«Среды жизни планеты Земля»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: Сформировать представления о средах жизни, их обитателях и условиях жизни.
Задачи урока: Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; п. — анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; л. — формировать личностные представления о ценности природы.
Планируемые результаты: научиться называть и характеризовать условия обитания организмов, изображенные на рисунке учебника; приводить примеры обитателей разных сред обитания.
Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2015г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и хорошо поработаем!
Эпиграф урока:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
-Ребята, посмотрите на слайд, что здесь лишнее? (на слайде растения, грибы, бактерии, животные, камни)
-А почему камни?
-По каким признакам вы определили, что это неживые объекты? Назовите признаки живого (корректирует ответы - Дыхание, размножение, питание, рост и развитие, обмен веществ.)
Актуализация знаний
Внимание! Внимание! 13 февраля стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.
Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра.
Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство.
Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве.
Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство. Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?
Ответы ребят. Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля.
или
1 стадия – стадия вызова
Урок мы свой начнём о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Учитель: Ребята мы с вам живём на удивительной планете.
Учитель: Мне на электронную почту пришло такое сообщение:
На слайде изображения называемых объектов и речь учителя
«На международном симпозиуме познакомились и подружились КАРАСЬ, КРОТ, ВОРОБЕЙ. Очень не хотелось им расставаться. И решили они жить вместе»
- Скажите ребята, это возможно? Почему?
(– нет! Каждый живёт в определённых условиях. Воробей не сможет жить в воде, также как карась не сможет жить на суше и т.д.)
- Чем является для карася вода, для воробья воздух? (условиями для жизни, средой их обитания)
Предложите тему нашего урока… (Среда обитания, среды жизни).
Что мы можем назвать средой обитания? Вспомните это определение из курса окружающего мира
Среда обитания – это все, что окружает живой организм и оказывает на него влияние.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Из полученных в тестах букв мы составили слова. (СРЕДА, ЖИЗНЬ)
Свяжите эти слова так, чтобы образовалось словосочетание. (СРЕДА ЖИЗНИ)
Учитывая это, как вы сформулируете тему нашего урока? Среды жизни планеты Земля (запись темы урока в тетрадь)?
Исходя из темы, определите, каких целей мы должны сегодня достичь?
? Что понять?
?Что узнать? (постановка целей урока)
? Что запомнить?
-Что такое среда жизни / среда обитания
-Какие среды жизни существуют на Земле
- Каковы условия жизни в этих средах
-Что позволяет живым организмам обитать в той или иной среде, каковы их приспособления
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина:
Спросили
у Мухи – глазастой и бойкой:
– Скажите, чем вас привлекает помойка?
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения.
И Муха ответила – честно, открыто:
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.
Легко здесь живётся, и просто – с питанием:
Это моя среда обитания.
Тема урока _____________________________________________________________________
Задание 1. Сформулируйте и запишите определение понятия «среда жизни».
Физкультминутка
Все
ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.
Выполнение заданий в индивидуальном листе учащихся
Задание 2
Заполните таблицу.
Обитатели разных сред жизни |
|
Среда жизни |
Обитатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверяем!
Задание 3. Соедините линиями названия организмов и сред жизни, в которых организмы обитают. Ниже запишите свой ответ в краткой форме.
1. Окунь а) Водная среда
2. Дождевой червь б) Почва
3. Водяная лилия в) Наземно-воздушная
4. Крот г) Организм
5. Заяц
6. Пчела
7. Паразитический червь
8. Лишайник
9. Вирус
1 2 3 4 5
6 7 8 9
Обменяйтесь картами урока и оцените работу друг друга, меняются 1и3,2и 4
Ответы на слайде.
Поднимите руку у кого все правильно? У кого есть ошибки?
Физминутка (проводит ученица)
Приспособились зверушки
От орла и до лягушки (шагаем)
По утрам делать зарядку:
Кто вприпрыжку, (2-3прыжка на месте)
Кто в присядку. (2-3 приседания)
Птицы по небу летают, (махи руками)
Рыбы плавают в пруду, (изображаем плавание)
Хищник жертву караулит, (повороты головы)
Догоняет на беду. (бег на месте)
Потянувшись на них глядя, (потягивание)
Мы за парты дружно сядем. (садимся за парты)
Задание 4. Укажите главное отличие водной среды жизни от наземно-воздушной.
Задание 5*. Сравните условия обитания водной и почвенной сред жизни. Укажите сходство и различия между ними.
Сходство:___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Различия: ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Закрепление знаний
Задание 6. Прочитать текст и ответить на вопросы.
. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
Вопросы. О какой среде идёт речь? Назовите животных, живущих в этой среде.
2. Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Вопросы. Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.
3. Эта легкая, неплотная среда- дом для животных, имеющих крылья.
Вопросы. О какой среде идёт речь? Назовите животных, живущих в этой среде.
4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
Вопросы. Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.
4.*Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, давать себе подобных.
Вопросы. О какой среде идёт речь? Назовите животных, живущих в этой среде.
Учитель: Хорошо, молодцы, садитесь, я вижу, что названия сред жизни вы запомнили
Карточки с загадками и заданиями. (Загадывают загадки друг другу)
Задание. 1. Отгадать загадку.
2. Определить среду обитания животного.
3. Назвать черты приспособленности к жизни в этой среде.
Загадки.
1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
2. В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
3. Над цветком порой замрет
Разноцветный вертолет,
На былинке посидит,
Вдруг вспорхнет и улетит .(Стрекоза)
4. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка,
Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
5. Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины .(Бобры)
6. Живет в лесу, ухает как разбойник,
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
7.В Антарктиде есть чудак:
Днем и ночью носит фрак. (Пингвин)
8.Прыгай в прорубь не дрожи –
Закаляйся, как ….(моржи) .
9. Подставляя людям спины,
В море нас спасут….(дельфины).
- Ребята, как вы думаете, мы с вами решили проблему, сформулированную вначале урока?
Достигли поставленной цели урока?
- Сделайте, пожалуйста, вывод по уроку.
Корректирует формулировку предложенного учащимися вывода по уроку
Формулируют вывод по уроку.
Выводы:
3 стадия – стадия рефлексия
Отвечают на вопросы
Я ученик:
старательный – ленивый
внимательный – невнимательный
урок усвоил – не усвоил
Сегодня получился очень интересный урок. Мы познакомились с условиями разных сред обитания живых организмов. Услышали рассказы о приспособлениях, которые позволяют выжить живым существам.
Домашнее задание.
1. параграф 17, пересказ. Составить 5 вопросов к параграфу
2. Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.