Урок биологии в 8 классе. Тема. « Витамины»
Оценка 4.6

Урок биологии в 8 классе. Тема. « Витамины»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
05.04.2020
Урок биологии  в 8 классе. Тема.  « Витамины»
расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе. Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей; сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; на основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
витамины.doc

                                    Урок « Витамины» в 8 классе

Цели  урока: расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе. Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей; сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; на основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для   здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Задачи урока: расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе; развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между   веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать   в детях   способность к логическому мышлению; дать представление учащимся об истории открытия витаминов познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания; показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом; сравнить природные и искусственные витамины; позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность; дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

ХОД УРОКА

Мы изучали на прошлом уроке  обмен веществ и энергии.

  Что такое обмен веществ и энергии?

- Обмен веществ и энергии – один из основных признаков живого.

В процессе пластического обмена организм усваивает вещества и накапливает энергию.

В процессе энергетического обмена органические вещества в организме распадаются с выделением энергии. Процессы пластического и энергетического обмена проходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии.

 Есть вещества, которые тоже влияют на обмен веществ, это витамины.

На доске запись темы – “ВИТАМИНЫ”.

А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?

В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую   группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”

Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни.   Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»

Какая заслуга Н.И. Лунина  и Казимира Функа в изучении витаминов?

В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания,   т.к. практически не образуется в организме.

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно .

Авитаминоз – отсутствие  витаминов в организме.

Гиповитаминоз- недостаток витаминов.

Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Классификация витаминов:

1.    Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

2.    Жирорастворимые – А, D, Е, К.

О  влиянии некоторых витаминов на здоровье .

Витамин А.  ( Ретинол).  жирорастворимый.

По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы).  Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени.

Витамин А входит в состав зрительного пигмента,(родопсин) содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки. 

Значение для организма:

  • Усиливает остроту зрения
  • Укрепляет волосы, эпителий зубов
  • Стимулирует деятельность щитовидной железы.
  • Регулирует процесс образования новых клеток
  • Влияет на рост молодого организма.

Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба.

Может  образовываться из каротина, содержащегося в  помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь  перед ночными бомбардировками  немецких самолётов.

Суточная потребность 0,5-2,5 мг

При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо  растут. Возникает особое  заболевание – «Куринная слепота»- человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит  днём. Что     особенно опасно для водителей . Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.

 А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается  пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.

Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2и до В-12)

Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:

Витамин В 1 ( тиамин)  укрепляет нервы ,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.

Содержится: в орехах,  апельсинах,  хлебе  грубого помола, мясе птицы,  зелени.

Суточная потребность 1, 4-2,4 мг.

 При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей).

Витамин  В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.

Содержится: сое, бананах, в морепродуктах,  картофеле,  моркови, бобовых

Суточная потребность 2,0-2,2 мг.

При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении.

 Витамин В 12( цианокобальтамин)  регулирует кроветворную функцию, работу мозга Усиливает иммунитет,

 участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление.

Содержится: только в продуктах животного происхождения :  печень, почки, яйца, молоко, сыр.

 соя, устрицы.

Суточная потребность 2-5 мкг.

Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются,  появляется недостаток вит В-12. 

При недостатке - злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.

ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота)   водорастворимый).

            Витамин С или аскорбиновая кислота, самый  популярный из витаминов.  Еще в то время, когда        о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а      новые плохо рубцуются.  Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для     заживления ран белка ,который создаёт основу стенок кровеносных сосудов.   При недостатке       витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам.  В последние  время ученые  высказывают предположение,  что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет  к развитию атеросклероза.   Доказано что витамин С  предотвращает образование в организме веществ , способных вызывать развитие раковых заболеваний.

·         Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С.

·         .Оказывает  омолаживающий эффект.

·         Укрепляет соединительную и костные ткани.

·         Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям

·                     Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.

Основной источник этого витамина – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха .  1 стакан  сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки.  А вот яблочного сока надо выпить 5 литров.

Потребность в витамине С велика.  Для детей от 4 – 10 лет 50 – 60мг, а взрослые 60 – 80 мг.  Табачный  дым разрушает витамин, поэтому норма курильщика до 150г.               

Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к  инфекционным  заболеваниям.

 Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С-ЦИНГА,    известная ещё мореплавателям:

 Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. иллюстрирующий цингу.)При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках.

Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.

Витамин Д( кальциферол) (Жирорастворимый)

В значительных количествах содержится в рыбьем жире.   Он может образовываться в организме  человека под влиянием ультрафиолетовых  лучей.   Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора,        образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Содержание в продуктах 

Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле.

Суточная потребность 2,5-10 мкг.

  Отсутствие  витамина Д  вызывает у детей заболевание, называемое рахитом.   Кости рахитичных      детей содержат недостаточно кальция и фосфора.  Это приводит к искривлению костей конечностей,   появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки.  Такие дети восприимчивые к различным заболеваниям.  Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является    употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце. 

