Урок биологии 8 класс.Тема урока: Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разъяснить связь строения и функции изучаемых органов чувств; раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимнуюдополняемость; показать изменения ана­лизаторов, возникающие под влиянием условий жизни, и возмож­ности их совершенствования.
Иконка файла материала органы осязания вкуса.docx

Урок биологии 8 класс.Тема урока: Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса»

 Задачи урока:разъяснить связь строения и функции изучаемых органов чувств;

раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимнуюдополняемость;

показать изменения ана­лизаторов, возникающие под влиянием условий жизни, и возмож­ности их совершенствования.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

1. Актуализация знаний

– Мир познаваем. Докажите.

– Что обеспечивает процесс познания?

– Что такое анализатор?  Из каких частей он состоит?

– Назовите составные части  зрительного анализатора, слухового анализатора

2. Решение биологических задач(индивидуально по карточкам)

На одном из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – спящий кузнец мгновенно оглох. В чём причина наступления глухоты?

Оказывается артиллеристам при  стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

3. Тест(выполняют учащиеся 1 варианта по индивидуальным карточкам)

1. Наружное ухо состоит из:

а) наружного слухового проходаб) ушной раковиныв) барабанной перепонки

г) слуховых косточек

2. Слуховые косточки расположены в:

А) наружном слуховом проходеБ)  среднем ухеВ) улиткеГ)  слуховой трубе

3. Рецепторы слухового анализатора – это:

А)  слуховые косточкиБ) палочки и колбочкиВ) клетки костного лабиринта

Г) ушная раковина

4. Высший отдел слухового анализатора расположен в коре больших полушарий в доле:

А) височнойБ) лобнойВ) затылочнойГ) теменной

(взаимопроверка 1– а, б, в;  2 – б; 3 – в; 4 – а)

4. Самостоятельная работа (выполняют учащиеся 2 варианта)

– Запишите в тетрадь правила, соблюдение которых позволит сохранить слух.

5. Оценка и обсуждение результатов самостоятельных работ учащихся.

II. Вводно-мотивационный этап

1. Формулирование проблемы урока, его темы и цели

2) Определение проблемы урока

Какие мировосприятия  доступны человеку? Как они осуществляются? О каких новых способы познания мира вы хотели бы узнать?(Запись темы, формулирование цели урока)

2. Актуализация знаний (мозговая атака)

– Назовите места нахождения органов чувств у человека.

Глаз – орган зренияУхо – орган слухаНос – орган обонянияЯзык – орган вкуса

Кожа – орган осязанияВестибулярный аппарат – орган равновесия

III. Операционно-познаватльный этап

1. Самостоятельная работа по изучению нового материала (работа в группах и обсуждение в классе вопросов после представления представителем группы итогов их самостоятельной работы)

1 группа

– Изучите особенности строения  и функционирование вестибулярного аппарата, используя статью учебника стр. 258 и  рисунки. Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат.

 

– Почему после катания на качелях у некоторых людей появляется тошнота, головокружение?

2 группа

– Изучите особенностистроения и функционирование органа обоняния, используя статью учебника стр. 260 и  рисунки.

– Определите запах предложенных объектов.

– Подумайте, почему одни вещества пахну, другие нет. 

– Как воспринимается нами запах.

– Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?

3 группа

– Изучите особенностистроения и функционирование органа вкуса, используя статью учебника стр. 261 и  рисунки.

– Попробуйте кусочек сухого хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?

–  Как воспринимается нами вкус пищи.

– Почему кажется безвкусной холодная, горячая.

– Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?

4 группа

– Изучите особенностистроения и функционирование органа осязания, используя статью учебника стр. 260 и  слайд электронного учебника.

– Рассмотрев, места расположения различных рецепторов кожи, объясните, к чему более восприимчива кожа человека?

– Каждый обладает индивидуальным узором на подушечках пальцев.  Объясните причину данного явления.

2. Объяснение учителя о мышечном чувстве

3. Закрепление и систематизация изученного(сопровождается заполнением схемы с использованием интерактивной доски),

– Какие органы чувств имеет человек? К какому анализатору они относятся? Какие функции выполняют?

Физкультминутка

IV. Рефлексивно-оценочный этап

1. Решение биологических задач

– Назовите профессии людей, где необходима повышенная чувствительность того, или иного органа чувств?

– Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?

– Что такое токсикомания? Чем опасна данная привычка?

– Почему боль – это защитное чувство?

– Что происходит с человеком, если у него какой – то орган чувств функционирует плохо?

2.  Вывод (продолжи высказывание)

Органы чувств нужны и важны, потому что…

3. Домашнее задание  § 52, вопросы

4. Рефлексия

– Уходя, поставь любой знак в схеме на доске в зависимости от того, как ты чувствовал себя на уроке.