В основе обучения физической культуре слепых и слабовидящих обучающихся лежат те же принципы, что и в основе обучения физической культуре зрячих детей. Принцип систематичности и последовательности в обучении - один из важнейших принципов, согласно которому изложение учебного материала должно отвечать возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся.
Задачи обучения физической культуре слепых и слабовидящих детей является:
развитие навыка пространственной ориентировки
укрепление мышечной системы
коррекция скованности и ограниченности движений
укрепление опорно – двигательного аппарата
коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений
развитие коммуникативной и познавательной деятельности
развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости
воспитание волевых качеств
укрепление здоровья обучающихся.
Основные проблемы, возникающие при обучении физической культуре детей с нарушениями зрения, связаны с их физическим недоразвитием и со своеобразием их движений. У большинства учеников с патологией зрения, в особенности у слепых, вызывает сложности самостоятельное передвижение по прямой линии бегом и шагом даже после предварительного изучения дистанции.
Зачастую таких детей нарушены координационные способности: быстрота реакции, статическое равновесие, ориентировка в пространстве, ритмичность и координация движений и т.д. Им нелегко находиться в устойчивом положении, трудно поднять ногу или подняться на нужную высоту, нарушена способность к согласованию рук и ног, а также осанка во время ходьбы и при выполнении различных упражнений.
При работе с такими детьми так же сохраняется структура урока. Конечно, индивидуальные занятия можно разнообразить беговыми упражнениями и упражнениями в движении т.к. ребёнку можно давать опору на руку учителя, сложнее работать с группой таких детей.
Сейчас мы с вами сможем попробовать поработать небольшой группой.
Работа на уроке проходит в несколько этапов.
1 Организационный.
Данный этап предусматривает организацию обучающихся с нарушениями зрения для
начала урока. В организационный этап входит построение учащихся, строевые команды и строевые упражнения.
2 Этап определения темы и целей урока (установления учащимися темы предстоящего урока и планирование деятельности для достижения поставленной цели. Если урок предусматривает использование какого-либо инвентаря, то необходимо выдать его для ознакомления)
3. Этап разминки: учащиеся выполняют физические упражнения в
4. Тренировочный.
На третьем этапе учитель предлагает обучающимся подготовить организм к предстоящей
деятельности на уроке с помощью общеразвивающих упражнений на все группы мышц. Общеразвивающие упражнения выполняются в следующем порядке:
для мышц шеи;
для мышц рук и плечевого пояса;
для мышц туловища;
для мышц ног;
для мышц всего тела.
5. Обучение самому двигательному действию ( разбор его по частям, освоение каждого элемента отдельно, соединение элементов воедино)
6. Заключительный этап (построение, упражнения на релаксацию, восстановление организма)
7. Рефлексия (На уроке по физической культуре для лиц с нарушениями зрения этап рефлексии включает в себя самостоятельное оценивание обучающимися своей работы, своей деятельности на уроке, достижений положительных результатов ).
В моём случае работа проходит индивидуально и усложняется за счёт того, что ребёнок кроме полностью утраченного зрения имеет ещё плюсом диагноз ДЦП. Работа с данным ребёнком идёт с пятого класса. Первоначально было изучено и обговорено с мамой, какая нагрузка допустима. Надежда, придя в пятый класс была знакома с физической культурой поверхностно. В ходе наших занятий, мы стараемся укреплять мышечную систему и получать максимальные навыки освоения физических упражнений. Сейчас Надя в седьмом классе. И пусть её возможности не так велики, но она уже может удерживать обруч до двадцати секунд, прыгать через скакалку не перешагивая, а прыжками, несколько раз набивать баскетбольный мяч о пол, отбивать и ловить волейбольный мяч от стены.
№ |
Название упражнения |
Дозировка, методические указания. |
Разминка |
||
1 2 3
4 5 |
Построение в одну шеренгу Постановка цели урока Строевые упражнения (на право, налево, кругом) Расчёт на первый второй Перестроение на разминку |
|
6 7 8
9 |
Наклоны головы Повороты головы влево, вправо Круговые вращения (кисти, локтевой сустав, плечевой сустав) Рывки руками перед грудью с поворотами |
|
10 11 12 |
Наклоны корпуса в стороны Наклоны корпуса вперёд, назад Скручивания |
|
13 14
15 16 |
Выпады вперёд со сменой ног Круговые вращения в коленном суставе ноги врозь Круговые вращения в голеностопном суставе. Приседания |
|
Основная часть |
||
17 18 19
20
21 |
Перекатывание мяча от ноги к ноге Перекладывание мяча из стороны в сторону. Подъём туловища из положения лёжа при помощи скакалки Подъём ног из положения лёжа при помощи скакалки Многоскоки возле шведской стенки |
|
Заключительная часть |
||
22 |
Прыжки через скакалку · Правильный хват скакалки · Замах · Перешагивание через скакалку · Соединение элементов |
|
Релаксация |
||
23 |
Лёжа на ковриках упражнения на расслабления |
|
Рефлексия |
||
24 25 26
27 |
Построение в шеренгу Подведение итогов занятия Выяснение упражнений, вызвавших затруднение Выход из зала |
|
[s1]
Скачано с www.znanio.ru
[s1]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.