По исследованиям ученых оказалось, что  уровень витамина Д у городских жителей, живущих   в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать  авитаминозы, особенно у маленьких детей.

У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи  возникает недостаток инсоляции-  облучение человека солнечными лучами  Ослабляется структура костей, появляются боли в     суставах и костях.

Витамин Е (токоферол ) ( витамин молодости)

« Токоферол» от греческого «деторождение».

Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин  улучшает деятельность половых  клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения.  Очень важен дляь кожи.

Содержится: в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

Суточная потребность 8-15 мг.

При гипофункции  наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость,       злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что  из   эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие  мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название - «Виардо»

Это имя женщины, которая прославилась, тем, что  ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости  оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.

Витамин PP ( никотиновая кислота)

Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения

Содержится в свинине, рыбе, арахисе, помидорах,  петрушке, шиповнике, мяте

Суточная потребность : 9-15 мг.

Проявление гипо- или авитаминоза: пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия).         

              

Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Однако их содержание в пищевых продуктах колеблется , эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, с длительностью хранения овощей и фруктов от момента созревания до употребления в пищу.

Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи.

 

КАК СОХРАНИТЬ ВИТАМИНЫ В ПИЩЕ?

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:

  • стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;
  • не подвергать продукты излишней температурной обработке;
  • при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;
  • использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из нержавеющей стали,  тефлоновую , керамическую, фарфоровую);
  • правильно  хранить продукты  (овощи,  зелень, фрукты  - в холодильнике,  растительное масло -  в темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.) ,  учитывая  сроки  хранения каждого продукта.

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:

При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается.

После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%).

При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.

На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию   ультрафиолетовых лучей.

Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде,   пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах.

Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.

·          «Содержание витаминов в продуктах питания»

Мы с вами теперь знаем какие продукты богаты какими витаминами .

Давайте попробуем обобщить наши знания , выполнив интерактивное задание « в каких продуктах какого витамина больше».

  Важную роль в обеспечении организма витаминами традиционно отводят обогащению рациона свежими овощами и фруктами. Однако их потребление неизбежно имеет сезонные ограничения. Наиболее эффективным методом коррекции витаминной обеспеченности человека является регулярный прием витаминных препаратов.

Витаминные средства- лекарственные препараты, действующими началами которых являются витамины или их аналоги.

Сегодня мы пригласили на наш урок людей, профессии которых связаны непосредственно с витаминами : фармацевта, витаминолога  и косметолога.

Естественные   витамины  –  биологический комплекс, он имеет  особую структуру и естественно связан с       другими веществами.

Но  даже летом и осенью витамины,  содержащиеся в свежих продуктах , не могут обеспечить потребности  организма.

Искусственный  витамин  –  это кристалл , который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина.  Как  правило  лишь небольшая часть принимает          структуру  природного витамина,   «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению.

КАК  ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ВИТАМИНЫ.

Приём витаминов должен вестись  с учётом пола ,  возраста,  общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача

ВСЕ ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ИЛИ ПОСЛЕ ЕДЫ,   так они лучше всасываются  в желудке и тонкой кишке.

       ВСЕ ВИТАМИНЫ делятся на  МОНОВИТАМИНЫ -  содержат только один какой - то витамин-(например  только А) и ПОЛИВИТАМИНЫ- содержат несколько групп + мин.  соли.   ( показать на выставке)                                                                                                                                                                               ВСЕ ПОЛИВИТАМИНЫ ЛУЧШЕ НЕРАЗЖЁВЫВАТЬ, А ГЛОТАТЬ, ЗАПИВАЯ ВОДОЙ, а вот  таблетки аскорбиновой  кислоты  с глюкозой можно сосать.                                                                                                      В  зимнее  -  весенний  период,   когда рацион беден овощами и фруктами, даже практически здоровым людям желательно принимать препараты, содержащие аскорбиновую кислоту. - до 70милигр. в сутки.

Людям среднего  и пожилого  возраста назначают  - УНДЕВИТ .Беременным и кормящим   - ГЕНДЕВИТ ( он содержит вит. D)

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО  витаминные препараты,  принятые в избытке могут вызвать  ОТРАВЛЕНИЕ  в организме.

ДЕТЯМ НЕ РАЗРЕШАЙТЕ  ЕСТЬ  ВИТАМИНЫ  КАК  ЛАКОМСТВО.  ПРИНИМАЙТЕ  ВИТАМИНЫ  ТОЛЬКО ПО      УКАЗАНЫМ  ДОЗАМ!

Что  мешает усвоению витаминов:

Алкоголь   – разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

Никотин   -  разрушает витамины А,  С, Е,  селен.

Кофеин  –  убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

Аспирин  –  уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

Антибиотики  –  разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

Снотворные средства   –  затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Кремы . Что значит каждый витамин для кожи?

