Тема: Звук [ч,], буквы Ч,ч
Цель: познакомить с буквой Ч,ч и звуком [ч']; учить отличать звук [ч'] и букву от других звуков и букв; учить читать слоги, слова с новой буквой.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные, согласные (твёрдые/мягкие); различать заглавный и строчной вариант букв; читать слова, предложения с изученными буквами; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – усвоение понятий звук и буква, овладение умением и осмысленного чтения, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова, использование алгоритма работы.
Регулятивные: корректировать собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учётом возникших трудностей и ошибок, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий, обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок-практикум.
Оборудование: «Букварь» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова, интерактивная доска, презентация в программе Power Point, счётные палочки, карточки, сигнальные карточки для этапа рефлексии, цветные карандаши.
Методы работы: иллюстративно-словесные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
I. Организационный момент.
· Сядут те, у кого имя начинается с гласного звука.
· Сядут те, у кого имя начинается с согласного звука.
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? - У края.
Спинка? – прямая.
Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, каждый для себя должен вспомнить, что уже знает.
На доске.
Я могу … слайд1
Я умею…
Я знаю…
(Я знаю гласный и согласный, я могу составить предложение, я могу читать, я умею отличать звук от буквы)
1. Работа с лентой букв.
· Буквы мы … (пишем, читаем, видим)
· Звуки мы… (слышим, произносим)
· На какие две группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)
· Какие гласные дружат с твёрдыми согласными?
· Какие гласные дружат с мягкими согласными?
· Назовите звонкие согласные звуки.
· Назовите глухие согласные звуки.
· Какая буква лишняя? р л м ц в г д слайд 2
II. Актуализация знаний.
ü Знаете ли вы, ребята, с какой буквой будем знакомиться?
ü Предлагаю несколько вариантов, как можно узнать с какой буквой будем знакомиться:
1) Я сама называю вам букву (самый лёгкий и простой способ).
2) Я вам называю страницу учебника, и вы узнаете букву.
3) Мы вместе откроем новые знания о звуке и букве.
III. Открытие новых знаний.
Я вам предлагаю несколько загадок и по отгадкам вы узнаете, о какой букве будем говорить.
1.Был листком зелёным,
Чёрным стал – томлёным.
Поскорее наливай
Ароматный вкусный …..(чай) слайд 3.
2.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела… (чайник)
3.Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать
Когда работу начинать… (часы)
ü Догадались, о какой букве будем говорить?
ü А какие ещё слова начинаются на эту букву?
ü Кто может определить тему нашего урока?
ТЕМА УРОКА: БУКВА Ч,ч. ЗВУК [ ч'].
ü Помогите определить цель урока.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться….
учиться отличать ….
учиться читать…..
Цель:
ü Познакомиться с буквой Ч,ч и звуком [ ч'].
ü Учиться отличать звук [ ч'] и букву Ч,ч от других звуков и букв.
ü Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
ü Рассмотрите новую букву, на что она похожа? Слайд4-5.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с буквами, друзья,
Цифры путать нам нельзя.
Поднимите карточку с буквой Ч, если услышите звук [ ч'] в словах:
Чтение, жук, точка, игра, луч, речка, чудеса, щука, ночка. Молодцы!
Вывод: буква Ч может находиться в …….. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Работа в группах.
Нам нужно дать характеристику звуку [ ч'].
ü 1 ряд – 1 группа
ü 2 ряд-2 группа
ü 3 ряд-3 группа
Докажите.
1 группа: Звук [ ч'] гласный, согласный?
2 группа: Звук [ ч'] твёрдый, мягкий?
3 группа: Звук [ ч'] звонкий, глухой?
Вывод: Звук [ ч'] – согласный, глухой, мягкий (твёрдой пары не имеет).
IV. Первичное закрепление.
Прочитать хором.
ЧА АЧ
ЧУ УЧ
ЧО ОЧ
ЧИ ИЧ
ЧЕ ЕЧ
Сказка о букве Ч
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буквы Ю, Я расхвастались:
ü Я больше всех грибов набрала, я, я, я!
ü А у меня грибы самые лучшие, - хвалится Ю.
Буквы рассердились:
ü Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался!
И решили наказать буквы Ю, Я, отправили их в самый конец алфавита.
ü Вышла буква Ч и сказала: «Никогда эти зазнайки за мной не станут, я буду дружить с буквами А, У»
ü Какие же гласные дружат с буквой Ч?
Физминутка.
· Тик – так, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Налево-раз, направо-раз.
Тик-так. Мы тоже можем так.
Смотри скорей, который час: тик-так.
Физминутка в парах.
· Изобразите букву Ч.
· Изобразите букву М.
· Изобразите букву Н.
· Изобразите букву Т.
· Изобразите букву К.
Задание на выбор.
У вас синяя карточка. Она разделена на 4 столбика. 1-й и последний столбики - читаете себе, 2-й- соседу, 3-й столбик - сосед читает вам.
Красная карточка для дополнительного чтения.
Читаем на время.
Проверка.
· Найти и прочитать слова, в которых 1 слог.
· Найти и прочитать слова, в которых 2 слога.
· Найти и прочитать слова, в которых 3 слога.
· Найти слово, в котором все согласные звуки мягкие (чай).
· Как вы понимаете слово «чулан»? Чулан – помещение для хранения продуктов питания, товаров, различных материалов.
· С правильной интонацией Серёжа прочитал 1 –е предложение?
Почему?
· Какой знак стоит в конце 1 –го предложения? !
· Когда ставится ! – для выражения сильного чувства.
· Как нужно прочитать? (с чувством радости, изумления гордости). Прочитайте себе.
· Прочитаем его хором.
v Дремучие леса - леса, где трудно пробираться, трудно - проходимые.
v Могучие дубы - большие по величине, с толстым стволом, раскидистой кроной.
v Найдите и прочитайте слова с буквой «Ч».
Молодцы! Достаньте наклейку из файла и прикрепите на карточку: синюю или красную.
Итог урока.
· Что нового узнали на уроке?
· Кому понравилось читать слова с новой буквой?
· Что было самым интересным?
· Что вызвало затруднения?
· Что вы можете сказать про звук [ ч'] и букву Ч,ч?
· Обратимся к цели урока: Достигли ли вы этой цели?
Итог ( на доске)
Самооценка:
Зелёный круг – я работал хорошо.
Жёлтый круг – я могу работать лучше.
Красный круг – сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.