Урок биологии в 9 классе. Тема. Движущие силы эволюции. Борьба за существование

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научить правильно определять формы борьбы за существование.3. Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.4. Формировать умение сравнивать, наблюдать и делать выводы.5. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Иконка файла материала борьба за существование.doc

Урок биологии в 9 классе. Тема. Движущие силы эволюции. Борьба за существование

Задачи урока:1. Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование.

2. Научить правильно определять формы борьбы за существование.3. Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.4. Формировать умение сравнивать, наблюдать и делать выводы.5. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Ход урока.

1. Организация учащихся. Сообщение темы и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

1.  Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.

2. Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

3. Изучение нового материала.

Формы борьбы за существование

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Результат борьбы

Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

Примеры

-Борьба за территорию;

-Состязание за добычу;

-Внутривидовой каннибализм;

-Борьба за главенство в стае;

-Борьба за обладание самкой

 

-Вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской;

-Конкуренция между серой и чёрной крысами;

-Конкуренция за свет между елью и берёзой;

-Паразитизм;

-Вытеснение куницей-харзой соболя из его привычных мест обитания.

-Сезонная линька;

-Летняя и зимняя спячка;

-Сезонные перелёты и кочёвки птиц;

-Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;

-Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.

 

4.Закрепление знаний.

1.Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

А – Внутривидовая борьба

Б – Межвидовая борьба

В – Борьба с неблагоприятными    условиями среды

Причины гибели особей одуванчика:

1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

2-плодами питаются многие птицы;

3-всходами питаются травоядные животные;

4-одуванчики  топчут люди;

5- растения затемняют пырей, крапива;

6-сами одуванчики вытесняют друг друга;

7-семена погибают на скалах, в пустыне;

8-семена не прорастают от недостатка влаги;

9-растения гибнут от сильных морозов;

10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Ответы:

А – 6;

Б – 1, 2, 3, 5, 10;

В – 7, 8, 9.

2.Ответьте на вопросы:

а) В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

б) Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

5.Подведение итогов урока.

Движущие силы эволюции:

Наследственная изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Результатом борьбы за существование является естественный отбор.

6. Домашнее задание.

Параграф 7.4-7.6, ответить на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Борьба за существование, проявляющаяся в форме конкуренции за пищу или иные ресурсы или в форме одностороннего использования одного вида другим.

2. Явление, приводящее к разрыву популяции по определённому признаку.

3. Особи, обладающие свойствами, повышающими их шансы в борьбе за жизнь.

4. Отбор, направленный на поддержание уже существующих фенотипов.

5. Факторы неживой природы, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на эволюцию живого.

6. Биологическое приспособление организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции.

7. Отбор, приводящий к возникновению в пределах популяции групп особей, различающихся по каким-либо признакам (окраске, поведению, пространству и пр.).

8. Отбор, способствующий изменениям организма.

9. Отбор, характеризующийся как избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции.

10. Борьба между особями одного вида.

1. Борьба за существование, проявляющаяся в форме конкуренции за пищу или иные ресурсы или в форме одностороннего использования одного вида другим.

2. Явление, приводящее к разрыву популяции по определённому признаку.

3. Особи, обладающие свойствами, повышающими их шансы в борьбе за жизнь.

4. Отбор, направленный на поддержание уже существующих фенотипов.

5. Факторы неживой природы, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на эволюцию живого.

6. Биологическое приспособление организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции.

7. Отбор, приводящий к возникновению в пределах популяции групп особей, различающихся по каким-либо признакам (окраске, поведению, пространству и пр.).

8. Отбор, способствующий изменениям организма.

9. Отбор, характеризующийся как избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции.

10. Борьба между особями одного вида.