Урок чтения и развития речи в 6 классе «Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Урок чтения и развития речи в 6 классе «Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
docx
05.05.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

набоков дождь.docx

Открытый урок в 6 классе

 

ГОУ ЯО « Рыбинской школы-интерната №1» 16.05.2017г.

 

Тип урока – урок развития речи.

 

Тема урока: «В. Набоков Дождь пролетел…». Работа над выразительностью чтению и обучение способам запоминания стихотворного текста.

Цели:

 

-образовательная: Формирование и совершенствование навыка выразительного чтения стихотворного текста, умения работать с текстом; расширение знаний учащихся об окружающем мире; Запоминание текста.

-коррекционно-развивающая: Коррекция и развитие связной устной речи, коррекция памяти через усвоение способов запоминания стихотворения.

-воспитательная: Воспитание чувства любви к природе, родному краю.

 

Оборудование: планшет с кармашками, карточки со словами и словосочетаниями для словарной работы, картина Н.Г. Крымова «После дождя», цветные фотографии (иволга, рябина, жимолость, ива), букетик из веточек жимолости.

Ход урока.

 

I.                    Организационный момент.Настрой учащихся на работу, организация внимания.

II.                 Проверка домашнего задания. (стр. 204, объяснить народные пословицы) Апрель тёплый, май холодный – год хлебородный.

Холодный май – золотой урожай. (Трудно вырастишь - дорого ценишь). Коли в мае дождь, будет и рожь.

III.             Беседа по картине Н.Г. Крымова «После дождя».

-Вступление учителя о приближающемся лете.

- Устные рассказы детей по картине Н.Г. Крымова «После дождя».

-Какое настроение создаёт картина?

-Как вы думаете, почему художник использовал такие чистые, без полутонов, краски? Удалось ли художнику передать ощущение свежести, влажности, чистоты после дождя? Как? ( Влажный блеск, капельки, неяркий свет солнца, радуга).

-Был ли дождь продолжительным или он был коротким? Почему вы так думаете?

IV.    Лингвистическая минутка. (Работа с планшетом). Сравните два предложения.

Дождь начался и быстро прошёл.        Дождь пролетел и сгорел на лету.

-   Которое из этих предложений более поэтичное и больше подошло бы к этой картине? (с планшета снять первое предложение).


Сравните ещё два предложения.

Воздух живителен, влажен, душист.    Воздух стал влажным, пахучим.

-Какое из предложений выбрал бы поэт? (с планшета снять второе предложение).

V.     Объявление темы урока.

После дождя даже растения радуются чистоте и свежести, издают нежные запахи, словно ожили, и нам тоже хочется радоваться и жить. Именно в один из таких весенних дней русский поэт Владимир Набоков написал своё стихотворение «Дождь пролетел…».

VI.  Знакомство со стихотворением В.Набокова «Дождь пролетел…». (Учитель читает стихотворение, стоя у картины Н.Г.Крымова).

-   Понравилось ли вам стихотворение?

 

-   Какое настроение создаёт это стихотворение?

 

-   О чём рассказал нам автор? (о дожде, о румяной дорожке, об иволгах, о рябине в цвету, о душистом воздухе). По ходу ответов детей учитель вывешивает на доску фотографии иволги, рябины в цвету, ивы в серёжках, жимолости. Показывает букетики этих растений, дать рассмотреть веточку жимолости.

VII.    Физкультминутка.

 

Вверх руки подняли и покачали- Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят.

Низко поклонимся, «Здравствуйте»,-скажем- Милости просим в наш сад!

 

VIII.     Работа над содержанием.(стр. 203).

1.      Чтение хором вместе с учителем с целью создания радостного настроения при чтении.

2.      Чтение учеником с целью словарной работы. На планшет выставить слова: Сгорел на лету

По румяной дорожке Иволги свищут

Живителен - лечебный, целебный Душист(ый)

Благоухает – ароматно пахнет

И с кончика жемчуг роняет – показать жемчужные бусы, бусинка похожа на капельку.

3.      Чтение учеником с целью определения логических ударений.

 

IX.  Работа над заучиванием стихотворения.(Учитель поворачивает классную доску, на доске запись)

Дождь … … на лету Иду по … дорожке


Иволги …, рябины …, Белеют на ивах … .

Воздух    …, …, … , Как … благоухает! Кончиком …лист

И с    … жемчуг роняет.

1.      -Как сказано о дожде? –Какого цвета дорожка? –Что делают иволги? – Какими увидел автор рябины? – Что белеет на ивах? – Чем восхитился автор? – Как ведёт себя отяжелевший от влаги лист?

2.      Воспроизведение содержания по опорным словам (хором и индивидуально).

3.      Воспроизведение по начальным словам каждой строчки (Хором и индивидуально).

4.      Воспроизведение по первым буквам каждой строчки стихотворения.

 

X.   Работа над заучиванием с помощью рисования.

 

1.        Дети читают стихотворение по предложению, предлагают учителю, что изобразить на доске. В результате коллективного творчества на доске учитель  рисует цветными мелками весёлую тучку с капельками дождя, не долетающими до земли. Солнышко, своими лучами не дающее капелькам  долететь до земли. Дорожка в розовых камушках, по которой весело шагает человечек , весело  размахивающий зонтиком.  Позади человечка дерево (рябина), на ветках птички с раскрытыми клювиками и нотками возле них (свищут) , куст ивы. Перед человечком кустик жимолости, над ним ореол аромата, распространившийся до лица человечка. Один листик наклонился . На нём висят жемчужные бусы. ( Рисунок не требует профессионального исполнения, рисовать надо быстро, условно, с бодрым комментарием).

2.    Хором, глядя на рисунок, воспроизведение стихотворения ( с учителем и без его помощи).

3.Индивидуальное воспроизведение стихотворения учащимися.

 

4.  Конкурсное чтение стихотворения на фоне картины Н.Крымова «После дождя».

 

XI.  Заключительное слово учителя.

 

Краски, звуки, запахи – всё это наполняет небольшое стихотворениен яркостью, эмоциональностью. Автор в нескольких строчках не только образно и зримо сумел передать картину весеннего дождя, но и передал состояние тепла, весенней свежести, радости жизни.

XI.     Подведение итогов урока:

 

Чему мы учились? Достигли цели?

 

Учитель предлагает детям выбрать весёлый или грустный смайлик , определив своё участие и настроение на уроке. Объявление оценок.

XII.  Домашнее задание, стр 203 – наизусть.



 

скачать по прямой ссылке