Урок доброты ко Дню инвалидов «Видеть руками»
Цель: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями зрения и способах общения с ними.
Задачи урока:
- формировать представление о взаимодействии и сопровождении человека с нарушением зрения;
- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по зрению;
- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми и осуществлением ими бытовых действий.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация, раскрывающая особенности зрения слабовидящих, непрозрачный шарф, картинки для рассматривания.
Ход урока.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Мини-лекция.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность видеть мир вокруг них.
В зависимости от остроты зрения одни из инвалидов по зрению совсем ничего не видят, другие могут видеть только свет, третьи – свет и цвета окружающих предметов, четвертые – только движения руки перед лицом, пятые – могут видеть на очень близком расстоянии предметы.
Бывает и так, что у человека такое нарушение зрения, что они видит все как будто через трубочку (трубчатое зрение) или видит только то, что справа или слева (половинчатое зрение) или только то, что находится ниже/выше их поля зрения, иногда не видят то, что расположено посередине, или не видят отдельные участки.
Такие проявления нарушений зрения часто требуют от людей с инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания головой, постоянные повороты головы и т.д.). Своеобразное поведение инвалидов по зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого, часто со стороны воспринимается как «странное поведение» незрячих людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность. При этом сами инвалиды, как правило, не знают о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения, если кто-то об этом не сказал.
Но, например, для того чтобы не упасть, человек с трубчатым зрением при входе в комнату опускает голову, чтобы посмотреть себе на ноги, или человек с половинчатым зрение начинает поворачивать голову вправо/влево или вверх/вниз, пытаясь заполнить пропущенные в восприятии участки.
Хотя, например, человек с трубчатым зрением видя все как будто сквозь узенькую трубочку в тоже время может рассмотреть даже мелкие детали чего-либо, если он близко стоит и взгляд инвалида упал именно на них. Например, пуговицы на блузке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.
Многие из людей с нарушением зрения страдают либо светобоязнью (их глаза просто закрываются при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце), либо куриной слепотой (нарушением темновой адаптации, то есть при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.
2. Практикум «Имитация».
Предлагаю вам прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по зрению. Для этого вы разделитесь на группы по 4-5 человек. Каждой группе детей выдается мешочек с предметами внутри и завязываются глаза шарфом. Каждый из детей должен на себе ощутить особенности восприятия пространства при отсутствии зрения. Также необходимо описать изучаемый предмет, описать его свойства и характеристики (он холодный, теплый, гладкий либо шершавый и т.п.), угадать, что за предмет перед ним. Задача остальных - понаблюдать за изменением поведения товарища и обратить на появление своеобразного поведения, направленного на изучение воспринимаемого объекта.
А теперь обсудим:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Вы согласитесь со мной, что при общении с людьми с нарушениями зрения важно давать словесные пояснения, предметы для осязания, всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих, при желании пожать руку инвалиду по зрению, необходимо сообщить ему об этом.
Наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.
3. Игра «Слепой скульптор».
Теперь разделитесь на команды по три человека. Одному завязывают глаза. Второй - должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.
4. Игра «Слушаем тишину».
Теперь закроем глаза и прислушаемся к тишине и попытаемся услышать малейшие звуки (в течение 2 минут).
Теперь расскажете о том, что вы услышали и о своих ощущениях от игры.
5. Игра «Я могу».
В ходе следующей игры вы на себе ощутите трудности, с которыми сталкиваются люди с нарушением зрения в быту, при выполнении простейших действий. Некоторые из вас с завязанными глазами попробуют: налить воду в стакан, найти нужный продукт, определить положение других людей в комнате, требуемый предмет среди других.
А теперь подумайте, что помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в быту. Рассмотрите различные устройства, которые предназначены для помощи в быту людям с нарушениями зрения. Существуют также различные технические средства реабилитации, помогающие людям с нарушением зрения самостоятельно передвигаться (очки, трости).
3.Подведение итогов.
Итак, инвалидность по зрению создает ограничения, но применение технических средств реабилитации, использование других анализаторов помогает людям вести обычную жизнь.
В начальной школе прошел ряд мероприятий и уроков доброты, направленных на формирование культуры позитивного отношения в обществе к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Так, в 3-А прошел урок «Видеть руками», в ходе которого ребята почувствовали на себе особенности восприятия окружающего мира слабовидящими, слепыми людьми и осуществлением ими бытовых действий и сформировали представление о взаимодействии человека с нарушением зрения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.