Урок Фортуна правит миром ,6 класс
Оценка 5

Урок Фортуна правит миром ,6 класс

Оценка 5
docx
музыка
30.12.2020
Урок Фортуна правит миром ,6 класс
0008f0de-fef983e1.docx

Урок музыки в 6 классе

Тема: «Фортуна правит миром»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

УУД.  Предметные: познакомить с творчеством К. Орфа на примере произведения «Кармина Бурана», раскрыть особенности жанра «сценическая  кантата», формировать представление об образе Фортуны в искусстве. 

Личностные: формировать музыкальный вкус, интерес к музыке.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать процесс и результат своей деятельности, оценивать свои достижения, выявлять причины и способы преодоления трудностей.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, в общей беседе,  высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию, уметь исполнять музыкальные произведения в составе единого коллектива.

Познавательные: уметь формулировать свои мысли, развивать и укреплять память, подбирать материалы и ресурсы для выполнения домашнего задания.

Метапредметные: организовывать свое рабочее место, понимать цель выполняемых действий.

Материал: Фрагменты сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»; песня «Ваше благородие».

План урока:

Ø Музыкально-ритмическая разминка (динамика, штрихи, темп, паузы)

Ø Кроссенс  (определение темы урока)

Ø «О, Фортуна»  из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» – слушание 

Ø Инсценировка частей кантаты (весна, пираты, фортуна – атрибуты, тексты вагантов)

Ø «О, Фортуна»  из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» – слушание «О, Фортуна» К. Орфа – видео (сценический вариант)

Ø  «Ваше благородие» (Б.Окуджава)- исполнение песни

 

 

Ход урока

Елена Олеговна Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося композитора ХХ века Карла Орфа (1895-1982). Его музыка отличается  гипнотической силой, произведения входят в репертуар ведущих театров мира. Кроме того, К. Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Он основал школу, в которой обучал маленьких детей играть на простейших музыкальных инструментах, сочинять мелодии, развивал их природную музыкальность.

Сейчас мы попробуем поработать так, как работал К. Орф со своими учениками.

- скороговорка

-придумать ритм

- мелодию

- темп

- штрихи

- динамику 

- Чтобы выявить тему урока, я предлагаю вам ответить на следующий вопрос:  - О чем идет речь: Она часто одушевляется в разговорной речи, она может «осчастливить», наградить, от нее можно получить удар, ее можно встретить, обмануть. С ней можно играть, шутить, можно верить и не верить, можно быть ее жертвой и баловнем, она может быть справедливой, справедливой и ироничной.

Множество сбывшихся пророчеств и предсказаний навели человека на мысль о существовании заведомо определенной программы жизни – судьбы. В сознании человечества это понятие накрепко прижилось и имеет давнюю историю.

Тема урока «Фортуна правит миром»

Однажды словно сама Судьба «подкинула» в руки немецкого Карла Орфа рукописный сборник 13 века, который назывался «Кармина Бурана» (баварские песни). Он вспоминал: «Название с магической силой приковало мое внимание. На первой странице книги была помещена миниатюра.

Посмотрите на эту миниатюру, изучите ее и ответьте на 3 вопроса:

1.     Что я вижу?

2.     Что я думаю?

3.     Что бы мне хотелось узнать?

В центре миниатюры изображена Фортуна — богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчиваемый короной, — «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, — «царствовал»; простертый внизу — «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, — «буду царствовать» (Regnabo, Regno, Regnavi, Sum sine regno («Буду царствовать, Царствую, Царствовал, Есмь без царства»).

Под миниатюрой было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна. Какова его главная мысль, идея?

 

О, Фортуна, лик твой лунный

 Вечно изменяется:  прибывает, убывает

 Дня не сохраняется.

 То ты злая, то благая прихотливой волею;

 И вельможных, и ничтожных

 Ты меняешь долею.

Колесо фортуны то возносит человека, то безжалостно низвергает его, совершая свой полный оборот.

В средневековом сборнике «Кармина Бурана» содержится более 250 текстов. Их авторы — средневековые поэты и беглые монахи, студенты и школяры, бродившие из города в город. По-латыни их называли вагантами. Композитор отобрал 24 текста, различных по жанрам и содержанию. Весенние хороводы, песни о любви, песни застольные, сатирические и др.

Произведение состоит из пролога и 3 частей. Сегодня мы познакомимся с прологом «Кармины Бураны». Я предлагаю послушать первый фрагмент — «Фортуна — повелительница мира». Определить:

1.     Характер музыки (словарь эстетических эмоций Ражникова)

2.     Исполнительский состав

3.     Жанр произведения

«О, Фортуна» - видео(2:40)

Исполнительский состав «Кармины Бураны» отличается грандиозным размахом: тройной состав оркестра с двумя роялями, увеличенная группа ударных инструментов, большой смешанный хор, солисты и танцоры.

«Кармина Бурана» принесла К.Орфу всемирное признание, словно Фортуна улыбнулось ему. Это произведение было ярким, оригинальным, К.Орф определил его жанр как «сценическая кантата» или «светские песни для певцов, хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене».

Мы послушаем еще одну интерпретацию этого произведения, вы подумайте, почему композитор выбрал такое определение? Что нового вы узнаете в этом варианте?

«О, Фортуна» - видео (2:10)

B «Кармина Бурана» К.Орф стремился реализовать идею тотального театра, когда музыка, слово и движение образуют единое целое, присутствуют элементы уличных карнавалов, итальянской комедии масок.

Вспомните эпиграф «Человек – кузнец своего счастья», я обратила ваше внимание на него в начале урока.

Подумайте, какая из точек зрения вам ближе:

·     Весь мир – театр, мы все актеры поневоле,

 Всесильная судьба распределяет роли.

И небесаследят за нашею игрой!

 

 

·     «Человек – кузнец своего счастья»

 

Вывод: В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов, все, что угодно, но только не самих себя. Песня «Дорога добра» учит нас быть ответственными за свои поступки, бережно относиться к ближним, совершать добрые поступки.

Муз. Б.Окуджавы «Ваше благородие» - исполнение

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок музыки в 6 классе Тема: «Фортуна правит миром»

Урок музыки в 6 классе Тема: «Фортуна правит миром»

Ход урока Елена Олеговна Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося композитора

Ход урока Елена Олеговна Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося композитора

Однажды словно сама Судьба «подкинула» в руки немецкого

Однажды словно сама Судьба «подкинула» в руки немецкого

Произведение состоит из пролога и 3 частей

Произведение состоит из пролога и 3 частей

И небеса следят за нашею игрой! · «Человек – кузнец своего счастья»

И небеса следят за нашею игрой! · «Человек – кузнец своего счастья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020