Урок биологии в 11 классе. Тема: Главные направления эволюции.
Цели: Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:
· ароморфоз;
· идиоадаптация;
· общая дегенерация.
2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:
1. Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.
2. Личностные УУД:
1. Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников
3. Регулятивные УУД:
1. Уметь организованно выполнять заданий учителя.
2. Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.
4. Коммуникативные УУД:
1. Обмениваться информацией с одноклассниками
Ход урока.
1. Орг. момент.
Актуализация знаний.
В настоящее время мы с вами изучаем тему «Эволюционное развитие органического мира». - Посмотрите, пожалуйста, на экран
1. Движущие силы эволюции
2. Эволюционные изменения
3. Главные направления эволюции
- я попрошу вас закончить эти схемы
Формулировка темы, постановка цели совместно с учениками
Чтобы заполнить третью схему, вам необходимы специальные знания, которые сегодня мы и будем добывать разными способами и из разных источников. Давайте сформулируем тему нашего урока.
Ученики записывают тему в тетрадь и проговаривают ее вслух: Главные направления эволюции.
(На экране тема урока.)
Какие цели урока можно поставить исходя из формулировки темы?
выявить главные направления эволюции. Выявить сущность этих направлений. Какую роль они играют в эволюционном развитии?
2. Проверка знаний. Задание: соотнести определения и примеры к соответствующим эволюционным изменениям. На экране таблица.
3. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Развитие живой природы шло от простого к сложному. В процессе этого развития происходило приспособление живых организмов к конкретным условиям, осуществлялась их специализация, образовывались новые виды, роды, семейства и т. д.
Для понимания исторического развития органического мира важно определить главные направления эволюции. В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен. Они установили, что главные направления эволюции составляют:
· ароморфозы;
· идиоадаптации;
· общая дегенерация. Слайд №7.
- Нам с вами сегодня предстоит познакомиться с этими направлениями
Проблемный вопрос: Какой характер носят главные эволюционные направления? Биологического прогресса или регресса?
Я вам предлагаю поработать сегодня следующим образом. Инструкция на слайде.
1.Найти информацию о главных направлениях эволюции в Интернете: Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Каждый ученик выбирает одно направление
2. Изучить вопросы:
а) сущность направления.
б) роль в эволюции
б) привести примеры
3. Создать презентацию
4. Представить презентации.
Этапы работы учеников:
1. Индивидуальная работа с ресурсами Интернета, нахождение необходимого материала
2. Объединение в группы ребят, работающих по одному направлению и создание общей презентации от группы.
Учитель выступает в роли консультанта
Ребята, вовремя представления презентаций, вам необходимо заполнить 3 первые графы таблицы, которые находятся у вас на столах.
Характер главных направлений эволюции.
|
Изменение численности (уменьшение или увеличение) |
Изменение видообразования (уменьшение или увеличение) |
Изменение ареала (сужение или расширение) |
Вывод (прогресс или регресс) |
1. Ароморфоз |
|
|
|
|
2. Идиоадаптация |
|
|
|
|
3. Общая дегенерация |
|
|
|
|
3. Представление и защита презентаций, созданных обучающимися в группах. Ответы на возникшие, в ходе представления, вопросы учащихся и учителя.
Вернемся к проблемному вопросу. На экране признаки биологического прогресса и регресса. Сделайте, пожалуйста, выводы и заполните 4 графу в таблице.
Выводы: Все главные направления эволюции происходят по пути биологического прогресса (выводы делают ребята)
Нам необходимо выявить взаимосвязь главных направлений эволюции. Перед вами схема по А. Н. Северцову.
-Каким образом взаимосвязаны главные направления эволюции? Ваши предположения.
Отвечают ребята. Учитель вносит корректировку.
4. Домашнее задание:
параграф 63, Выявить причины биологического регресса, используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета.
5. Закрепление. 1. Заполнить третью схему «Главные направления эволюции», вернувшись к схемам, которые использовали при актуализации знаний. Таблица в интерактивном режиме.
2. Соотнести определения и примеры к главным направлениям эволюции Таблица в интерактивном режиме
6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.