Урок биологии 7 класс. Тема. "Значение млекопитающих в природе и жизни человека" Цель. - образовательные – создать условия для расширения знаний учащихся о многообразии класса млекопитающих в природе и их практической роли в жизни человека, акцентировать их внимание на редких и исчезающих видах класса млекопитающих, которые занесены в Красную книгу; - развивающие – развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий; − умение сравнивать; − развитие интереса и познавательной активности учащихся; − видение и объяснение биологических ошибок; − развитие логического мышления; - самостоятельно вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей; - развивать интерес к животному миру; - воспитательные–
воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между учащимися;
прививать чувство бережного отношения к представителям млекопитающих. -обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии млекопитающих и их значении в природе и жизни человека. Ход урока Рефлексия настроения (звучит музыка «В мире животных») Здравствуйте, ребята! У вас хорошее настроение Давайте улыбнемся друг другу! Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы уже хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать сегодня, посетив во время путешествия станции : «Угадай, кто я?», «Загадочная гавань», «Зоошутка», « Охраняй-ка», «Изучай – ка», «Закрепляй-ка»! Что же это за страна, вы должны догадаться, прослушав стихи. Учитель начинает урок с чтения стихотворения, после которого учащиеся определяют цель урока – обобщить знания по теме «Млекопитающие» (слайд 1)
То роют в почве норы, то плавают в воде, То лезут выше в горы, короче, есть везде! Покрыто тело кожей, на коже густо шерсть. Зимой они не мёрзнут и могут в снег залезть. Пушистые на ощупь и теплые внутри. То спящие всю зиму, то рыщут до зари. Во рту зубов различных не просто сосчитать: Резцы, клыки и прочие – кусать, хватать и жевать. Один грызёт орехи, другой жуёт траву, А третий ищет мясо, чтоб накормить братву. Хоть летом, хоть зимою детей растить легко, Искать не надо пищу - с собой есть молоко. В лесу как санитары, а могут быть как дичь, В колхозе быть в отаре, и можно их постричь. Кто бегает от волка, кто тащит груз легко. Кто в цирке на арене взмывает высоко. Кто мал как бурозубка, а кто как кит - велик Но совесть пусть любого обидеть не велит! Жестоких браконьеров хотим предостеречь – Зверей от истребленья мы в силах уберечь! Я думаю, узнали, о ком пойдёт урок? Ведь знания былые у вас остались впрок! (ответы учащихся)(слайд 2) Итак, приглашаю вас в страну млекопитающих! - ребята, что мы с вами знаем о млекопитающих?(ответы учащихся). Добивается цели урока от учащихся самостоятельно - а что бы вы ещё хотели узнать о них? (предположительные ответы учащихся) (слайд 3) Сообщение темы урока, цели урока, (слайд 4) Для себя я ставлю цели: - во-первых, систематизировать и расширить ваши знания об отрядах млекопитающих; - во-вторых, познакомить вас с Красной книгой Тюменской области и с животными, которые занесены в неё; - в-третьих, сформировать бережное отношение к братьям нашим меньшим Для вас я ставлю следующие задачи: - Вспомнить изученные отряды класса Млекопитающие, их представителей и характерные особенности. - Выяснить значение Млекопитающих в природе и жизни человека. - Повторение и обобщение изученного по теме «Отряды млекопитающих» наша с вами главная задача как можно больше узнать о представителях отрядов млекопитающие, и выяснить, какую же роль они играют в природе и жизни человека.