|
Для учащихся 11 – 14 лет |
|
Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения» |
|
Кузнецова Светлана Николаевна |
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Ейска |
|
353660, Краснодарский край, г. Ейск, поселок Краснофлотский, ул. Центральная,1 |
|
lana21-12@yandex.ru, тел. 8(928)8409635 |
Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников; рассказать об истории благотворительности и меценатства; вырабатывать активную жизненную позицию.
Методические приемы: самостоятельная работа, обобщение изученного материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдение над текстом.
Оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс», М. «Просвещение», 2008г. под ред.
С.А. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др., мультимедийные слайды, раздаточный материал (лабораторные листы), словари.
Домашнее задание предыдущего урока: написать мини-сочинение на одну из тем: «Добро», «Милосердие», «Счастье», - используя в нем односоставные предложения.
Технологии: сотрудничество «учитель – ученик», элементы критического мышления.
Формы работ: коллективная, парная, самостоятельная.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Душа, чело и вечность…
Прислушайтесь к словам.
В них слово человечность
Не слышится ли вам?
Я. Козловский.
I. Вступительное слово учителя.
- Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. А что еще вам слышится в этих словах?
(Звучат ответы учащихся)
- Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и поговорим о таких красивых и нужных в наше время словах как «меценатство» и «благотворительность». Они воскрешают в памяти такие понятия как благородство, щедрость, широта натуры, образованность, любовь к Родине (Третьяковская галерея, Московский художественный театр, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых, Театральный музей А.А. Бахрушина…). А еще – любовь к людям, сострадание (приют, богадельня, больница, церковь).
II. Проверка домашнего задания.
- Но сначала проверим домашнее задание. Дома вы должны были написать мини-сочинение на одну из тем: «Добро», «Милосердие», «Счастье», - используя в нем односоставные предложения. (Зачитываются работы, в которых учащиеся определяют типы односоставных предложений).
- Какие типы односоставных предложений были использованы в сочинениях?
III. Фронтальный опрос.
- Используя таблицу упр. 248, расскажите, какие бывают односоставные предложения и чем они отличаются от двусоставных.
- Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?
- Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения? А чем они различаются?
IV. Лингвистическая разминка.
- Спишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.
1) При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. (русс.)
2) Добрый и честный человек – сила нашего сердца. (тадж.)
3) Кто доброе творит, того зло не вредит. (русс.)
4) Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)
5) Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (яп.)
6) Чем беднее, тем щедрее. (русс.)
7) Друг друга поддерживать – победу одерживать. (русс.)
8) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (русс.)
- Вспомните, что такое пословица. (Пословица – краткое мудрое народное изречение, которое является всегда законченным предложением, суждением. Пословица содержит поучительный смысл.)
- Как вы понимаете эти пословицы? Раскрыть смысл пословиц (устно).
V. Закрепление темы «Односоставные предложения».
1. Работа со словарем.
Запишите слова: меценат, благотворительность. Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении этих слов. Дайте лексическое толкование этих слов. Составьте предложения, в которые входили бы эти слова, используя составные глагольные и составные именные сказуемые.
- Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.
2. Сообщение о Гае Цильнии Меценате. (Сообщение делает подготовленный заранее учащийся.) (Приложение №1)
- Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.
- История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.
Но всякий ли богатый человек может быть покровителем искусства? Конечно, нет. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь. Дающий деньги - это еще не меценат.
Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, - не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.
Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.
3. Комплексный анализ текста.
(1) Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.
(4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.
(7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …
( По Д. Лихачеву.)
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.
3. Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.
VI. Подведение итога урока.
И подвести черту нашему разговору о меценатстве и благотворительности мне хотелось бы необычным способом: составлением синквейна – пятистишия. Посмотрите на алгоритм написания синквейна. В основе должна быть главная мысль, идея, выраженная одним словом. (Демонстрация слайда. Работа в тетрадях.)
- Вы уже поняли, что в первой строке нашего синквейна должно находиться ключевое слово. Попробуйте составить синквейн, начав со слова «благотворитель» или «меценатство» (самостоятельная работа в парах).
Озвучивание работ желающими.
Вариант учителя. (Приложение № 2)
Домашнее задание: Напишите на основе текста Д. Лихачева сочинение объемом 1 стр., в котором выразите свое отношение к поставленной в тексте проблеме. Подготовить сообщение, презентацию об одном из меценатов.
Лабораторный лист
Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Душа, чело и вечность…
Прислушайтесь к словам.
В них слово человечность
Не слышится ли вам?
Я. Козловский.
1. Работа с таблицей.
Используя таблицу, расскажите, какие бывают односоставные предложения и чем они отличаются от двусоставных. Чем отличаются назывные предложения от других односоставных? Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения? А чем они различаются?
2. Спишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.
1) При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. (русс.)
2) Добрый и честный человек – сила нашего сердца. (тадж.)
3) Кто доброе творит, того зло не вредит. (русс.)
4) Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)
5) Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (яп.)
6) Чем беднее, тем щедрее. (русс.)
7) Друг друга поддерживать – победу одерживать. (русс.)
8) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (русс.)
3. Словарь.
Пословица__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Меценат___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Благотворитель_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Комплексный анализ текста.
(1) Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.
(4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.
(7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …
( По Д. Лихачеву.)
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.
3. Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.
4. Синквейн.
Меценатство
_________________, __________________
_________________, __________________, ___________________
_________________ __________________ ___________________ ____________________
_________________
Благотворитель
_________________, __________________
_________________, __________________, ___________________
_________________ __________________ ___________________ ____________________
_________________
Приложение №1
Сообщение о Гае Цильнии Меценате.
Первого из
известных истории меценатов звали... Меценат. Таково было его имя - Гай
Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие
покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя
впоследствии стало нарицательным. Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана - будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помог ему взойти на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Фактически
занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным
императора, он никогда не имел никакой государственной должности. При этом не
заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались
или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело
было... в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже
давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего
гнева, к которым правитель был склонен. Создав литературный кружок, Меценат сумел установить в нем доброжелательную атмосферу, послужившую основой дружбы участников. По их многочисленным свидетельствам, там не наблюдалось ни чрезмерного честолюбия, ни зависти, ни прочих низменных проявлений. В общем,
союз был удивительный, редкостный для мира искусства. Но может быть, этот
патриций обладал не только редким чутьем на дарования, что признавалось
современниками, но и воспринимал их лишь в сочетании с высокой духовностью?! |
Приложение № 2.
Благотворитель
Добросердечный, щедрый
Помогает, сострадает, заботится
Благотворитель не ждет награды
Сострадание
Меценатство
Щедрое, интеллигентное
Покровительствует, сберегает, дорожит
Заботится о процветании Родины
Патриотизм
Список использованной литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.