Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное»
Этап урока |
Учебная задача |
Результаты деятельности ребенка |
|
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
Проверить готовность обучающихся, анализ контрольной работы. |
Отвечают на вопросы учителя, записывают число |
|
Постановка темы и цели урока |
Организовать подведение детей к формулировке темы и постановке задач урока. В окружающем нас мире все находиться непрерывном и разнообразном движении. Движение повсюду – едут машины, летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы, течет река, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела. Какой самый простой вид движения вы знаете? Какое название вы бы дали теме урока? На какие вопросы нам предстоит ответить в течении урока? |
Делятся мнениями на поставленную проблему. Принимают информацию. Участвуют в диалоге.
Механическое движение
Формулируют тему и задачи урока.
|
|
Освоение нового материала |
Постановка и обсуждение проблемного вопроса. Что мы видим при наблюдении окружающего мира? Какие изменения вы замечали? Как можно определить движется тело или нет? Эксперимент: учитель катит по столу машинку и идет вместе с ней. В данном случае машинка едет или нет? А я считаю, что не едет. Обсуждение вопроса: Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет?
Приведите примеры изменения положения тела относительно других тел и состояния покоя тела.
Как можно узнать, движется тело или нет? Сделайте вывод Запишите в тетради определение механического движения. Учитель уточняет почему нужно обязательно указывать, относительно каких тел движется тело.
Демонстрация опытов, связанных с движением тел (движение машинки и бруска по столу, скатывание шарика по жёлобу, модель солнечной системы, …)
Чтобы определить движется тело или находится в покое необходимо выбрать тело, относительно которого происходит или нет изменение положения тела, т.е. тело отсчета. Какие предметы служили точкой отсчета движения? Дайте определение понятия "тело отсчета", приведите примеры.
Нарисуйте восьмерке на листе бумаги сначала правой рукой, а потом левой рукой. Учитель на доске рисует кривую, ломаную. Что оставил после себя карандаш при движении по бумаге, а мел по доске? Любое тело, перемещаясь в пространстве, оставляет видимые и невидимые следы. Линия, по которой движется тело, называется траекторией. Приведите примеры видимых траекторий.
В зависимости от формы траектории движения разделяют на прямолинейное и криволинейное.
Как найти длину ломаной линии? Как вы думаете, если мы измерим длину траектории, что мы определим? Какими приборами измеряется путь? В каких единицах измеряется путь?
В международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр. Переведите единицы 1 км = … м., 1 дм = … м., 1 см = … м., 1 мм = … м. Демонстрация эксперимента с тележкой равномерного и неравномерного движения http://class-fizika.ru/7-klass/7cl.html Чем отличаются траектории, оставленные капельницей? Первый вид движения (движение первой тележки) называется равномерным движением. Второй вид движения (движение второй тележки) называется неравномерным движением.
Сформулируйте определения равномерного и неравномерного движения. Равномерным называется такое движение, при котором за любые равные промежутки времени тело проходит одинаковые отрезки пути. Неравномерным называется такое движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит различные отрезки пути. Приведите примеры равномерного и неравномерного движения.
|
Отвечают на вопрос (мир изменяется) Приводят примеры
Участвуют в диалоге. Делятся мнениями на поставленную проблему. Принимают информацию. (Нужно проследить, меняется ли его положение относительно других тел.) Приводят примеры, характеризуют их.
Движение тела происходит лишь в том случае, если его положение относительно других тел изменяется. Записывают определение Потому что тело относительно одних тел может двигаться, а относительно других может находиться в покое.
Тело отсчета - это тело, относительно которого определяется положение других (движущихся) тел. Записывают определение. Приводят примеры
След
Записывают определение траектории
Приводят примеры (реактивный самолет, лыжня, катер по воде, ..)
Длина ломанной линии равна сумме отрезков. Путь, пройденный путь.
Линейки, рулетки, ленты Километры, метры, сантиметры..
Записывают в тетради: 1 км = 1000 м, 1 дм = 0,1 м., 1 см = 0,01м., 1 мм = 0,001 м.
Траектории отличаются расстоянием между каплями.
Формулируют определения и записывают их в тетради.
Приводят примеры равномерного и неравномерного движения |
|
Закрепление нового материала |
1. Обсуждение вопросов. а) Что называется механическим движением? б) Почему указывают, относительно каких тел движется тело? в) Что называется пройденным путем? г) Какова единица пути в СИ? 2. Решение задач № 1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны? №2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели? № 3. Укажите тело отсчёта летящего самолета 3. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. Тест (приложение 1) |
Отвечают на вопросы
Решают типовые задания на новый способ действий. Относительно стола в покое. А относительно рельсов движется, т.к. происходит перемещение книги. Окружность.
Аэропорт. Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку |
|
Подведение итогов |
1. Организует рефлексию деятельности. Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока. Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний” (приложение2). 2. Комментирует домашнее задание. 1. Выучить материал параграф 13, записи в тетради. 2. № 95, 96, 97. В.И Лукашик Сборник задач по физике 3. Задание 4 стр.32 4. Желающим выполнить рисунок, иллюстрирующий понятие "тело отсчета"
Оценивает деятельность обучающихся |
Проговаривают по плану новые знания, высказывают впечатления от урока |
Приложение 1
Тест «Механическое движение»
1. Укажи примеры механического движения.
А) Движение червяка в земле. Б) Движение автомобиля по дороге.
В) Полёт голубя. Г) Полёт самолёта. Д) Нагревание тела.
2. Корабль подплывает к пристани. Относительно, каких тел пассажиры, стоящие на палубе этого корабля, находятся в движении?
А) Реки. Б) Палубы корабля. В) Берега.
3. Что такое тело отсчёта?
А) Любое тело, состав которого мы рассматриваем.
Б) Любое тело, поведение которого мы изучаем.
В) Тело, относительно которого рассматривается движение другого тела.
Г) Только тела, стоящие у дороги, по которой движутся автомобили.
4. Что такое траектория?
А) Длина линии, по которой движется тело.
Б) Линия, по которой движется тело.
В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела.
Г) Любая воображаемая человеком линия.
5. Что такое путь?
А) Длина линии, по которой движется тело.
Б) Линия, по которой движется тело.
В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела.
Г) Любая воображаемая человеком линия.
Д) Кривизна траектории.
6. Единица измерения и обозначение пути в международной системе единиц СИ.
А) км, S. Б) м, S. В) дм, S Г) см, S. Д) мм, S.
7. Вырази в метрах:
27 мм =
39 см =
66 дм =
0,9 км =
Ответы
1 (1б) |
2(1б) |
3(1б) |
4(1б) |
5(1б) |
6(1б) |
7(4б) |
Критерии оценивания |
АБВГ |
АВ |
В |
Б |
А |
Б |
0,027 м; 0,39 м; 6,6 м; 900 м. |
9-10б – оценка 5 5-6б – оценка 3 7-8б – оценка 4 0-4б – оценка 2
|
Приложение 2
“Волшебная лестница знаний”:
Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:
усвоил новые знания и научился применять их. |
|
||
усвоил новые знания, но ещё нужна помощь |
какая
|
||
испытываю затруднения |
какие
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.