Урок чтения на тему: Звук [ч,], буквы Ч, ч

  • docx
  • 16.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буква Ч, ч_.docx

Тема: Звук [ч,], буквы Ч,ч

Цель: познакомить с  буквой Ч,ч и звуком [ч'];  учить отличать  звук  [ч'] и букву от других звуков и букв; учить читать слоги, слова с новой буквой.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные, согласные (твёрдые/мягкие); различать заглавный и строчной вариант букв; читать слова, предложения с изученными буквами; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – усвоение понятий звук и буква, овладение умением и осмысленного чтения, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова, использование алгоритма работы.

Регулятивные: корректировать собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учётом возникших трудностей и ошибок, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном  диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий, обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: урок-практикум.

Оборудование: «Букварь» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова, интерактивная доска, презентация в программе Power Point, счётные палочки, карточки, сигнальные карточки для этапа рефлексии, цветные карандаши.

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока:

      I.            Организационный момент.

·        Сядут  те, у кого имя начинается с гласного звука.

·        Сядут те, у кого имя начинается с согласного звука.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? -  У края.

Спинка? – прямая.

Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, каждый для себя должен вспомнить, что уже знает.

 

На доске.

Я могу …                слайд1

Я умею…

Я знаю…

 

(Я знаю гласный и согласный, я могу составить предложение, я могу читать, я умею отличать звук от буквы)

 

1.     Работа с лентой букв.

·        Буквы мы … (пишем, читаем, видим)

·        Звуки мы… (слышим, произносим)

·        На какие  две группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)

·        Какие гласные  дружат с твёрдыми согласными?

·        Какие гласные дружат с мягкими согласными?

·        Назовите звонкие согласные звуки.

·        Назовите глухие согласные звуки.

·        Какая буква лишняя?    р   л   м   ц  в  г  д       слайд 2

   II.            Актуализация знаний.

ü Знаете ли вы, ребята, с какой буквой будем знакомиться?

ü Предлагаю несколько вариантов, как можно узнать с какой буквой будем знакомиться:

1)    Я сама называю вам букву (самый лёгкий и простой способ).

2)    Я вам называю страницу учебника, и вы узнаете букву.

3)    Мы вместе откроем новые знания о звуке и букве.

III.            Открытие новых знаний.

Я вам предлагаю несколько загадок и по отгадкам вы узнаете, о какой букве будем говорить.

1.Был листком зелёным,

Чёрным стал – томлёным.

Поскорее наливай

Ароматный вкусный …..(чай)                       слайд 3.

2.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела…  (чайник)

3.Ног нет,  а хожу.

Рта нет, а скажу.

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать…   (часы)

ü Догадались, о какой букве будем говорить?

ü А какие ещё слова начинаются на эту букву?

ü Кто может определить тему нашего урока?

 

ТЕМА УРОКА:  БУКВА Ч,ч. ЗВУК [ ч'].

ü Помогите определить цель урока.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться….

                           учиться отличать ….

                           учиться  читать…..

Цель:

ü Познакомиться с буквой Ч,ч и звуком [ ч'].

ü Учиться отличать звук [ ч'] и букву Ч,ч от других звуков и букв.

ü Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

 

 

ü Рассмотрите новую букву, на что она похожа?    Слайд4-5.

 

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем,  как четыре.

Только с буквами, друзья,

Цифры путать нам нельзя.

Поднимите карточку с  буквой Ч, если услышите звук  [ ч'] в словах:

Чтение,  жук,  точка, игра,  луч,  речка, чудеса,  щука, ночка.  Молодцы!

Вывод: буква Ч может находиться в …….. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Работа в группах.

Нам нужно дать характеристику звуку [ ч'].

 

ü 1 ряд – 1 группа                       

ü 2 ряд-2 группа

ü 3 ряд-3 группа                    

 

Докажите.

1 группа: Звук [ ч'] гласный,  согласный?

2 группа: Звук [ ч'] твёрдый, мягкий?

3 группа: Звук [ ч']  звонкий, глухой?

 

Вывод: Звук [ ч'] – согласный, глухой, мягкий (твёрдой пары не имеет).   

 

IV.            Первичное закрепление.

Прочитать хором.

ЧА       АЧ

ЧУ       УЧ

ЧО       ОЧ

ЧИ       ИЧ

ЧЕ       ЕЧ

Сказка о букве Ч

Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись,  буквы Ю, Я расхвастались:

ü Я больше всех грибов набрала, я, я, я!

ü А у меня грибы самые лучшие, - хвалится Ю.

Буквы рассердились:

ü Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался!

И решили наказать буквы Ю, Я, отправили их в самый конец алфавита.

ü Вышла буква Ч и сказала: «Никогда эти зазнайки за мной не станут, я буду дружить с буквами  А, У»

ü Какие же гласные дружат с буквой Ч?

Физминутка.

·        Тик – так, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так

Все часы идут вот так:

Налево-раз,  направо-раз.

Тик-так.  Мы тоже можем так.

Смотри скорей, который час: тик-так.

 

Физминутка в парах.

·        Изобразите букву Ч.

·        Изобразите букву М.

·        Изобразите букву Н.

·        Изобразите букву Т.

·        Изобразите букву К.

Задание на выбор.

У вас синяя карточка. Она разделена на 4 столбика. 1-й и последний столбики  - читаете себе, 2-й- соседу, 3-й столбик - сосед читает вам.

Красная карточка для дополнительного чтения.

Читаем на время.

 

Проверка.

·        Найти и прочитать слова, в которых 1 слог.

·        Найти и прочитать слова, в которых 2 слога.

·        Найти и прочитать слова, в которых 3 слога.

·        Найти  слово, в котором все согласные звуки мягкие (чай).

·        Как вы понимаете слово «чулан»? Чулан – помещение для хранения продуктов питания, товаров,  различных материалов.

 

·        С правильной интонацией Серёжа прочитал 1 –е предложение?

Почему?

·        Какой знак стоит в конце 1 –го предложения?     !

·        Когда ставится ! – для выражения сильного чувства.

·        Как нужно прочитать? (с чувством радости, изумления гордости).  Прочитайте себе.

·        Прочитаем его хором.

 

v Дремучие леса - леса, где трудно пробираться, трудно - проходимые.

v Могучие дубы - большие по величине, с толстым стволом, раскидистой кроной.

v Найдите и прочитайте слова с буквой «Ч».

 

Молодцы! Достаньте наклейку из файла и прикрепите на карточку: синюю или красную.

 

Итог урока.

·        Что нового узнали на уроке?

·        Кому понравилось читать слова с новой буквой?

·        Что было самым интересным?

·        Что вызвало затруднения?

·        Что вы можете сказать про звук [ ч'] и букву Ч,ч?

·        Обратимся к цели урока: Достигли ли вы этой цели?

 

Итог  ( на доске)

Самооценка:

Зелёный круг – я работал хорошо.

Жёлтый круг – я могу работать лучше.

Красный круг – сегодня  у меня не всё получилось, но я постараюсь.