Зикреева Елена Намозовна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Филипповская ООШ»
с. Филипповка, Пермский край
Тип урока. Урок открытия новых знаний. Развитие речи.
Тема. Текст. Способы связи предложений в тексте.
Цель: ознакомление со способами связи предложений в тексте.
Задачи:
Предметные:
- повторить признаки текста, типы речи и структурные части текста, опираясь на таблицы: «Текст», «Типы речи»;
- рассмотреть способы связи на основе двух текстов;
- формировать навыки связной речи.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, и преобразовывать ее в текст.
Коммуникативные: слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему.
Личностные: развивать познавательный интерес к изучению языка; применить знания о способах связи при написании творческих работ и при составлении деловых бумаг.
Оборудование: компьютер, презентация.
Этапы урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
|
Содержание урока:
- Отгадайте загадки, запишите отгадки, по первым буквам отгадок прочтите тему урока.
Дом на рельсах тут как тут, Что же это за девица, Всех умчит он в пять минут. Не швея, не мастерица, Ты садись и не зевай, Ничего сама не шьет, Отправляется… (трамвай). А в иголках круглый год? (ель)
Нос долог, голос тонок, Кто его убьет, тот кровь прольет. (комар) Один костер весь мир согревает. (солнце)
По асфальту едет дом, И народу много в нем А над крышей дома вожжи, Ехать он без них не может. (троллейбус)
|
Предметные результаты:
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Метапредметные результаты:
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (Л). |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
2. Формулирование темы и цели урока.
|
- Прочитайте предложения. Мальчик шел в школу. В смешанном лесу часто встречаются грибы. Холодно. - Это текст? Почему? Сформулируйте цели урока.
|
Умение аргументировать свой ответ. |
Самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели М/ Р |
||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
- Опираясь на материал таблицы, составь вопросы, с помощью которых можно повторить тему «Текст».
б) Работа в парах. Вопрос-ответ. в) Составление устного рассказа на тему «Текст и его признаки». М/К г) Повторение типов речи и структурных частей текстов.
-Познакомьтесь с содержанием таблицы и подготовьте устный рассказ на тему: «Типы речи».
|
Воспроизвести в памяти признаки текста, типы речи. |
М/п (метапредметные познавательные): пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблице, и преобразовывать ее в текст.
М/к (метапредметные коммуникативные): слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему. М/к: работать в парах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли.
|
||||||||||||||||||||||
4. Решение проблемы, открытие новых знаний. |
- Прочитай текст и понаблюдай, как связаны между собой предложения. Обрати внимание, как связаны предложения? Какой вывод можешь сделать? Осень приходила к нам светлая и тихая. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев.(И.А. Бунин «Эпитафия») - Понаблюдай, насколько тесно связаны между собой предложения по смыслу и грамматически. Что ты заметил? Что напоминает такая связь предложений? Попробуй дать ей название. б) - Прочитай текст и сравни его с предыдущим. Можно ли сказать, что предложения в обоих текстах связаны одним и тем же способом? Почему? Попробуй дать название. Какой из текстов представляет собой повествование, какой – описание? Я бросился на душистое сено, собака свернулась у моих ног. Я довольно долго не мог заснуть. Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала… Я, наконец, задремал. в) Вывод. Сравнение с авторской формулировкой. Цепная связь отражает последовательное движение мысли в тексте, когда каждое последующее предложение развивает предыдущее, как бы вытекает из него. При параллельной связи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу.
|
|
Анализ, сравнение, обобщение (П); Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Учет разных мнений (К). |
||||||||||||||||||||||
5. Закрепление знаний на практике.
|
Чтение текста учителем, запись под диктовку выделенных предложений; объяснение постановки знаков препинания, встретившихся орфограмм. Памятник собаке. В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого - погиб». Как же это произошло? Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своими дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, достал револьвер и выстрелил. История сенбернара взволновала весь мир, и люди поставили собаке по кличке Барри памятник в Париже.
|
Умения слушать и записывать под диктовку, объясняя орфограммы. |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Осуществлять самопроверку письменных текстов (Р). |
||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия.
|
- Что было самым интересным на уроке? -Что показалось трудным, над чем еще нужно поработать?
|
|
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (К); адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л) |
||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание.
|
На выбор. 1) Составить словарный самодиктант ( 10-12 слов), обозначить орфограммы. 2) Составить текст с цепной или параллельной связью предложений. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.