Витамин А. Ускоряет отшелушивание отмерших роговых клеток, делает кожу более гладкой и эластичной.  Этот витамин особенно необходим сухой коже.

Витамин Е.  Является антиоксидантом, т.е. препятствует окислительным процессам, ведущим к преждевременному старению, и нейтрализует так называемые свободны  радикалы-               агрессивные компоненты окружающей среды. Витамин Е обладает высокой проникающей способностью и без  особых трудностей достигает глубоких слоев кожи. Косметические                 средства с этим витамином   способствуют увлажнению кожи и являются легким фильтром ультрафиолетовых лучей.

Витамин С.  Самый дефицитный для кожи, т. к. снабжение им ухудшается вследствие                   физических и психических стрессов. Он играет важную роль в образовании коллагена и             укреплении  кожной ткани. Недостаток витамина С,  приводит к преждевременному                        старению и высыханию кожи.

Витамин К. Сдерживает развитие воспаления, уменьшает отеки. Часто препараты с                                       этим  витамином используют для наружного лечения  кожных пигментации.

Витамин F. Содержится в основном в растительных маслах. Недостаток его приводит к                    шелушению кожи. Особенно  эффективен  для возрастной, увядающей кожи.

Выступление витаминолога « Мифы о витаминах».

Миф № 1: «Все потребности в витаминах можно обеспечить за счет полноценного рациона питания».

Даже при тщательно сбалансированном питании дефицит большинства витаминов в рационе может   достигать 30%.

Потребность в витаминах повышается в период роста организма, во время беременности и кормления грудью,       во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке (например, при занятиях спортом),    при выполнении работ, требующих большого нервно-эмоционального напряжения, а также при длительном пребывании не холоде; усвоение витаминов ухудшается в пожилом возрасте.

Миф № 2: «Витаминами можно запастись впрок».

Ни один витамин не в состоянии выполнять физиологические функции, присущие другим веществам этой группы. Именно поэтому для обеспечения адекватного витаминного статуса необходим регулярный (продолжительный) прием соответствующих поливитаминных комплексов, обеспечивающих детей и взрослых этими   веществами в необходимых количествах.

Миф № 3: «Витамины нужны только маленьким детям и больным».

Витамины необходимы всем возрастным категориям населения.

Миф № 4: «Витамины нужны только зимой».

В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении примерно           6-9 месяцев в году, хотя  американские  витаминологи  считают необходимым пользоваться ими круглогодично.

Миф № 5: «Витамин С защищает от гриппа».

Доказанной противовирусной активностью аскорбиновая кислота не обладает. Справедливости ради следует отметить, что лица с дефицитом витамина С в большей степени подвержены риску заболеть гриппом.

 Назначение повышенных (но не многократно) доз аскорбиновой кислоты в период заболевания или после выздоровления — общепризнанная мера.

Миф № 6: «Натуральные витамины лучше синтетических».

В стремлении обеспечить организм экологически чистыми препаратами многие склонны тратить неоправданно большие средства на покупку препаратов, содержащих витамины естественного происхождения (вытяжки из растительных плодов и т.д.). Витамины, являющиеся продуктом химического синтеза, отличаются высокой  степенью очищенности и качества. По биологической ценности синтетические витамины не уступают     натуральным веществам этого класса. Стоимость же синтетических витаминов значительно ниже.»

Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знаете какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в  нашем организме, давайте попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста « Есть ли у вас авитаминоз».

  • Тест «Есть ли у меня авитаминоз» (презентация)

1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?                           А – да   Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?                  А – да   Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года.        А – да   Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?                    А – да  Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?                  А – да  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?                                              А – да  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?                         А – да  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?                  А – да  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?                                                                  А – да  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?                                                    А – да  Б – нет

  • Результаты теста.

За каждый ответ «А - Да » - 1 балл,

за каждый ответ «Б - Нет » - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас  следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод  налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ   жизни

  • Д.З. стр. 166-169, вопросы, записи в тетради, заполнить таблицу:

Характеристика  витаминов

Витамин  (буква  и  название)

Функция

Основные  источники

Авитаминоз, гиповитаминоз

А__________

 

 

 

В1__________

 

 

 

В6__________

 

 

 

РР__________

 

 

 

С___________

 

 

 

D____________

 

 

 

Домашнее задание. Параграф 37, вопросы, витамины.

 

 


Урок « Витамины» в 8 классе

Урок « Витамины» в 8 классе

Усиливает остроту зрения

Усиливает остроту зрения

Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям

Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:

Витамин Е . Является антиоксидантом, т

Витамин Е . Является антиоксидантом, т

Б - Нет » - 0 баллов 0 баллов

Б - Нет » - 0 баллов 0 баллов

Урок биологии в 8 классе. Тема. « Витамины»

Урок биологии  в 8 классе. Тема.  « Витамины»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020