муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пежемская средняя школа №14»
Методическая разработка урока
Урок – диспут по литературе
на тему: «Кто виноват в гибели Муму?»
5 класс
Выполнила: Трубина П.Ю.
учитель русского языка и литературы
с. Пежма
2024 год
Тема: Кто виноват в гибели Муму?
Цели урока: научиться дискутировать на примере темы урока; умения высказывать и отстаивать свое мне по теме урока.
Задачи:
1. Дать понятие диспута.
2. Учить детей дискутировать на примере темы урока.
3. Формировать умение правильно излагать свою точку зрения, доказывать ее, выслушивать оппонента.
4. Воспитывать культуру речевого общения во время спора.
Тип урока: комбинированный
Формируемые УУД:
1. Личностные: формирование
мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе
критерия успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.
2.Регулятивные: планировать свои
действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и
результат своей деятельности.
3.Познавательные: работать
с источниками информации, осознавать познавательную задачу, осуществлять
синтез, сравнение, классификацию.
4.Коммуникативные: участвовать в диалоге,
общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и
высказывать своё мнение, свою позицию; высказывать свою точку зрения с
достаточной полнотой и ясностью.
Оформление:
1. На доске «Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение».
2. Эпиграф к уроку: «Спорить хорошо и полезно для души, покуда она еще стремится постичь истину» (Г.Манн)
3. Можно посадить детей за полукруглым столом, лицом к доске, чтобы они видели друг друга.
Оборудование: мультимедиа презентация.
Литература:
1. Рассказ И.С.Тургенева «Муму»
2. Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята, садитесь. |
Садятся на места.Слушают речь учителя. |
Актуализация знаний |
Домашним заданием для вас было подготовить сообщения по темам 1) Сообщения учеников о Герасиме по заранее данному плану (слайд №3 ) 1. Герасим и барыня. 2. Герасим и Татьяна. 3. Герасим и крепостные . 4. Герасим и Муму.
2) Какие эпизоды изображены в иллюстрациях? Комментарии учащихся к слайдам №4-7
- Мы закончили изучение произведения. На прошлом уроке, после прочтения рассказа, я услышала от вас такие высказывания: «Почему Тургенев так закончил произведение?», «Во всем виновата злая барыня!?», «Почему Герасим не ушел в деревню с Муму?». |
Слушают речь учителя.Слушают и выступают с сообщениями, которые готовили дома.Смотрят презентацию.Отвечают на вопросы по презентации.Слушают речь учителя. |
Самоопределение к деятельности |
И каждый из вас хотел ответить на эти вопросы, но высказывать свои мнения вы не успели. Давайте сделаем это сегодня. - Итак, сегодня у нас необычный урок – урок-диспут. Тема нашего диспута: - «Кто виноват в гибели Муму?» (Слайд №1) |
Слушают речь учителяСмотрят презентацию |
Работа по теме |
Словарная работа. - Сначала давайте определим, что же такое диспут? (Слайд №8) Диспут – публичный спор на научную или общественную тему. Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
Спорить хорошо и полезно для души, покуда она еще стремится постичь истину. Г Манн.
(Слайд №10) Герасим? Барыня? Степан? Тургенев? - Давайте попробуем определить, кто же все-таки виноват в гибели собачки. Я предоставляю вам слово. Сегодня каждый из вас сможет высказать и доказать свою точку зрения. Попробуем прийти к общему мнению. Но спорить – это не значит ссориться, выкрикивать точку зрения.
Давайте сначала познакомимся с правилами ведения спора. (слайд №11) 1. Прежде чем высказаться, продумай свою речь. 2. Свое высказывание строй ясно и доказательно. 3. При доказательстве пользуйся фактами (в нашем случае - опирайся на текст рассказа). 4. Будь тактичен к своему оппоненту, уважай его мнение, не прерывай его, старайся понять его точку зрения. (слайд №12) Факт – действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует. Оппонент – лицо, которое выступает с критическим разбором при диспуте, защищая свою точку зрения. Такт – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках. (слайд №13) 5. При высказывании своего мнения пользуйся выражениями: - Мне кажется… - Я думаю… - Я так не думаю… - Я согласен с мнением… - Я не согласен с мнением… - Мне кажется … не прав.
6.Ход диспута. - Так кто же виноват в гибели Муму? Почему он ее утопил?
- Ребята, почему Герасим не забрал собачку в деревню?
- Почему же Герасим ушел в деревню? Ведь мы знаем предысторию рассказа, где говорится, что он написан по действительным фактам, что у матери Тургенева был глухонемой дворник, но он после гибели собачки вернулся в дом и продолжал служить барыне.
- Вспомним из первого урока изучения произведения, почему барыня – полновластная хозяйка всех и всего.
- Почему же Тургенев «убивает» Муму?
- Обратим внимание на эпизод возвращения Герасима в деревню. (слайд №14) «Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях…»
- С помощью каких слов Тургенев показывает силу духа Герасима, его несломленность, бунтарскую натуру?
- Почему так отнесся Герасим к своему возвращению?
- Но свободен ли он?
- Так кто же виноват в гибели Муму? - Какой же вывод можно сделать? |
Слушают речь учителя.Смотрят презентацию и зачитывают определение новых слов.Высказывания учениковЗнакомятся с правилами ведения диспута.- Высказывания учеников: а) Виноват Степан, потому что он организовал травлю против Герасима и Муму. б)
Нет, Степан не виноват, потому что он делал только то, что приказала барыня.
Во всем виновата капризная барыня. Это она невзлюбила Муму и велела убрать
собачку. Потому что он, хотя и уходит в деревню, остается крепостным этой барыни. Капризная барыня, узнав, что ее приказ не выполнен, разгневалась бы и наказала Герасима, поэтому у Герасима не было выхода. Герасим понимает, что зависит от барыни, что он ничего не решаетТургенев хотел показать протест Герасима против произвола, его нежелание мириться с положением, в котором оказался. Действие в рассказе происходит в 19 веке, при крепостном праве… Обостряет конфликт, основанный на крепостном праве, хочет, чтобы крепостные не были покорны судьбе, а протестовали против несправедливости судьбы. Поэтому показывает героя непокорным судьбе, а борцом, протестующим против насилия.
«несокрушимой отвагой», «с отчаянной вместе радостной решимостью», «широко распахнулась его грудь», «глаза жадно и прямо устремились вперед»
Высказывания обучающихся |
Итог урока |
И
всё таки, подводя итог нашего диступа,
Давайте повторим правила ведение «Диспута».
Одной из главных достопримечательностей старинного парка -заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.. . Несколько дубков – потомков тургеневского дуба растут в парке Спасского-Лутовинова и на Бежином лугу.
|
Вывод: В гибели Муму виноват не Герасим, не барыня, а крепостное право, при котором человек зависит от другого человека. Отвечают на вопрос учителя. |
Рефлексия |
-И у нас на занятии тоже есть свой дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нем не хватает?
На столах есть дубовые листочки 3-х цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочек и прикрепить его к дубу, написав на них свои мнения о мероприятии. -Если на занятии вам было интересно и все понятно, то прикрепите зеленый листок. -Если что-то не поняли, то прикрепите желтый листок. -А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок. А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его И. С. Тургенев. Спасибо, за ваше мнение и за интересный диспут. |
ЛиствыВыполняют задания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.