"Урок благотворительности"
Оценка 4.7

"Урок благотворительности"

Оценка 4.7
doc
11.02.2020
"Урок благотворительности"
Урок благотворительности.doc

 

  1. Возрастная категория

Для учащихся 11 – 14 лет

  1. Название урока

Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»

  1. Ф.И.О. автора

Кузнецова Светлана Николаевна

  1. Полное название организации, в которой работает заявитель

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Ейска

  1. Адрес организации

353660, Краснодарский край, г. Ейск, поселок Краснофлотский, ул. Центральная,1

  1. Электронная почта и телефон автора

lana21-12@yandex.ru,   тел. 8(928)8409635


 Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников; рассказать об истории благотворительности и меценатства; вырабатывать активную жизненную позицию.

  Методические приемы: самостоятельная работа, обобщение изученного материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдение над текстом.

  Оборудование:  учебник «Русский язык. 8 класс», М. «Просвещение», 2008г. под ред.

С.А. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др., мультимедийные слайды, раздаточный материал (лабораторные листы), словари.

  Домашнее задание предыдущего урока: написать мини-сочинение на одну из тем: «Добро», «Милосердие», «Счастье», - используя в нем односоставные предложения.

  Технологии: сотрудничество «учитель – ученик», элементы критического мышления.

  Формы работ: коллективная, парная, самостоятельная.

  Тип урока: комбинированный

 

Ход урока

Душа, чело и вечность…

Прислушайтесь к словам.

В них слово человечность

Не слышится ли вам?

                     Я. Козловский.

 

I.                   Вступительное слово учителя.

- Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. А что еще вам слышится в этих словах?

(Звучат ответы учащихся)

- Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и поговорим о таких красивых и нужных в наше время словах как «меценатство» и «благотворительность». Они воскрешают в памяти такие понятия как благородство, щедрость, широта натуры, образованность, любовь к Родине (Третьяковская галерея, Московский художественный театр, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых, Театральный музей А.А. Бахрушина…). А еще – любовь к людям, сострадание (приют, богадельня, больница, церковь).

II. Проверка домашнего задания.

- Но сначала проверим домашнее задание. Дома вы должны были написать мини-сочинение на одну из тем: «Добро», «Милосердие», «Счастье», - используя в нем односоставные предложения. (Зачитываются работы, в которых учащиеся определяют типы односоставных предложений).

-  Какие типы односоставных предложений были использованы в сочинениях?

III. Фронтальный опрос.

- Используя таблицу упр. 248, расскажите, какие бывают односоставные предложения и чем они отличаются от двусоставных.

- Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?

- Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения? А чем они различаются?

IV. Лингвистическая разминка.

- Спишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.

1)      При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. (русс.)

2)      Добрый и честный человек – сила нашего сердца. (тадж.)

3)      Кто доброе творит, того зло не вредит. (русс.)

4)      Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)

5)      Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (яп.)

6)      Чем беднее, тем щедрее. (русс.)

7)      Друг друга поддерживать – победу одерживать. (русс.)

8)      Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (русс.)

- Вспомните, что такое пословица. (Пословица – краткое мудрое народное изречение, которое является всегда законченным предложением, суждением. Пословица содержит поучительный смысл.)

- Как вы понимаете эти пословицы? Раскрыть смысл пословиц (устно).

V. Закрепление темы «Односоставные предложения».

1.      Работа со словарем.

  Запишите слова: меценат, благотворительность. Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении этих слов. Дайте лексическое толкование этих слов. Составьте предложения, в которые входили бы эти слова, используя составные глагольные и составные именные сказуемые.

- Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

2.                  Сообщение о Гае Цильнии Меценате. (Сообщение делает подготовленный заранее учащийся.) (Приложение №1)

-   Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.

-  История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. 
  Но всякий ли  богатый человек  может  быть  покровителем  искусства? Конечно, нет.  Только  человек,  который  имеет  собственное  мнение,  достоин   называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и  верит,  что  другие  их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить,  деньгами его не купишь. Дающий деньги - это  еще  не меценат.  
  Сегодня  в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые,  чтобы  создавать картинные галереи, - не знаю, но все же материальная основа  для  возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Лучшие   из   современных   предпринимателей   понимают,   что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса.  Они  начинают создавать галереи, полагаясь на своих  консультантов.  К  сожалению,  у  нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой,  какой была среда старообрядческая.
       Меценатами не рождаются, ими становятся.  И  я  думаю,  что  нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде  всего  потратить  силы  и средства на то, чтобы восстановить созданное их  предшественниками  сто  лет назад.

3.      Комплексный анализ текста.

