Урок биологии в 11 классе. Тема: Главные направления эволюции.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции: • ароморфоз; • идиоадаптация; • общая дегенерация.
Иконка файла материала Урок. Главные направления эволюции..doc

Урок  биологии в 11 классе.    Тема: Главные направления эволюции.

   Цели: Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:

·         ароморфоз;

·          идиоадаптация;

·         общая дегенерация.

2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом.

3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.

Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:

1. Познавательные УУД:

1. Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.

 2. Личностные УУД:

1. Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников

3. Регулятивные УУД:

1. Уметь организованно  выполнять заданий учителя.

2. Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.

4. Коммуникативные УУД:

1.  Обмениваться информацией с одноклассниками                                  

                                           Ход урока.

   1. Орг. момент.

Актуализация знаний.

В настоящее время мы с вами изучаем тему «Эволюционное развитие органического мира».  - Посмотрите, пожалуйста,  на экран  

1. Движущие силы эволюции

2. Эволюционные изменения

3. Главные направления эволюции

- я  попрошу вас закончить эти схемы

Формулировка темы, постановка цели совместно с учениками

Чтобы заполнить третью схему, вам необходимы специальные знания, которые сегодня мы и будем добывать разными способами и из разных источников. Давайте сформулируем тему нашего урока.

 Ученики записывают  тему в тетрадь и проговаривают ее вслух: Главные направления эволюции.

    (На экране тема урока.)  

  Какие цели урока можно поставить исходя из формулировки темы?

выявить главные направления эволюции. Выявить  сущность этих направлений. Какую роль они играют в эволюционном развитии?

    2. Проверка знаний. Задание: соотнести определения и примеры к  соответствующим эволюционным изменениям.  На экране таблица.  

    3. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

   Развитие живой природы шло от простого к сложному. В процессе этого развития происходило приспособление живых организмов к конкретным условиям, осуществлялась их специализация, образовывались новые виды, роды, семейства и т. д.

   Для понимания исторического развития органического мира важно определить главные направления эволюции. В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые  А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен. Они установили, что главные направления эволюции составляют:

·         ароморфозы;

·          идиоадаптации;

·          общая дегенерация. Слайд №7.

- Нам с вами сегодня предстоит познакомиться с этими направлениями

Проблемный вопрос: Какой характер носят главные эволюционные направления? Биологического прогресса или регресса?

Я вам предлагаю поработать сегодня следующим образом. Инструкция на слайде.  

1.Найти информацию о главных направлениях эволюции в Интернете: Ароморфоз.  Идиоадаптация. Общая дегенерация.  Каждый ученик выбирает одно направление

2. Изучить вопросы:

 а) сущность направления.

 б) роль в эволюции

 б) привести примеры

3. Создать презентацию

4. Представить  презентации.

 Этапы  работы учеников:

1. Индивидуальная работа с ресурсами Интернета, нахождение необходимого материала

2. Объединение в группы ребят, работающих по одному направлению и создание общей   презентации от группы.

 Учитель выступает в роли консультанта

Ребята, вовремя представления презентаций, вам необходимо заполнить 3 первые графы таблицы,  которые находятся у вас на столах.                    

                         Характер главных направлений эволюции.

 

Изменение численности (уменьшение или увеличение)

Изменение видообразования (уменьшение или увеличение)

Изменение ареала (сужение или расширение)

Вывод

(прогресс или регресс)

1. Ароморфоз

 

 

 

 

2. Идиоадаптация

 

 

 

 

3. Общая дегенерация

 

 

 

 

 

3. Представление и защита презентаций, созданных обучающимися в группах. Ответы на возникшие, в ходе представления, вопросы учащихся и учителя.

Вернемся к проблемному вопросу. На экране признаки биологического прогресса и регресса.  Сделайте, пожалуйста, выводы и заполните 4 графу в таблице.

Выводы: Все главные направления эволюции происходят по пути биологического прогресса (выводы делают ребята)

Нам необходимо выявить взаимосвязь главных направлений эволюции. Перед вами схема по А. Н. Северцову.

-Каким образом взаимосвязаны главные направления эволюции? Ваши предположения.

 Отвечают ребята. Учитель вносит корректировку.

   4. Домашнее задание:

параграф 63, Выявить причины биологического регресса, используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

   5. Закрепление.  1. Заполнить третью схему «Главные направления эволюции», вернувшись к схемам, которые использовали при актуализации знаний. Таблица в интерактивном режиме.

2. Соотнести  определения и примеры к главным направлениям эволюции Таблица в интерактивном режиме

    6. Итог урока.  Рефлексия. Оценивание работы  учащихся на уроке.