(А в конце путешествия вас всех ждёт клад!) :- Прежде, чем мы отправимся в путешествие, вначале проверим вашу готовность. Разминка. Задание: - назовите признаки, характерные для млекопитающих, которые вы услышали в стихотворении?(ответы учащихся) - ну, а теперь юные искатели приключений – в путь! Он будет не прост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения, дружба. 1. Станция «“Угадай, кто я?” Учитель зачитывает предложения, а учащиеся отгадывают, о каком животном идёт речь, к какому отряду он относится и как характеризуется? (учащиеся дополняют) 1) По ледяным Арктическим пустыням в тёплой белой шубе, которой не страшны -600 морозы, бродит это животное. Кто это? (белый медведь. Отряд Хищные)(слайд 5) 2) Эти громадные животные населяют почти всю Африку от южной границы Сахары до южной оконечности континента и леса Индии, Юго-восточной Азии. Характерной их особенностью является наличие огромных ушей и вытянутый хобот(слон. Отряд Хоботные) (слайд 6) 3) На самом маленьком материке Австралии проживает этот забавный сумчатый медведь, который может всю жизнь довольствоваться пищей из листьев эвкалипта, никогда не пить воды и не спускаться с деревьев на землю. Что это за животное? (коала. Отряд Сумчатые) (слайд 7) 4) В лесах часто можно встретить красивого и ловкого зверька, который меняет свою шубку зимой с буровато-красной на беловато-серую. Любимые блюда – еловые, кедровые, сосновые шишки. Кто это? (белка. Отряд Грызуны) (слайд 8) 5)“В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца.” (Крот. Отряд Насекомоядные) (слайд 9) Задание (в маршрутном листе ) Установите соответствие между отрядами млекопитающих и их признаками(слайд 10)
Поменяйтесь, пожалуйста, выполненными работами, проверьте. Слайд 11. Ответы: А- 5 7; Б- 2 3; В-1 4; Г- 6; Д- 8 9 Критерии оценивания: - 1 балл за правильный ответ 2. Станция «Загадочная гавань» при отгадывании загадки определить отряд(3 мин) 1. Два-ста ухаста,
Два-ста рогаста, (слайд12) Какое животное нашло отражение в загадке ? К какому отряду оно относится? (Корова) 2)Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые) 3) “Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан.” (кит Китообразные) (слайд 13) (слайд 14) 4) Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные) (слайд 15) 5) “Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы, (слайд16) 6) Всю жизнь свою хожу в тельняшке Но без сапог и без фуражки.(Зебра. Непарнокопытные) Задание 2.(в маршрутном листе).Слайд (17) Выберите все правильные ответы (1вариант – четные задания), второй вариант – нечётные задания 1. Какое животное из нижеперечисленных относится к отряду непарнокопытных? а) лось б) кабан в) осёл г) жираф 2. У парнокопытных развиты: а) второй и третий пальцы б) третий и четвёртый пальцы в) первый и второй пальцы г) четвёртый и пятый пальцы 3. Сумчатые животные: а) ехидна б)коала в) утконос г) кенгуру 4. К подотряду зубатых китов Не относится: а) кашалот б) касатка в) финвал г) афалина 5. Какое из перечисленных животных НЕ приносит вред сельскому хозяйству? а) суслик б) ондатра в) полёвка г) мышь 6. В подотряд Высшие приматы НЕ входят: а) широконосые обезьяны б) узконосые обезьяны в) человекообразные обезьяны г) лемуры Слайд 18. Ответы: 1 вариант- 1- в; 3 – г; 5 – б 2 вариант -2 – б; 4 – в; 6 - г 3. Станция «Зоошутка»(2 мин) (слайд 19) Задание: по рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное?
