Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Урок обучения чтению и письму (чтение)
проведённый в 1- Г классе
Сотрудничество: учащиеся 1 «Г» класса,
учитель:
Павина А.В.
2012-2013 учебный год
Тема: Буквы Я, я.
Цели: Познакомить с буквами Я, я.
Задачи: развивать умения классифицировать гласные буквы и звуки;
- воспитывать позитивное отношение к чтению;
- учить чтению слов с буквой я.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Вызов |
1. Деятельность учителя, направленная на вызов у уч-ся уже имеющихся знаний:
- Назовите гласные, которые мы уже изучили.
- Назовите гласные, которые смягчают предыдущие согласные.
2. Активизация деятельности учащихся:
- Всегда ли гласные выполняют функцию смягчения согласных?
- В этом случае, все ли из этих гласных имеют 2 звука?
3. Мотивизация к дальнейшей работе:
- К какой сказке можно отнести данные иллюстрации? - Прочитайте отрывок из сказки.
б) Словарная работа по готовым схемам:
- Кто из вас встречал слово раньше? Что оно означает?
- В каких сказках вы встречали бабу Ягу?
- Знаете ли вы, почему её зовут «ЯГА»?
- Оказывается, что слово «Яга» произошло от древнего русского слова ягать, что означает ругаться, кричать.
- Почему мы сегодня говорим об этой старушке?
- Назовите предметы, изображённые на голубой полосе учебника рядом с бабой Ягой.
- Что объединяет эти слова?
Выстраивает кластер
|
Фронтальная беседа
а о у ы э я ё ю и е
е ю и ё я
- Нет, не всегда. Когда стоят в начале слова и после гласных, то в произношении мы слышим 2 звука: й у
- Нет. Буква и имеет один звук. - Он служит для смягчения согласных звуков.
( На интерактивной доске высвечиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Читающий ребёнок читает отрывок)
В избушке старая баба Яга прядёт кудель.А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
(на слайде появляются готовые схемы)
Кудель – волокнистая часть льна, из которой получается нить.
- она появляется во всех волшебных сказках.
- Я так думаю, потому, что она страшная. - Я смею предположить, что она злая. - и она всегда громко говорит.
Ягать - ругаться, кричать.
Дети пытаются выделить тему урока: - Да потому, что её имя начинается с буквы Я. Мы её сегодня будем изучать.
Ящерица, яхта.
- Они начинаются с буквы Я
|
||||||||||||||
Осмысление содержания |
1. Знаково – символическое моделирование:
- Отгадайте загадку: чем больше берёшь, тем больше она становится.
- Сколько в этом слове слогов?
- Назовите первый слог. Сколько звуков вы слышите при произношении. Какие?
- Назовите второй слог. Сколько звуков вы слышите при произношении. Какие?
2. Бортовой журнал
- Прочитайте слова в столбиках и выделите изученный материал и то, что вы только что узнали.
(ответы фиксирует в кластере)
3. Проблемный вопрос. - Есть ли в нашем классе дети, чьи имена имеют букву я? - Яна, какую функцию выполняет буква я в твоём слове? - Женя, что ты можешь сказать о своей букве? - Какую функцию может выполнять ещё буква я? (ответы фиксирует в кластере)
4. Актуализация ранее изученного. Связь с новым материалом.
а) Прочитайте стихотворение – диалог.
- Какое слово повторяется несколько раз? - Что вы можете сказать о нём?
б) Чтение текста с остановками.
Когда – то давно я учил одну девочку читать. И вот однажды, как всегда перед чтением, она поёрзала на стуле, вздохнула и бегло прочитала:
- Чему автор учил девочку? - О чём нам говорят слова «поёрзала, вздохнула, бегло прочитала?»
- Я правильно тебя поняла, что ты хотел сказать, что ей не нравилось это занятие?
- У кого – то есть другое мнение?
- Тыкову дали тыблоко! От удивления я даже на стуле подпрыгнул. - Какому Тыкову? Какое тыблоко?
- Почему удивился автор?
- Каким словом он выразил своё удивление?
Посмотрел я в букварь, а там чёрным по белому написано…
- Как вы думаете, какие слова мог увидеть автор в букваре?
- Почему вы так решили?
в) Стилистическая работа.
- Прочитайте текст и отметьте непонятные слова или выражения.
- Подумайте, можем ли мы заменить это слово другим?
- Отметьте побудительные предложения.
|
- Яма. Когда роешь ямку, то она становится глубже.
- 2 слога, так как оно имеет две гласные: я, а
- Первый слог – я. При произношении он имеет 2 звука: й – мягкий согласный, а - гласный.
- Во втором слоге тоже 2 звука: м – твёрдый согласный, а – гласный.
Выстраивают схему слова:
Яша Яна ясли яблоки Яков яма ядра яблони
Работа в парах
- Яна. - Коля, Женя, Витя, Надя.
- Она стоит в начале слова и имеет 2 звука.
- Она не имеет 2 звука.
- Она служит для смягчения согласных.
Работа в парах
Чтение по ролям: - Я иду с миской! - А я иду с Мишкой! - Я – за малиной! - А я – за Мариной!
- Слово Я.
- Оно состоит из одной буквы, но имеет два звука. - Оно указывает на себя.
- Он учил её читать.
- Ей было неинтересно.
- Да. Она не любила читать.
- Ей было тяжело соединять буквы.
- Он не понял, о чём речь.
- Подпрыгнул (на стуле)
- Якову, яблоко.
-Она заменила слог я слогом ты.
А) Самостоятельное чтение
- Поёрзала.
- Слегка повращалась, покрутилась…
Б) Выразительное чтение рассказа.
|
||||||||||||||
Рефлексия |
Возвращение на стадию вызова
Работа с кластером:
- Назовите букву, с которой мы сегодня познакомились.
- Что мы можем сказать о ней?
- Что бы вы хотели узнать подробнее? |
- Я
1) Она имеет 2 звука, когда стоит в начале слова и после гласных. 2) Если стоит после согласных, то смягчает согласные.
- Эта буква гласная
- Найти и прочитать рассказ полностью. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.