Урок биологии в 5 классе ФГОС Тема урока: Царство Грибы. УМК Н.И.Сонина
Оценка 4.7

Урок биологии в 5 классе ФГОС Тема урока: Царство Грибы. УМК Н.И.Сонина

Оценка 4.7
docx
13.11.2020
Урок биологии в 5 классе ФГОС Тема урока: Царство Грибы. УМК Н.И.Сонина
биология 6.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Хкемская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок биологии в 5 классе ФГОС

Тема урока: Царство Грибы.

УМК Н.И.Сонина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовил учитель первой категории

Сулейманов Т.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

 

Цели урока:

Образовательные:

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных

 

Развивающие:

выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.

 

Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

 

Технологии:

элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

 

Результаты:

Предметные:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

 

Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

(текст в схему и пр.).

 

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

 

Личностные:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

 

 

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!

 

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

 

Актуализация знаний:

На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)

Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.

Мотивация

Игра – загадка.

Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.

– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)

– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)

– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)

– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)

– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)

– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?

 

Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.

Отгадайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).

Записываем тему урока в тетрадь.

А что вы знаете о грибах?

По цепочке дети делятся своими знаниями.

Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно?

(Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Записываем на доске.

Строение грибов.

Питание грибов.

Как размножаются грибы?

Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»

 

А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.

Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.

Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Видеофрагмент «Что общего у грибов с растениями и животными?». Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)

Признаки грибов (Заготовка на доске)

как растения

·         имеют прочные клеточные стенки

·         постоянно растут верхушечной частью

·         неподвижны

как животные

·         не имеют хлорофилла

·         являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.

·         в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)

свои особенности

·         тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

 

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

(продолжение видефрагмента)

Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.

Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).

Видеофрагмент «Строение грибов»,

«Питание грибов», «Размножение грибов»

Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагменты.

Интерактивная игра «Соберем грибы в лукошко»

1.     А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.( работа с учебником с.65-66)

Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!

Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

«Собери грибы в лукошко» интерактивная игра.

Закрепление. Тесты на экране

Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.

«Лесенка успеха»

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

Примите исходное положение.

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

 

Домашнее задание: параграф 12.

Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.




 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Что может с толку сбить подчас

Что может с толку сбить подчас

Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат

Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Побежим скорей домой! (бег на месте)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2020