Ответы: Голова – оленя; шея – жирафа; тело – тигра; ноги – лани; хвост – лошади Физкультминутка(ёжик) 4. Станция «Изучай – ка» Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало. Смогли бы мы обойтись без млекопитающих? (Ответ). А какова роль их в природе и жизни человека? Чтобы ответить на вопрос необходимо выполнить задание. У вас на столах лежат тексты. Используя учебник и текст - Первый ряд, выписывает в маршрутный лист значение млекопитающих в природе, второй - отрицательное значение млекопитающих в жизни человека, третий - положительное значение млекопитающих в жизни человека. Проверка.( слайд 20 – 22) 1). Значение млекопитающих в природе (заслушиваем 1-й ряд) Проверяем: Млекопитающие ограничивают численность растений Млекопитающие ограничивают численность млекопитающих и других животных Млекопитающие служат кормом для многих животных Вывод: Млекопитающие – звено цепей питания. И это звено питания, которое они занимают, называется - консументы Млекопитающие способствуют распространению семян Млекопитающие рыхлят почву Млекопитающие выполняют санитарную роль 2).Отрицательное значение млекопитающих в жизни человека ( заслушиваем 2-йряд) Проверяем: Млекопитающие наносят вред культурным растениям и уничтожают запасы продовольствия Млекопитающие распространяют заболевания Млекопитающие наносят вред хозяйству человека, нападая на домашний скот Какие блага получил человек, изучив особенности млекопитающих? Нужны ли человеку млекопитающие? 3).Положительное значение млекопитающих в жизни человека (заслушиваем 3-йряд) Проверяем: От млекопитающих мы получаем ценный продукт молоко, мех, кожу, мясо, жир. Млекопитающие являются объектом спортивной охоты Млекопитающие – объект медицинских исследований Человек использует млекопитающих в военном деле. Некоторые виды пушных зверей имеют ценный мех и служат важным объектом промысла. Млекопитающие украшают нашу жизнь Млекопитающие – наши братья меньшие - друзья и помощники человека. "Профессии" собак. Сообщение учащихся о заслугах млекопитающих. 5. Станция «Охраняй – ка» Я перед выполнением предыдущего задания предложила Вам представить, что млекопитающие вдруг исчезли. А такое может быть в действительности?( Да, может.) Учитель: Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? (Беседа). - Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу. Давайте познакомимся более подробно с образом жизни некоторых животных нашей Тюменской области, занесенных в Красную книгу. Для этого просмотрим презентацию об этих удивительных животных. Задание 4 (в маршрутном листе) - Ребята, у вас в маршрутных листах есть определения для терминов, в ходе просмотра презентации их нужно заполнить. Ребята, как вы думаете, что стало причиной их истребления?(Ответы учащихся) И вот мы приближаемся к итоговой станции, на которой вас ждут тестовые задания, элементы которых позволят вам хорошо подготовиться к ЕГЭ. Будут препятствия, не огорчайтесь, если будете стараться, то у вас обязательно все получится! «Тестирование» Орешек знаний твёрд, но всё же, мы не привыкли отступать! И повторив всё основное, Мы к тесту можем приступать! На столах лежат тесты. Каждый ученик выполняет тест из 4 вопросов. Тест по теме “Млекопитающие» 1 вариант 1. Особенности покрова млекопитающих: а) Кожа влажная, голая, в ней много желез; б) Кожа сухая, покрыта перьями; в) У большинства кожа покрыта волосяным покровом г) Кожа покрыта костной чешуей. 2. Сердце млекопитающих: а) Двухкамерное; б) Трехкамерное; в) Трехкамерное с неполной перегородкой; г) Четырехкамерное. 3. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением: а) Дыхательной системы; б) Нервной системы; в) Пищеварительной системы; г) Опорно-двигательной системы. 4. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от: а) Живорождения; б) Среды обитания; в) Вынашивания детенышей; г) Питания молоком. 2 Вариант 1. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится: а) Строение нервной системы; б) Живорождение; в) Теплокровность; г) Строение дыхательной системы. 2. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит: а) Строение нервной системы; б) Наличие камер в сердце; в) Сходство в развитии зародыша; г) Наличие зубов. 3. Какие млекопитающие рождают детенышей: а) Только первозвери; б) Только настоящие звери; в) Только сумчатые; г) Все Млекопитающие. 4. Кровеносная система млекопитающих характеризуется: а) Трехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения; б) Четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения; в) Двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения; г) Трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения. Взаимопроверка в группе. По часовой стрелке передают друг другу листочки и проверяют по алгоритму на слайде № 23. За каждый правильный ответ один балл Ответы на вопросы теста: Вариант 1. Вариант 2.
Подведем итоги. Животные класса Млекопитающие расселились повсеместно и приспособились ко всем средам жизни, так как они имеют очень высокую организацию по сравнению с другими представителями животного мира. И как бы они не отличались друг от друга у них можно выделить общие признаки. Какие? (Общая характеристика Млекопитающих). Каждая группа называет один признак из общей характеристики млекопитающих. - волосяной покров; - температура тела постоянная, - сердце четырёхкамерное; - живорождение, - выкармливание детёнышей молоком; - хорошо развитый головной мозг, в связи с этим сложное поведение. : На этом наше путешествие заканчивается, спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку: - если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!; - если интересно, но не всё понятно, поставьте !?; - а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.