класс. Тема урока: «Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного осмысления материала о классификации растений, основных систематических группах растений; • способствовать развитию умения распознавать одно¬дольные и двудольные растения, развитию умений анализировать рисунки, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить поиск нужной информации в тексте учебника; • воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения.
Иконка файла материала Основы систематики растений.doc

Урок биологии 6 класс. Тема урока: «Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства».

Цели:

·      организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного    осмысления материала о классификации растений, основных систематических группах растений;

·      способствовать развитию умения распознавать одно­дольные и двудольные растения, развитию умений анализировать рисунки, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить поиск нужной информации в тексте учебника;

  • воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, провер­ка подготовленности учащихся к    учебному заня­тию, организация внимания школьников.

II. Этап контроля знаний учащихся

1. - Дать определение терминам: бесполое размножение, половое размножение, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, зигота

- перечислить способы вегетативного размножения

2.Тестирование и взаимопроверка.

Тест. Выбери только один правильный ответ:


1) Размножение - это:

А - увеличение количества растений;

Б - увеличение размера организма;

В - образование новых побегов;

Г - образование придаточных корней.

2) Различают два способа размножения растений:

А – бесполое (вегетативное) и половое (семенное);

Б - усами и луковицами;

В - клубнем и глазками;

Г - ветром и животными.

3) Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:

А - в тычинке;

Б - в завязи пестика;

В - в пыльнике;

Г-на рыльце пестика.

4.  Оплодотворение - это:

А - попадание пыльцы на рыльце пестика;

Б - перенос пыльцы насекомыми;

В - перенос пыльцы с помощью ветра;

Г - слияние мужской и женской гамет, в результате чего

образуется зародыш.

5. Плод образуется из:

А - рыльца пестика;

Б - тычинки;

В - лепестков;

Г - завязи пестика;

6. Плодом нельзя назвать:

А - яблоко;

Б - стручок;

В - клубень;

Г - ягоду.

 

 

7. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А - ветром;

Б - насекомыми;

В - искусственно;

Г - путем самоопыления.

8.Черенок – это  

А – отрезок любого вегетативного органа;

Б – завязь пестика;

В – столбик пестика;

Г – рыльце пестика.

9.Выращивание растений из клеток образовательной

ткани – это  

А – метод описания;

Б – метод эксперимента;

В – метод культуры тканей;

Г – метод сравнения.

10.Размножение прививкой   

А – применяют с давних времён;

Б – используют в садоводстве;

В – почку-глазок или черенок культурного растения

сращивают со стеблем дичка;

Г – верны все вышеназванные ответы.

 


Ответы: 1-А, 2-А, 3-Б, 4-Г, 5-Г, 6- В, 7-Б, 8- А, 9 – В, 10 - Г

III. Этап подготовки к изучению нового материала. В результате исследований проведённых ботаниками всего мира, уже известно более 350 тысяч  разных растений. В таком многообразии трудно разобраться. Поэтому решили разделить растения на группы.

 «Голосеменные растения». Почему эти растения объединяют в одну группу?

 «Покрытосеменные растения». Почему эти растения объединяют в одну группу?

«Водоросли». Почему эти растения объединяют в одну группу?

Что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Какова тема урока?(многообразие растительного мира и объединение растений в группы).

Наука, изучающая многообразие растительного мира и занимающаяся объединением растений в группы на основе их родства, называется систематикой.

Тема урока: Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Каковы цели нашего урока?

IV. Этап изучения нового материала

1.1.Объяснение.

Систематика - наука о многообразии организмов, их объедине­нии в группы на основе родства. Благодаря систематике все много­образие растений и животных удалось объединить в крупные груп­пы: растений - в отделы, животных - в типы. Это позволило определить место каждого организма в общей системе органиче­ского мира, быстро ориентироваться во множестве существующих и вымерших организмов.

Таким образом, задача систематики - классификация организмов.

Классификация - это объединение организмов в группы по сте­пени их родства.

Основоположником систематики является Карл Линней (1707-1778 гг.) - шведский ученый. Заслуги К. Линнея:

1) создал систему распределения растений по группам;

2) ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);

3) ввел латинские названия.

Примеры:

Паслен черный - Solanum nigrum (лат.)

название рода               видовой эпитет

Тополь белый - Populus alba (лат.)

название рода                    видовой эпитет

На разных языках одни и те же растения и животные называ­ются по-разному, поэтому существуют единые научные названия организмов на латинском языке, которые понятны людям разных стран. Вид имеет двойное (бинарное) название - название рода, к которому относится данный вид, собственно видовое название.

Вид - наиболее мелкая исходная единица современной классифи­кации.

Вид - группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.

 

1.2. Характеристика других систематических групп: род, семейство, порядок, класс, отдел, царство

Виды объединяют в роды.
Род клевер объединяет луговой, ползучий и гибридный.

Род лютик объединяет едкий, ползучий и золотистый.

Роды объединяют в семейства.
Род лилия, кандык, тюльпан, пролеска, лук, рябчик, черемша объединяют в семейство лилейные.

Семейства объединяют в порядки, а порядки в классы однодольных и двудольных растений. Беседа о строении се­мян, типах корневых систем и типах жилкования у однодольных и двудольных растений.

2.1. Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 204.

       Прочитать раздел «Другие систематические группы

3.1.Работа в парах с новыми терминами.

Систематика - наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства.

            Вид - группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.

Систематические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство

V. Этап проверки первичного усвоения

(Что такое вид, классификация, систематика?).

VI. Этап закрепления пройденного материала.

Почему пшеницу относят к классу однодольных?

Почему хлорофитум хохлатый относят к классу однодольных?

Почему тополь пирамидальный относят к классу двудольных?

VII. Этап информации о домашнем задании: изучить §26, вопросы.