Урок "Города-государства Древнего Междуречья"
Оценка 4.6

Урок "Города-государства Древнего Междуречья"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
17.05.2020
Урок "Города-государства Древнего Междуречья"
16 Города-государства Древнего Междуречья.docx

Класс ___6_______ Дата __________               Всеобщая история

Урок № 1 в тематическом модуле «Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья»

Тема: Города-государства Древнего Междуречья.         Тип: урок формирования умений и навыков

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией древнейших городов-государств Древнего Двуречья; формировать умение работать с исторической картой, историческими источниками, составлять сравнительные таблицы; учить сравнивать историческую информацию, четко выражать свое мнение; развивать мыслительные качества; воспитывать интерес к изучению истории Древнего мира.

Формируемые УУД: применяет и объясняет понятия и термины клинопись, зиккураты,
шумерские города-государства
; называет время, на которое приходится появление и расцвет
Вавилона, известнейших правителей государств Междуречья
; показывает на карте территорию Двуречья; умение сравнить цивилизации Древнего Египта и Месопотамии; умение обобщать, анализируя факты истории жителей Междуречья, учить делать выводы об особенностях данной цивилизации; умение выявлять причины, почему именно орошаемое земледелие и ремесло были хорошо развиты на данной территории; умение использовать карту как источник информации о расположении цивилизации и ее природно-климатических особенностях; оценивать вклад народов Древнего Двуречья в общемировую культуру.

Планируемые методы, приемы, технологии: исторический диктант, беседа, ассоциации, работа с картой, учебником, историческим источником; сравнительная таблица, составление схемы, практическое занятие, графический диктант.

Дефиниции: клинопись, зиккурат, ростовщик.

Даты: III тыс. до н. э., 2330 г. до н. э., II тыс. до н. э.

Личности: царь Хаммурапи 1792 – 1750 гг. до н. э.

Ход.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний Исторический диктант.


1. Материк, на котором расположен Египет (Африка)

2. главным занятием египтян было (Земледелие)

3. Река в Египте называлась (Нил)

4. Высокий  тростник, из которого делали материал для письма в Египте (Папирус)

5. Правитель Египта назывался (Фараон)

6. Приспособление для подъема воды из реки или колодца в Египте (Шадуф)

7. Самая большая пирамида была построена для фараона (Хеопса)

8. письменность Древнего Египта (Иероглифы)

9. Сохранённое бальзамированием тело в Египте (Мумия)

10. Главный бог Египта (Амон-Ра)


- До какой реки на востоке доходили границы данного государства? (Евфрат)

- Как называлось государство,  расположенное  там? (???)

III. Мотивация. Египетские воины не захватили эту страну, но рассказывали о ней много странных  фактов: у этого государства целых три названия, там «реки текут наоборот», «а книги после пожара, не сгорели,  стали только  прочнее», поговорка «Око за око, зуб за зуб» пошло тоже от туда. Предлагаю разгадать данные загадки, отправившись в путешествие по Древней Вавилонии.

IV. Сообщение темы и цели.                

V. Основная часть.

1) Ассоциации – Название государства. Попробуем разгадать первую загадку. У Данного государства три названия: Вавилонское государство, Двуречье, Междуречье. Как вы думаете, почему?

2) Работа с картой – Географическое положение – Сравнительная таблица.

 

Египет

Междуречье

Континент

Северо-восточная Африка

Азия

Моря

Средиземное, красное

Персидский залив

Реки

Нил – регулярный разлив

Тигр, Евфрат нерегулярный разлив

Рельеф

Пустыни, оазисы

Пустыни

Климат

Сухой, жаркий, редкие осадки

Сухой, жаркий, редкие осадки

Растения

Папирус

Финиковая пальма

Полезные ископаемые

Камень, медь

Глина

Занятия

Земледелие, скотоводство

Земледелие, скотоводство

Вывод: люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Двуречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля.

Разгадаем вторую загадку: «Река течет наоборот». Скажите мне, пожалуйста, направление течения  реки Нил. (Она текла с Юга на север и впадала в Средиземное море). А вот реки Тигр и Евфрат текли наоборот с Севера на юг и впадали в Персидский залив, поэтому египтяне и были удивлены такому факту.

3) Составление схемы – Возникновение государств на территории Междуречья.

Шумер (юг) – г. Ур, г. Урук

 

2330 г. до н. э.

Саргон объединил в Аккадское царство

 

II тыс. до н. э.

Вавилонское царство («Баб-Илу – Врата Бога»)

Около III тыс. до н. э.

Аккад (север) – г. Вавилон

3) Работа с историческим источником – Законны Хамураппи (с. 72 уч.) В Двуречье  1792 – 1750 гг. до н. э. правил самый могущественный царь Хаммурапи. Так вот этот человек создал первый сборник законов, который археологи нашли написанным на каменном столбе.

- Какие категории населения упоминаются в Законах Хамураппи? (рабы и свободные)

- Чьи интересы защищали данные законы? (его подданых)

- Какие виды наказаний предусматривались? (жестокие)

Вывод: следующая разгадка - «Око за око, а зуб, за зуб» появилась как раз после того, как были расшифрованы законы Хаммурапи.

Ростовщик – дает в долг под проценты.

4) Практическое занятие «Культура и религия народов древнего Междуречья» - Сравнительная таблица.

 

Египет

Двуречье

Служители бога

Жрецы

Жрецы

Главный бог

Амон-Ра – бог солнца

Эф – бог воды

Архитектура

Пирамиды, храмы, гробницы

Храм – ступенчатая башня - Зиккурат

Скульптура

Каменные статуи

Глиняные статуи

Письменность

Иероглифы

Клинопись

Материал для письма

Папирус

Глина

Хранение информации

Свиток

Глиняные таблички

Образование

Школы в храмах, учителя – жрецы, учились богатые; черная и красная краска

Отец школы, сыновья школы, человек с палкой

Наука

Математика (расчеты для строительных работ), астрономия (движения небесных светил), календарь, водяные часы

Математика (число 60), астрономия (движения небесных светил), календарь

 Пришло время разгадать четвертую загадку. Царь соседнего государства Ассирии Ашшурбанапал, приобрел глиняные книги у Вавилонии, но так случилось, что во время нападения на Ассирию вся библиотека сгорела. А книги не пострадали, они стали только прочнее. Почему? (Глина после обжига становиться прочнее).

VI. Закрепление – Графический диктант.


1. Междуречье иначе называется Двуречье (+)

2. Двери у бедняков были деревянные (-)

3. Бога солнца звали Шамаш (+)

4. Ур и Урук это название рек (-)

5. Бога солнца звали Шамаш (+)

6. Клинопись - это узоры на посуде (-)

7. Религия жителей Двуречья – языческая (+)

8. Самого могущественного царя Двуречья звали Ашшурбанапал (-)

9. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства (+)

10. Главное занятие жителей Двуречья скотоводство (-)


VII. Домашнее задание: § 13, 14; доклад «Чудеса света из Древнего Междуречья»

VIII. Краткий самоанализ (цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые методы, приемы, технологии) ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


 

Класс ___6_______ Дата __________

Класс ___6_______ Дата __________

III . Мотивация. Египетские воины не захватили эту страну, но рассказывали о ней много странных фактов: у этого государства целых три названия, там «реки текут…

III . Мотивация. Египетские воины не захватили эту страну, но рассказывали о ней много странных фактов: у этого государства целых три названия, там «реки текут…

Главный бог Амон-Ра – бог солнца

Главный бог Амон-Ра – бог солнца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2020