Урок музыки в 6 классе
Тема: «Фортуна правит миром»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
УУД. Предметные: познакомить с творчеством К. Орфа на примере произведения «Кармина Бурана», раскрыть особенности жанра «сценическая кантата», формировать представление об образе Фортуны в искусстве.
Личностные: формировать музыкальный вкус, интерес к музыке.
Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать процесс и результат своей деятельности, оценивать свои достижения, выявлять причины и способы преодоления трудностей.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, в общей беседе, высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию, уметь исполнять музыкальные произведения в составе единого коллектива.
Познавательные: уметь формулировать свои мысли, развивать и укреплять память, подбирать материалы и ресурсы для выполнения домашнего задания.
Метапредметные: организовывать свое рабочее место, понимать цель выполняемых действий.
Материал: Фрагменты сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»; песня «Ваше благородие».
План урока:
Ø Музыкально-ритмическая разминка (динамика, штрихи, темп, паузы)
Ø Кроссенс (определение темы урока)
Ø «О, Фортуна» из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» – слушание
Ø Инсценировка частей кантаты (весна, пираты, фортуна – атрибуты, тексты вагантов)
Ø «О, Фортуна» из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» – слушание «О, Фортуна» К. Орфа – видео (сценический вариант)
Ø «Ваше благородие» (Б.Окуджава)- исполнение песни
Ход урока
Елена Олеговна Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося композитора ХХ века Карла Орфа (1895-1982). Его музыка отличается гипнотической силой, произведения входят в репертуар ведущих театров мира. Кроме того, К. Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Он основал школу, в которой обучал маленьких детей играть на простейших музыкальных инструментах, сочинять мелодии, развивал их природную музыкальность.
Сейчас мы попробуем поработать так, как работал К. Орф со своими учениками.
- скороговорка
-придумать ритм
- мелодию
- темп
- штрихи
- динамику
- Чтобы выявить тему урока, я предлагаю вам ответить на следующий вопрос: - О чем идет речь: Она часто одушевляется в разговорной речи, она может «осчастливить», наградить, от нее можно получить удар, ее можно встретить, обмануть. С ней можно играть, шутить, можно верить и не верить, можно быть ее жертвой и баловнем, она может быть справедливой, справедливой и ироничной.
Множество сбывшихся пророчеств и предсказаний навели человека на мысль о существовании заведомо определенной программы жизни – судьбы. В сознании человечества это понятие накрепко прижилось и имеет давнюю историю.
Тема урока «Фортуна правит миром»
Однажды словно сама Судьба «подкинула» в руки немецкого Карла Орфа рукописный сборник 13 века, который назывался «Кармина Бурана» (баварские песни). Он вспоминал: «Название с магической силой приковало мое внимание. На первой странице книги была помещена миниатюра.
Посмотрите на эту миниатюру, изучите ее и ответьте на 3 вопроса:
1. Что я вижу?
2. Что я думаю?
3. Что бы мне хотелось узнать?
В центре миниатюры изображена Фортуна — богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчиваемый короной, — «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, — «царствовал»; простертый внизу — «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, — «буду царствовать» (Regnabo, Regno, Regnavi, Sum sine regno («Буду царствовать, Царствую, Царствовал, Есмь без царства»).
Под миниатюрой было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна. Какова его главная мысль, идея?
О, Фортуна, лик твой лунный
Вечно изменяется: прибывает, убывает
Дня не сохраняется.
То ты злая, то благая прихотливой волею;
И вельможных, и ничтожных
Ты меняешь долею.
Колесо фортуны то возносит человека, то безжалостно низвергает его, совершая свой полный оборот.
В средневековом сборнике «Кармина Бурана» содержится более 250 текстов. Их авторы — средневековые поэты и беглые монахи, студенты и школяры, бродившие из города в город. По-латыни их называли вагантами. Композитор отобрал 24 текста, различных по жанрам и содержанию. Весенние хороводы, песни о любви, песни застольные, сатирические и др.
Произведение состоит из пролога и 3 частей. Сегодня мы познакомимся с прологом «Кармины Бураны». Я предлагаю послушать первый фрагмент — «Фортуна — повелительница мира». Определить:
1. Характер музыки (словарь эстетических эмоций Ражникова)
2. Исполнительский состав
3. Жанр произведения
«О, Фортуна» - видео(2:40)
Исполнительский состав «Кармины Бураны» отличается грандиозным размахом: тройной состав оркестра с двумя роялями, увеличенная группа ударных инструментов, большой смешанный хор, солисты и танцоры.
«Кармина Бурана» принесла К.Орфу всемирное признание, словно Фортуна улыбнулось ему. Это произведение было ярким, оригинальным, К.Орф определил его жанр как «сценическая кантата» или «светские песни для певцов, хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене».
Мы послушаем еще одну интерпретацию этого произведения, вы подумайте, почему композитор выбрал такое определение? Что нового вы узнаете в этом варианте?
«О, Фортуна» - видео (2:10)
B «Кармина Бурана» К.Орф стремился реализовать идею тотального театра, когда музыка, слово и движение образуют единое целое, присутствуют элементы уличных карнавалов, итальянской комедии масок.
Вспомните эпиграф «Человек – кузнец своего счастья», я обратила ваше внимание на него в начале урока.
Подумайте, какая из точек зрения вам ближе:
· Весь мир – театр, мы все актеры поневоле,
Всесильная судьба распределяет роли.
И небесаследят за нашею игрой!
· «Человек – кузнец своего счастья»
Вывод: В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов, все, что угодно, но только не самих себя. Песня «Дорога добра» учит нас быть ответственными за свои поступки, бережно относиться к ближним, совершать добрые поступки.
Муз. Б.Окуджавы «Ваше благородие» - исполнение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.