(1)          Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.

  (4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.

  (7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …

( По Д. Лихачеву.)

1.      Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2.      Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.

3.      Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.

VI. Подведение итога урока.

 И подвести черту нашему разговору о меценатстве и благотворительности мне  хотелось бы необычным способом: составлением синквейна – пятистишия. Посмотрите на алгоритм написания синквейна. В основе должна быть главная мысль, идея, выраженная одним словом. (Демонстрация слайда. Работа в тетрадях.)

- Вы уже поняли, что в первой строке нашего синквейна должно находиться ключевое слово. Попробуйте составить синквейн, начав со слова «благотворитель» или «меценатство» (самостоятельная работа в парах).

  Озвучивание работ желающими.

  Вариант учителя. (Приложение № 2)

Домашнее задание: Напишите на основе текста Д. Лихачева сочинение объемом 1 стр., в котором выразите свое отношение к поставленной в тексте проблеме. Подготовить сообщение, презентацию об одном из меценатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторный лист

Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».

 

 

Душа, чело и вечность…

Прислушайтесь к словам.

В них слово человечность

Не слышится ли вам?

Я. Козловский.

 

1.      Работа с таблицей.

 Используя таблицу, расскажите, какие бывают односоставные предложения и чем они отличаются от двусоставных. Чем отличаются назывные предложения от других односоставных? Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения? А чем они различаются?

 

 

 

2. Спишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.

1)      При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. (русс.)

2)      Добрый и честный человек – сила нашего сердца. (тадж.)

3)      Кто доброе творит, того зло не вредит. (русс.)

4)      Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)

5)      Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (яп.)

6)      Чем беднее, тем щедрее. (русс.)

7)      Друг друга поддерживать – победу одерживать. (русс.)

8)      Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (русс.)

3. Словарь.

Пословица__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Меценат___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Благотворитель_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Комплексный анализ текста.

(1) Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.

  (4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.

  (7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …

( По Д. Лихачеву.)

1.      Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2.      Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.

3.       Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.

4.      Синквейн.

 

Меценатство

_________________,    __________________

_________________,    __________________,    ___________________

_________________   __________________   ___________________   ____________________

_________________

 

Благотворитель

_________________,    __________________

_________________,    __________________,    ___________________

_________________    __________________    ___________________   ____________________

_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Сообщение о Гае Цильнии Меценате.

 Первого из известных истории меценатов звали... Меценат. Таково было его имя - Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.
  Родился Меценат между 74 - 64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия - нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

  Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана - будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помог ему взойти на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам.    

  Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда не имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было... в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.
  Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены - участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.
  У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

  Создав литературный кружок, Меценат сумел установить в нем доброжелательную атмосферу, послужившую основой дружбы участников. По их многочисленным свидетельствам, там не наблюдалось ни чрезмерного честолюбия, ни зависти, ни прочих низменных проявлений.

  В общем, союз был удивительный, редкостный для мира искусства. Но может быть, этот патриций обладал не только редким чутьем на дарования, что признавалось современниками, но и воспринимал их лишь в сочетании с высокой духовностью?!
  А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье... Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.
  Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.
  Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца). Начало формыА имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.

 

Приложение № 2.

Благотворитель

Добросердечный, щедрый

Помогает, сострадает, заботится

Благотворитель не ждет награды

Сострадание

 

Меценатство

Щедрое, интеллигентное

Покровительствует, сберегает, дорожит

Заботится о процветании Родины

Патриотизм

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Русский язык. 8 класс», М. «Просвещение», 2008г. под ред. С.А. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.
  2. Сборник диктантов по русскому языку, 5 – 9 классы, М. «Просвещение», 2005, Г.А. Богданова.

  3. Скачано с www.znanio.ru

Возрастная категория Для учащихся 11 – 14 лет

Возрастная категория Для учащихся 11 – 14 лет

Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников; рассказать об истории благотворительности и меценатства; вырабатывать активную жизненную позицию

Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников; рассказать об истории благотворительности и меценатства; вырабатывать активную жизненную позицию

Зачитываются работы, в которых учащиеся определяют типы односоставных предложений)

Зачитываются работы, в которых учащиеся определяют типы односоставных предложений)

Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали

Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали

Если же жить для других то другие

Если же жить для других то другие

Лабораторный лист Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Лабораторный лист Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения»

При сытости помни голод, а при богатстве – убожество

При сытости помни голод, а при богатстве – убожество

Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение

Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение

Приложение №1 Сообщение о Гае

Приложение №1 Сообщение о Гае

Первого из известных истории меценатов звали

Первого из известных истории меценатов звали

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020