Министерство
образования и науки Калужской области
Государственное казенное образовательное учреждение Калужской области
«Кировская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
Урок по химии в 8 классе
Учитель:
Высшей квалификационной
категории
Митюкова
Людмила Николаевна
Тема: Путешествие в мир кислот.
Цель: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ
Задачи:
1. Образовательные: продолжить формирование понятий об основных классах неорганических соединений – классе кислот; организовать деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот; продолжить работу по выработке навыков и умений работать с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
2. Развивающиеся: создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; развивать самостоятельность и креативность мышления; в потоке книжной информации находить нужные сведения, грамотно строя свои высказывания и обогащая свой словарь новыми понятиями.
3. Воспитывать желание получать новые знания по данной теме; слушать товарищей и быть услышанными; критически оценивать свою работу на уроке.
Техники и приемы, используемые на уроке:
технология проблемно-диалогического изучения данного материала;
технология разноуровневого обучения (выполнение заданий);
технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).
словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;
наглядные и практические (знакомство с химическими веществами и выполнение учащимися лабораторного опыта).
Межпредметные связи: с биологией и русским языком.
Оборудование для урока:
1 Габриелян О.С. Химия. 8 класс
2 Габриелян О.С. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.
3 Габриелян О.С. Настольная книга учителя
4 Таблицы “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости”
6 Оборудование: химические стаканчики, химические вещества
Реактивы: 1 Из набора неорганических кислот: соляная
2 Из набор органических кислот: уксусная
3 Яблоко, лимон, щавель, молоко
4 Набор индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
Этапы урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||
I. Организационный этап |
Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. А наши тетради превратятся сегодня в путевые дневники.
|
Задача. Организовать внимание для изучения новой темы, стимулировать мотивацию познавательной деятельности. |
||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. |
Задача: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками. |
Задача. Осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке. |
||||||||||||||||||||
|
Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?
|
Изучали тему: “Соединения химических элементов”. |
||||||||||||||||||||
|
Какие соединения химических элементов мы уже изучили? |
Познакомились с классом оксидов, оснований. |
||||||||||||||||||||
|
Прочитайте химические формулы Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу: MgO, NaOH, H2S, HCI, SiO2, Ba (OH)2, H2SO4, H3PO4, CuO, Ca(OH)2
|
Заполнение таблицы учениками в тетради |
||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации |
Задача. Создать проблемную ситуацию, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога |
Вступают в диалог с учителем. Задание Понять границы своего незнания |
||||||||||||||||||||
|
Обратите внимание! Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? |
Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу. |
||||||||||||||||||||
|
Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом ……………… |
|
||||||||||||||||||||
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. |
Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы |
Вступают в диалог с учителем. Задание Понять границы своего незнания |
||||||||||||||||||||
|
А по какой теме мы сегодня будем путешествовать? Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания. А что же между ними общего? Как вы думаете?
