Урок биологии в 7 классе "Надкласс Рыбы.Приспособления рыб к водной среде обитания. Значение рыб"
Оценка 4.8

Урок биологии в 7 классе "Надкласс Рыбы.Приспособления рыб к водной среде обитания. Значение рыб"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—11 кл +1
05.09.2020
Урок биологии в 7 классе "Надкласс Рыбы.Приспособления рыб к водной среде обитания. Значение рыб"
Данный урок - урок новых открытий с использованием современных педагогических приёмов (черный ящик, фишбоун, биологические задачи), которые стимулируют у учащихся критическое мышление и вызывают интерес к изучению биологии
Урок биологии 7 кл Рыбы.docx

Урок по биологии в 7 классе

 «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания. Значение рыб»

https://allyslide.com/thumbs/841241b6431625214f8b240abacf4572/img7.jpg

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

Учитель биологии

ГОУ ЛНР « Артемовская средняя  школа №8»

Перевальского района, ЛНР

Королёва Светлана Михайловна

2020

Урок по биологии в 7 классе

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания. Значение рыб»

Цель:

·        Обучающие: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

·        Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

·        Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельность и бережное отношение к природе

Ход урока

1. Организационный.

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

2. Вызов интереса

Игра “Черный ящик”

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Учитель: -Так о ком будет идти речь  на уроке?

Ученики: - золотая рыбка.

Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение? А почему рыбе хорошо в воде?  В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания?

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун»,  опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде

hello_html_d440516.jpg

1.     Изучение новой темы.

Более 20000 видов рыб населяют водоемы земного шара. В соленой воде и в пресной, в высокогорных озерах и на огромных океанских глубинах, в холодных северных и теплых тропических морях - везде мы встречаем многочисленных представителей этой группы позвоночных животных. И хотя все они живут в воде, условия обитания их очень различны. В связи с этим у рыб выработались разнообразные приспособления, которые делают одних непохожими на других и по внешнему виду и по образу жизни.

Рыбы, живущие в толще воды, обычно хорошо плавают. Из узкое тело с сильно развитым хвостом напоминает торпеду или стрелу. Среди морских рыб одно из первых мест по плаванию занимают акулы. Обитающая почти во всех океанах и морях сельдёвая акула может развивать скорость до 50 км/час. А вот рыбы, ведущие донный образ жизни, как,

например, скаты, - пловцы неважные. У скатов плоская форма тела, глаза расположены в верхней части головы, а рот и жабры обращены вниз

Осетровые в своем строении сохранили многие примитивные черты, сближающие их с акулами. Но у них, как у настоящих рыб, есть костные жаберные крышки, покровные кости на голове. Поэтому их называют костно - хрящевыми.

Осетровые оказываются своего рода живыми ископаемыми - уцелевшим остатком очень древнего отряда костно - хрящевых рыб, группы, которая существовала еще в девонский период одновременно с древними хрящевыми рыбами

Работа с раздаточным материалом и учебником.

Обмен информацией

Ребята, а могут рыбы летать?

Летучие рыбы, семейство рыб отряда сарганообразных. Длина тела до 45 см. Грудные плавники расположены высоко, очень длинные и широкие - приспособление к парящему полёту над водой, что является средством спасения от преследующих хищных рыб. Летучие рыбы могут пролетать по воздуху более 100 м и взлетать на высоту до 10 м, иногда падают на палубу кораблей. Обитают главным образом в тропических и субтропических водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Значение рыб?

Они являются важнейшим звеном в цепях питания в пресных и солёных водах. Рыбы потребляют огромное количество живущих в воде растений и беспозвоночных животных, тем самым регулируя их численность. Хищные рыбы охотятся за более мелкими рыбами, нередко за особями своего вида, часто поедают икру и мальков.

Сами рыбы служат пищей для многих животных: морских котиков, дельфинов, тюленей, енотов, медведей, а также птиц: цапель, пеликанов, чаек. Рыб поедают головоногие моллюски, например, кальмары, осьминоги, каракатицы.

Рыба и рыбопродукты играют важную роль в жизни человека. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит основным источником белка. Блюда из рыбы очень вкусные и легко усваиваются организмом. Её употребляют в вареном, жареном, копчёном, солёном или консервированном виде.

Люди занимаются рыболовством с древности. У многих племён оно было основным источником существования. В настоящее время в морях и океанах ежегодно вылавливается около 75 миллионов тонн рыбы, и примерно 9 миллионов тонн в пресных водоёмах.

Рыбы, которые вылавливаются в большом количестве, называются промысловыми. Важнейшее промысловое значение в мире имеют рыбы семейства сельдевых – атлантическая и тихоокеанская сельди, анчоус; тресковых – треска, навага; лососевых– кета, горбуша, сёмга, форель; а также щука, судак, сом, карпЗа прекрасные вкусовые качества особенно ценится мясо осетровых и лососевых рыб. В пищу оно употребляется свежим, солёным, копчёным. Чёрная икра  осетровых и красная икра лососевых – очень ценный питательный продукт. В ней содержится много микроэлементов, минералов (калий, магний, железо), витамины и полный набор аминокислот.

Из печени некоторых видов рыб, например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир. Он содержит большое количество витамина Д.

Плавники и плавательный пузырь осетровых используют для производства клея. Рыбу используют как сырьё для получения корма для сельскохозяйственных животных, технического жира и удобрений.

Ребята, скажите, а запасы рыб вечные?

Нет, поэтому важно вылавливать столько рыбы, чтобы оставшаяся ее часть могла быстро восстановить прежнюю численность. Нельзя вылавливать не подросшую рыбу использовать хищнические способы лова: травление, глушение взрывчатыми веществами.

Необходимо принимать все меры к тому, чтобы водоемы не загрязнялись, нефтепродуктами, сточными водами.

В сохранении и увеличении численности наиболее ценных промысловых рыб большое значение имеют рыбоводные заводы, на которых производят искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков.

 

Закрепление:

1. Чем можно объяснить многообразие рыб в природе?

2. Почему огромное давление на глубине не сплющивает рыб?

3. Почему в реках, протекающих рядом с полями, животноводческими комплексами, может наблюдаться снижение численности рыб? Какие меры необходимо предпринимать, чтобы не допустить этого?

решение биологических задач.

1.Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому регулируют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, например у некоторых видов акул, его нет. Благодаря чему всплывают многие виды акул?

2.Карпа, отличающегося большой плодовитостью и быстрым ростом, разводили еще в Древней Греции. Сегодня это самая распространенная в прудовом хозяйстве рыба. Благодаря каким качествам карпообразным отводится первое место среди «одомашненных» рыб.

Домашнее задание: повторить изученный материал, составить кроссворд


 

Урок по биологии в 7 классе «Надкласс

Урок по биологии в 7 классе «Надкласс

Урок по биологии в 7 классе

Урок по биологии в 7 классе

Ученики: - золотая рыбка. Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде»

Ученики: - золотая рыбка. Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде»

Работа с раздаточным материалом и учебником

Работа с раздаточным материалом и учебником

Из печени некоторых видов рыб , например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир

Из печени некоторых видов рыб , например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир
Скачать файл