МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 5 города Буденновска Буденновского района»
356800 Ставропольский край, город Будённовск, улица имени Кирова,125 тел/факс:8(8655942920) e-mail school5bud2013@yandex.ru
ИНН 2624022312.ОГРН 1022603227261.КПП 262401001. ОКАТО 007402000000
Открытый урок географии -7 класс:
Тема:«Взаимодействие природы и общества»
Разработала:
учитель географии
МОУ СОШ № 5
г. Буденновска
Зиялова Е.А
г.Буденновск 2019 год
Цель: формирование представления об экологии и экологической ситуации в стране.
Задачи:
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления
Тип урока: изложение нового материала, проблемный
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая; попутное конспектирование
Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач;
Необходимое техническое оборудование: карта, атласы, видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор,
Ход урока:
I.Организационный момент – организация работы в классе.
1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление –(учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование.
Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.
Работа С ЭОР №1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия
(шаг 1-2, 7 минут)
2 элемент: Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.
Задание :
- Объясните, что такое «природа», «общество»?
- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).
Примерные ответы:
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Биосфера – «живая оболочка Земли» - часть природы, населённая живыми организмами.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.
Окружающая среда - среда обитания человека и существования человеческого общества.
Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.
Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)
- Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)
- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)
II. Новый материал
Учитель: Экологическая обстановка на планете, проблемы экологии.
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «экология»? На лучах солнца запишите свои ассоциации.(на доске ватман Солнце с лучами - дети записывают ассоциации)
- Скажите, что такое экологическая катастрофа?
- Должны ли мы быть безразличны к этой проблеме проблемам?
- А теперь я предлагаю вам поразмышлять над фразой: «Проблемы глобальные, а действуй локально».
- Как вы понимаете эти слова?
- Что значит глобальные проблемы? ( Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жить на ней станет невозможно. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это – не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть)
- Скажите, а в одиночку человек может решить глобальные проблемы?
- Почему?
- Необходимо помнить, что для решения глобальных проблем необходимо объединяться.
- Какие организации по защите и охране природы вы знаете?
Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деградации окружающей среды. Основана в 1971 году активистами из Канады и США, имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Киеве). Главный источник финансирования – добровольные частные пожертвования.
«Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиоционной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и другое. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.
«Зеленые» - движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сохранение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни. В Германии «Зеленые» в 1980 году оформились в политическую партию. С 1984 года существует Европейская партия «зеленых», объединяющая группы из многих стран Европы.
Первые проекты Всемирного фонда дикой
природы (WWF) в России начались еще в 1988 году, а в 1994 году открылось
Российское Представительство WWF. С тех пор WWF успешно осуществил более 150
полевых проектов в 40 регионах России и вложил более 30 миллионов долларов в
работу по сохранению и приумножению природных богатств страны. В 2004 году
Всемирный фонд дикой природы стал Российской национальной организацией.
В нашей стране правительство тоже уделяет внимание проблемам экологии. Наверняка вы слышали, что 2013 год был объявлен нашим президентом Путиным В.В. годом охраны окружающей среды.
- Природа-мать человечества, она и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. Мы говорили о глобальных проблемах человечества, а есть ли экологические проблемы в Ставропольском крае, т.е. проблемы, которые касаются нашего непосредственного окружения?
Территория Ставропольского края испытывает значительную трансформацию естественных ландшафтов. Это привело к резкому обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнение природной ландшафтной среды, загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие. Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи, пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных; пески, лишённые растительности, легко приходят в движение; травы медленно восстанавливаются
За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Пыльные бури выдувают 4-7 см, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл.
Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220 Наиболее сильно загрязнена атмосфера в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.
Проблема воды остро стоит на Ставрополье. Вода в реках края сильно загрязнена… В городах и сельских населённых пунктах ощутим недостаток чистой питьевой воды. В городах Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках отмечено снижение дебита минеральных вод в скважинах.
Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий осуществления флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние цветы, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Участились лесные и степные пожары. В их пламени гибнут деревья и кустарники, сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители, разрыхлители почвы.
В Конституции РФ, принятой в 1993 году, записано, что каждый гражданин России «…имеет право на благоприятную окружающую среду» (из ст.42). Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов.
В то же время в Конституции РФ определена обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (из ст. 58).
Творческая работа учеников (создание программы)
Красная Книга Ставропольского края.
Красная книга Ставропольского края учреждена Постановлением Губернатора от 13 апреля 2000 г. № 187 в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира на территории края.
Эта книга предусматривает ежегодный сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ведение мониторинга состояния биоразнообразия, занесение (или исключение) в установленном порядке в Красную книгу Ставропольского края объектов животного и растительного мира.
В соответствии с настоящим Положением о порядке ведения Красной книги
Ставропольского края дополнения и изменения вносятся каждые 5 лет.
Экологические проблемы г. Буденновска
Зоны города, подверженные загрязнению тяжелыми металлами:
1зона – улицы, имевшие ранее или сейчас оживленное движение автотранспорта.
2 зона – улицы, принимающие и проводящие ливневые стоки города.
3 зона – улицы, заложенные в местах бывших стихийных свалок.
4 зона – улицы, прилегающие к железной дороге.
5 зона – участки набережной озера Буйвола, имевшие ранее стихийные свалки и подверженные загрязнению ливневыми стоками.
Вопрос: Какие вы знаете источники поступления тяжелых металлов в почву?
(Слайды: Наиболее загрязненные места г.Буденновска.)
(Слайды: Вздохи земли. Экологические катастрофы)
Вздохи Земли (экологические катастрофы)
«Кыштымская авария» — первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера, возникшая 29 сентября 1957 года нахимкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе «Челябинск-40». С 1954 года город назывался Озёрск, но его название в советское время употреблялось только в секретной переписке, поэтому авария и получила название «кыштымской» по ближайшему к Озёрску городу Кыштым, который был обозначен на картах.
Авария на АЭС Фукусима-1 — крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц — 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.
Сайт компании «Экология края» www.eco26.ru
Учитель: А как вы пытаетесь сохранить нашу планету?
Анкета ««Мое отношение к экологическим проблемам »
Решение экологических проблем края требует разработки и осуществления специальной программы, которая будет включать контроль за хозяйственной деятельностью, охранные ограничения в использовании природных ресурсов, создание заповедников и других особо охраняемых территорий в каждом типе ландшафтов.
Сайт компании «Экология края» www.eco26.ru
Экологические праздники
22 марта – Всемирный день воды
1 апреля – Международный день птиц
22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ
5 июня – всемирный день охраны окружающей среды
4 октября – Всемирный день животных
16 сентября - Международный день защиты озонового слоя
17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием
III.Рефлексия: Работа в группах : Предложения путей решения по охране окружающей среды
(Принятие законов, позволяющих защитить окружающую среду, Международное сотрудничество, ответственность каждого за причастность к экологии окружающего мира, модернизация производства, экологическое равновесие, экологическая культура)
Решение каждой группы озвучиваются учащимися.
IV..Закрепление изученного материала: Тест ( 3мин)
V.Выставление оценок: Всем выступающим в группах –отлично, результаты тестовой работы-на следующий урок
VI.Домашнее задание: п.58.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.