|
Рассматривают фотографии. Делают выводы, что общего. |
||||||||||||||||||||
Станция «Дегустационная» |
В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это-грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или ломтик лимона, которые лежат перед каждым Попробуйте на вкус аскорбинку, яблоко, лимон ( раздаю детям по 1 драже аскорбиновой кислоты |
Пробуют на вкус |
||||||||||||||||||||
|
Какой вкус вы почувствовали? |
Кислый |
||||||||||||||||||||
|
Кислый вкус продуктам придают? |
Кислоты |
||||||||||||||||||||
|
Сегодня тема урока |
КИСЛОТЫ, ИХ СОСТВ И НАЗВАНИЕ. |
||||||||||||||||||||
|
Какие вопросы сегодня рассмотрим на уроке? |
Что такое кислоты? Состав кислот? Названия кислот? |
||||||||||||||||||||
IV. Этап открытия нового знания |
Задача: Формирование понятия кислоты, кислотного остатка. |
Задача. Организовать внимание для изучения понятий «кислота», «Кислотный остаток» |
||||||||||||||||||||
Станция «Информационная |
Кислоты встречаются в природе? |
Да |
||||||||||||||||||||
|
Где встречается лимонная кислота ? |
В лимоне |
||||||||||||||||||||
|
Где встречается яблочная кислота ? |
В яблоке |
||||||||||||||||||||
|
Где встречается молочная кислота ? |
В молоке (кислое) |
||||||||||||||||||||
|
Но! Есть такие кислоты, которые не встречаются в природе и получены они искусственным путем. Которые мы сегодня и будем изучать. |
|
||||||||||||||||||||
|
Что такое кислоты? |
(дети работают с учебником) Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атома водорода и кислотного остатка |
||||||||||||||||||||
|
Посмотрите на экран- здесь даны формулы кислот, что между ними общего. |
Атомы водорода Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток. |
||||||||||||||||||||
|
HCl хлороводородная(соляная)кислота HF фтороводородная( плавиковая) кислота HI иодоводородная кислота HBr бромоводородная кислота HNO2 азотистая кислота HNO3 азотная кислота H2S сероводородная кислота H2SO3 сернистая кислота H2SO4 серная кислота H2CO3 угольная кислота H2SiO3 кремниевая кислота H3PO4 фосфорная кислота |
Записывают химическую формулу и название кислоты в словарь |
||||||||||||||||||||
|
Задача: Организовать деятельность учащихся по классификации кислот. |
Задача. Организовать внимание для изучения понятий «классификация кислот» |
||||||||||||||||||||
|
Обратите внимание на формулы кислот. Чем данные кислоты отличаются друг от друга по составу?
|
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, различно содержание атомов водорода |
||||||||||||||||||||
|
Классификация кислот по числу
атомов водорода |
Дети записывают химические формулы классификации кислот |
||||||||||||||||||||
|
Классификация кислот по наличию кислорода |
Дети записывают химические формулы классификации кислот |
||||||||||||||||||||
|
Классификация кислот по растворимости ( по таблице
растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые) |
Дети записывают химические формулы классификации кислот |
||||||||||||||||||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Собрать рассыпанные на столе таблички с формулами кислот |
|
||||||||||||||||||||
Станция “Экспериментальная”. |
Задача: Закрепление умений самостоятельно проделывать опыты, соблюдая ТБ, делать выводы и обобщать. |
|
||||||||||||||||||||
|
Постепенно химики научились распознавать кислоты. Как можно распознать кислоты, пробуя на вкус? |
С помощью индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого) |
||||||||||||||||||||
|
Повторение ТБ при работе с кислотами. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета. |
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
Вывод: Раствор индикатора в кислой среде ИЗМЕНЯЕТ окраску. |
||||||||||||||||||||
V. Применение нового знания. |
Задача: закрепить знания и умения по новому материалу
|
Задача: уметь оперировать знаниями, полученными в ходе представления презентации и выполнения лабораторной работы; Уметь соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи. |
||||||||||||||||||||
Станция “Практическая”. |
Задача: установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные проблемы. |
|||||||||||||||||||||
|
Тест по теме «Кислоты». 1.Кислоты-сложные вещества, состоящие из ионов: а)водорода и ионов кислотного остатка б)ионов металла и ионов кислотного остатка в)ионов водорода и гидроксид-ионов 2.В пробирках находятся вещества: известковая вода, серная кислота, гидроксид калия. Как определить, где кислота: а)добавить воду б)добавить азотную кислоту в)добавить синий лакмус |
|
||||||||||||||||||||
Итог урока |
Что сегодня узнали на уроке? |
Что такое кислоты Названия кислот Классификация кислот |
||||||||||||||||||||
Рефлексия
|
Задача: Создать условия для самооценки учебной деятельности. А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Для этого выполните рефлексивный тест: |
1. Я узнал много нового материала 2. Мне это пригодится в жизни 3. На все возникшие вопросы я получила ответы 4. На уроке я поработала добросовестно. Учащиеся ставят либо плюс, либо минус, а учитель выставляет оценки за урок. |
||||||||||||||||||||
VI. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить, как его выполнять 1. Выучить формулы и названия кислот |
Записывают д/з |
||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.