Урок биологии в 5 классе по теме : "Водоросли"
Оценка 4.7

Урок биологии в 5 классе по теме : "Водоросли"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
16.02.2022
Урок биологии в 5 классе по теме : "Водоросли"
водоросли.docx

Биология 5 класс

Тема урока: Водоросли. Среда  обитания водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:Познакомить учащихся с многообразием растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии водорослей, их роли в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о водорослях, их строении; научить отличать водоросли от других растений.

Развивающая:расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе

Ход урока

1.      Мотивационный-целевой этап

Учитель: сегодня мы с вами станем подводными исследователями, которые исследуют подводный мир: моря и океаны. Для начала, чтобы узнать тему нашего урока пожалуйста отгадайте загадку?

Загадка:

Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе. (ответ: Водоросли)

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.

- Что это за растение? Давайте вместе сформулируем цели и задачи урока. Что бы вы хотели узнать о водорослях?

Цели урока:

1.      Дать определение водорослей

2.      Изучить строение водорослей.

3.      Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека

4.      Итак, какова цель сегодняшнего урока? (Доказать что водоросли - это растения. Определить,  водоросли высшие или  низшие растения.)

5.      Чтобы ответить на эти вопросы, что вы должны узнать? (Где обитают водоросли? Какое имеют строение? Какие виды водорослей встречаются в природе? сколько их?  Зачем нужны водоросли)

2. Знакомство с новым материалом

1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м

 

 2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают  среди снежных водорослей

 

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку?

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%.

3. Многообразие водорослей

o   Одноклеточные зелёные водоросли.

o   Многоклеточные зелёные водоросли.

o   Харовые водоросли.

o   Бурые водоросли.

o   Красные водоросли.

o   Одноклеточные водоросли. Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя. Простейшие зелёные водоросли — одноклеточные Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариумах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Если зачерпнуть немного этой воды, то она окажется прозрачной, но содержащей маленькие взвешенные «частички». В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок.

o   Во время «цветения» мелких луж или водоёмов в воде чаще всего встречается одноклеточная водоросль хламидомонада (в переводе с греческого — «простейший организм, покрытый одеждой» — оболочкой). Хламидомонада — одноклеточная зелёная водоросль грушевидной формы. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки.

o   Хламидомонада и хлорелла

o   Рис. 59. Хламидомонада и хлорелла

o   Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты у хламидомонады находятся в крупной чашеобразной пластиде, которая у водорослей называется хроматофор (в переводе с греческого — «несущий свет»). Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придаёт зелёную окраску всей клетке.

o   Ещё одна одноклеточная зелёная водоросль — хлорелла — широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах Её мелкие шаровидные клетки видны только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме — зелёный хроматофор.

o   Многоклеточные зелёные водоросли. У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс. Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зелёные комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток — хроматофоры в виде спирально закрученных лент.

o   Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см и толщиной всего две клетки

o   Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах

o   Бурые водоросли. Бурые водоросли в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей — желтовато-бурая окраска слоевищ.

o   Бурые водоросли — многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.

o   В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста.

o   Красные водоросли. Красные водоросли, или багрянки, — в основном многоклеточные морские растения .Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Очень немногие из красных водорослей одноклеточные.

o   Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. Но среди них есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и жёлтой.

o   Внешне красные водоросли весьма разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Часто они очень красивы и причудливы.

o   В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100—200 м.

o   Значение водорослей в природе и жизни человека. Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.

o   Человек использует морские водоросли в химической промышленности). Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар-агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.

4.Вывод:

 

Водоросли относят к низшим растениям, так как они ни имеют органов стеблей, корней, листьев. Окраску листьям придают хроматофоры, зелёную окраску придаёт хлорофилл, благодаря которому зелёные водоросли способны осуществить процесс фотосинтеза, характерный для растений. Некоторые водоросли, несмотря на своё название, обитают не только в пресной и солёной воде но и на сырых участках почвы, коре деревьев, переживая засуху в состоянии покоя.

5.Поисково-исследовательский этап

Строение водорослей.

Водоросли это живые организмы? (Да)

 А если они живые, из каких «кирпичиков» все они состоят? (из клеток)

Строение клетки водорослей.

Клетки водорослей  по  строению напоминают  клетку  наземных растений. Вспомните, какие органоиды растительной клетки вы знаете?

( Ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоль, хлоропласты.)

 

Лабораторная работа №4

Практическая работа

по теме: «Строение одноклеточных зеленых водорослей»

Цель работы: 

1) Ознакомиться со строением одноклеточных зеленых водорослей.

Оборудование: инструктивная карта с рисунками, схемами и таблицами,

Ход работы

1.   Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.

1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады.

1.2. Подпишите названия её частей.

Почему водоросли относят к растениям? (Они поглощают углекислый газ и создают органические вещества.)

По какой причине водоросли считают низшими растениями? (Водоросли - низшие растения, они не имеют корней, стеблей, листьев.)

Где обитают водоросли? (Водоросли могут обитать  в воде, в почве, на снегу, на стволах деревьев.)

Из каких структурных единиц состоят водоросли? (Они состоят из клеток)

Какое строение имеют клетки водорослей? (В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка.)

На какие группы делят водоросли в зависимости от их строения? ( Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.)

С какой ещё классификацией водорослей мы познакомились? В чём главное отличие красных, зелёных и бурых водорослей?

(Зелёные, бурые, красные.  Хроматофор в бурых и красных водорослях содержит не только хлорофилл, но и другие красители)

Зачем нужны водоросли? (Наличие водорослей – необходимое условие для  нормальной жизни водоемов)

«Значение водорослей в природе и жизни человека»

 

Цель работы: выяснить, значение водорослей.

 

Значение водорослей:

 

«+»

Полезность водорослей.

 

« - »

Причиняемый вред.

Пища для животных.

Пища для человека.

Источник агар-агара

Лекарства.

Бумага.

Почвообразовательного процесса.

Источник йода.

Минеральные соли.

Клей, лаки, краски.

 

Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Засорение пляжей. Гибель рыбы.

Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

 

 

Тест «Водоросли»

1. Самые древние растения на земле:
а) Водоросли +
б) мхи
в) лишайники

2. Водоросли относятся к … растениям:
а) высшим
б) низшим +
в) культурным

3. Простейшие водоросли относятся к … организмам:
а) одноклеточным +
б) многоклеточным
в) сапрофитам

4. Из нижеприведённых вариантов выберите ту водоросль, что вызывает цветение водоёмов:
а) хлорелла
б) спирогира
в) хламидомонада +

6.      Рефлексивно-оценочный этап

 


 

Биология 5 класс Тема урока:

Биология 5 класс Тема урока:

У Багамских островов на глубине

У Багамских островов на глубине

Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придаёт зелёную окраску всей клетке

Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придаёт зелёную окраску всей клетке

Водоросли относят к низшим растениям , так как они ни имеют органов стеблей, корней, листьев

Водоросли относят к низшим растениям , так как они ни имеют органов стеблей, корней, листьев

Пища для животных. Пища для человека

Пища для животных. Пища для человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022